По этой теме стоит сразу сказать: надо было это делать намного раньше, надо это делать регулярно и продолжительно. Если с первым аргументов уже "проехали" (если бы еще в феврале снесли всю энергетическую инфраструктуру, СВО вероятно пошло бы совсем по другому сценарию), то вот по поводу второго аргумента можно будет посмотреть в ближайшие дни.
Нужно подчеркнуть, что ранее Россия не прибегала к ударам по критической инфраструктуре, а ведь для Украины подобные действия являются нормой. С 2014 года киевские войска били именно по ЛЭП, фильтровальным станциям, блокировали железную дорогу, а кроме того, одной из излюбленных тактик ВСУ были повторные удары по инфраструктуре, когда на место приезжали ремонтные бригады, сотрудники ЖКХ или компании «Вода Донбасса». В результате погибали абсолютно невинные и безоружные люди, а население оставалось без водо- и электроснабжения.
Напомню, что летом 2014 года Луганск долгие месяцы находился без водоснабжения, Донецку также доставалось 8 лет назад, не говоря уже о нынешней ситуации, когда город (а также Макеевка, Горловка, Ясиноватая и другие населенные пункты ДНР) практически обезвожен уже почти 7 месяцев. Даже в условно «тихие» годы вооруженного конфликта города Республики регулярно оставались без водоснабжения, так как украинские боевики били по фильтровальной станции и водоканалам, хотя там должна была быть «серая зона», но ВСУ окапывались вблизи объектов инфраструктуры и вели прицельный огонь. Не стоит забывать и об ударах по ЗАЭС и Антоновскому мосту уже сейчас. Даже западные наблюдатели не смогли остановить Киев от преступных действий.
Только на девятом году войны Украина почувствовала на себе методы ведения боевых действий, которые сама использовала долгое время и продолжает это делать и сейчас. Характерно, что украинские граждане, которые в целом спокойно реагировали на удары по подобным объектам в Донбассе, во время удара по ТЭС стали возмущаться, что такое невозможно в 21 веке и что такие методы неприемлемы. Увы, но украинское государство вело себя подобным образом 8 лет, и в отношении Донбасса и Крыма это было «приемлемым», но только это коснулось украинцев, все тут же вспомнили о цивилизованности и о том, какой век на календаре.
Пока сложно каким-либо образом оценить удары ВС РФ по критической инфраструктуре Украины. Будут ли они носить постоянный характер или нет – тоже пока проблематично сказать. Очевидно, что таким образом Москва ответила на бравурные заявления украинских политиков, которым в голову ударил успех на Харьковском направлении, причем настолько, что они стали жаждать чего-то большего, чем они когда-либо могут получить. Россия показала, что всего тремя ударами по ТЭЦ может оставить большую часть Украины без электроснабжения.
Более того, Киев знал и раньше, что Россия рассматривает вариант удара по критической инфраструктуре. Об этом писали украинские Telegram-каналы еще в начале августа. Они ссылались на свои источники, которые утверждали, что подобную информацию Киеву передали британские спецслужбы. Они же и сейчас предупреждают, что Кремль готов наносить удары по энергетической и газовой инфраструктуре Украины. В списке целей, как утверждают британские спецслужбы, АЭС, ПГХ, мосты через Днепр.
Но Украина никаких выводов не сделала, напротив, она будто напрашивается на более мощные удары, которые приведут государство к окончательной «декоммунизации». Отмечу, что за годы «независимости» украинское государство не смогло построить ни одну ТЭЦ. Все это – наследие советских времен. Соответственно, пришло время начать строить что-то свое, демократичное и даже экологически чистое. Хотя в той же Европе уже не звучат призывы к заботе об экологии, а вполне спокойно расконсервируют предприятия, которые не так давно закрывали в угоду политической конъюнктуре. Зима ведь близко.
В подобных обстоятельствах говорить о каких-либо переговорах с Украиной не приходится. Тут стоит вспомнить еще одну фразу Лаврова, которая осталась незамеченной. Большинство СМИ цитировали ту часть интервью главы МИД РФ, где шла речь о том, что Москва не отказывается от переговоров, но после российский министр сказал следующее:
«Насчет переговоров они [украинцы] уже всё сказали. Заявляют, что переговоры могут состояться только после победы Украины. И потом, когда «Россия уйдет с украинских земель», они будут готовы разговаривать, навязывая нам свои условия. Если это их выбор, то мы знаем, как нам достигать целей, поставленных президентом России В.В. Путиным в рамках специальной военной операции», – подчеркнул дипломат.
Увы, но нужно уже давно было понять, что садиться за стол переговоров с Киевом – это осознанно совершать ошибку. Ни одно соглашение, подписанное украинскими политиками, не было выполнено именно украинской стороной. Началось это еще с Майдана, когда тогдашняя оппозиция якобы согласилась на мировую, но в итоге на следующий же день осуществила силовой захват власти в стране. И даже европейцы, которые были гарантами тех соглашений, развели руками, ведь к власти пришли удобные им люди, которые будут развязывать войну с Россией, что, собственно, и случилось.
Очевидно, что нынешние правители Украины, которые подобным образом вошли в руководящие кабинеты, будут придерживаться этой же тактики. Для них переговоры – способ реализации собственных преступных замыслов. Поэтому были сорваны первые Минские соглашения, затем вторые, а после и мартовские, которые заключались в Стамбуле. С людьми, которые доброту воспринимают за слабость и бьют исподтишка, нужно говорить языком силы.
Думаю, что вчерашние удары по критической инфраструктуре Украины показали свою эффективность, хотя это лишь малая доля того, что могла бы сделать Россия в отношении Украины, которая сорвалась с цепи. Судя по заявлению Лаврова, в Москве это прекрасно поняли. Именно поэтому после предложения Микрона прекратить СВО по критической инфраструктуре был нанесен удар.