Разрушение и созидание — два диаметрально противоположных понятия, но в творчестве британки Корнелии Паркер они тесно связаны между собой. Созданные ею инсталляции — своего рода новый взгляд на старые и знакомые вещи. Они служат напоминанием о том, что разрушение — это не только феерический конец, а и грандиозное начало.
Детство Корнелии
Корнелия Энн Паркер — английская художница, известная работами в области скульптуры и инсталляции.
Несмотря на то, что Корнелия была одной из трёх дочерей, отец обращался с ней как с мальчиком, поскольку ему нужно было с кем-то работать. По словам художницы, в детстве с ней обращались как с суррогатным сыном. В то время как её сёстрам дарили кукол и губную помаду, она получала резиновые сапоги и тачки. У её отца бывали непредсказуемые вспышки гнева, которые он не контролировал. Так же Корнелия упомянула о том, что из-за не хватки денег у её семьи была привычка экономить на всём и повторно использовать большую часть вещей. В дальнейшем всё это и многое другое повлияло на её творчество, которое напоминает взрывы, замершие во времени и пространстве.
Творческий путь
Холодная темная материя: наблюдение за разрушением. \ Фото: google.com.
В работе под названием «Холодная темная материя: наблюдение за разрушением» представлены темы, важные для художницы: взрыв, разрушение и воссоздание. Дабы создать эту работу, Корнелия, прибегнув к помощи британской армии, взорвала сарай, превратив оставшиеся части в великолепную инсталляцию. Взрывная сила, вызвавшая разрушение здания, увековечена в художественном произведении, которое выглядит как материальный снимок точного момента взрыва.
В другой работе под названием «Сердце тьмы» Корнелия собрала обугленные останки лесного пожара во Флориде, чтобы создать художественную инсталляцию. А для создания свой художественной «Мессы» она использовала обугленные останки церкви, в которую в 1997 году ударила молния. Годы спустя художница прочитала статью о байкерах, которые из-за межрасовых распрей сожгли баптистскую церковь в Кентукки.
Тридцать сребреников Корнелии Паркер, 1988-9 годы. \ Фото: i.pinimg.com.
Позже она создала ещё одну работу, посвящённую церковной тематике, которую представила вместе с предыдущей в виде диптиха на выставке в Сан-Франциско. Таким образом казалось, что разрушенные церкви были воскрешены. Они восстали из пепла стихийных бедствий и расистского насилия как новое произведение искусства.
В «Тридцати сребрениках» Корнелии представлен ещё один акт разрушения. Художница разместила несколько дешево купленных серебряных предметов на бетонной дорожке. Паровой каток проехал по ним и раздавил их всех на маленькие плоские кусочки, которые в скором времени были подвешены к потолку галереи в виде инсталляции.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Как раскрывает темные стороны Америки художница, которую сравнивают с Гойя и называют мастером провокаций: Кара Уокер >>Мультфильмы
Старый взорванный сарай (Серия работ Холодная темная материя: наблюдение за разрушением), Корнелия Паркер, 1991 год. \ Фото: chisenhale.org.uk.
Тема мультяшного насилия или шаблонных мультяшных смертей также присутствует в творчестве Корнелии. Как и в мультфильмах, объекты в её работах подвергаются разрушению только для того, чтобы немедленно вернуться к жизни, но в новой форме. Её работы также вдохновлены образами разнесённого вида, которые можно найти в старых энциклопедиях или руководствах по сборке и техническому обслуживанию. Разнесённый вид, подобный тому, который был сделан Леонардо да Винчи, показывает схему или чертёж объекта, а также то, как различные части соотносятся друг с другом.
Разнесённый вид, Леонардо да Винчи.
Это в свою очередь помогает их собрать воедино. Корнелия всегда была очарована старыми энциклопедиями, содержащими подобного рода диаграммы. Её работа под названием «Холодная темная материя: наблюдение за разрушением» непосредственно относится к этим изображениям. Она демонстрирует идеально упорядоченный вид деталей, которые в собранном виде составляют полноценный садовый сарай. Двойное значение названия «Холодная темная материя: наблюдение за разрушением» становится очевидным, если учесть то, что оно буквально представляет взорванный вид сарая в середине детонации.
Разрушение и реконструкция: Воскрешение разрушенного
Создание тридцати серебряных монет, Корнелия Паркер, 1988 год.
Когда Корнелия сказала, что её работа под названием «Тридцать сребреников» рассказывает не только о деньгах и предательстве, а и о смерти и воскресении, она имела в виду не воскресение Иисуса Христа после того, как он был предан Иудой за тридцать сребреников, а отсылку на воскрешение материала. Обычно воскресение зарезервировано только для божественного существа или человека, который восстаёт из мёртвых как часть религиозного повествования. Однако в случае Корнелии воскрешается именно физический материал. Поскольку она выросла католичкой, на её искусство могли повлиять христианские идеи воскресения и пресуществления, то есть превращения одной субстанции в другую, например, хлеба и вина, становящихся телом и кровью Христа.
В своих неоднозначных инсталляциях Паркер использует материал, который был уничтожен, сожжён или раздавлен, часто по её собственной инициативе, и реконструирует его для создания произведений искусства.
Neither From Nor Towards, Корнелия Паркер, 1992 год.
Её искусство создаёт парадокс, порождая нечто совершенно новое и часто неузнаваемое, например, работы, сделанные из сгоревших церквей. Материал приобретает новое значение, сохраняя при этом старый смысл и развивая его. Отдельные серебряные предметы превращаются в единое плоское произведение искусства, демонстрирующее разрушительные силы мира. Сгоревшие останки церквей воскрешены в абстрактной художественной инсталляции. Взорванный сарай становится свидетельством короткого момента его собственного разрушения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Как современные творцы стирают границы между искусством и природой: Впечатляющие работы мастеров лэнд-арта >>Значение работ Корнелии Паркер
Холодная тёмная материя, работа созданная Корнелией Паркер, 1991 год.
Многие работы Корнелии можно рассматривать с личной или гораздо более широкой космической точки зрения. Художница сказала, что ее работа «Холодная тёмная материя» демонстрирует аспекты внешнего мира, а также нашей психики. Произведения, подобные этому, могут напомнить зрителю о звёздных созвездиях, Большом взрыве или взрывах, происходящих в зонах боевых действий, которые многие люди видят только на видео и фотографиях.
Взорванный сарай также может напомнить о повседневной жизни, о личных и психологических конфликтах и насилии, с которым сталкивается ежедневно большинство людей по всему миру. Сарай, использованный в её работе, был заполнен обычными вещами, такими как игрушки, книги и инструменты, и поэтому является почти символом взрывов на психическо-эмоциональном уровне, хоть раз случающихся в жизни каждого человека.
Деталь из тридцати серебряных монет работы Корнелии Паркер.
Предметы, используемые Паркер в работах, разрушаются в процессе создания, но они также превращаются во что-то новое. Не только мир и вселенная вокруг нас движутся дальше и создают вещи из разрушения, но и мы сами. Её искусство часто ощущается как приостановленный момент в хаотичном мире, полном перемен, разрушения и неопределённости. Поэтому, каждый раз рассматривая работы Корнелии, можно изучить внутреннее смятение, а также глобальные кризисы, затронутые художницей.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/101222/54942/