Эг-Морт сегодня – город со всего лишь пятью тысячами жителей, туристический центр департамента Гард в регионе Малый Камарг, Франция. Отсюда около 33 км. до Нима и 26 км. до Монпелье. Уникальность его заключается в том, что Эг-Морт практически неизменным дошёл до наших дней и прекрасно сохранился, несмотря на более чем семисотлетнюю историю. Его стены, башни, ворота, улицы, дома и храмы – в точности такие же, какими их построили по приказу Людовика IX Святого в XIII веке.
Подобным феноменом Эг-Морт обязан собственной истории. Основанный изначально как французский королевский порт, единственный в то время на Средиземном море, после присоединения к Франции более удобно расположенного Марселя Эг-Морт утратил своё торговое и военное значение. В результате войны, вторжения, осады и прочие потрясения почти не затронули его, городок естественным образом «законсервировался» и длительное время единственным важным производством здесь оставалось солеварение. Сегодня его развили до государственных масштабов: около 90% всей французской соли поставляется на рынок из Эг-Морта.
Туристы приезжают сюда, чтобы побродить по узким улочкам настоящего средневекового городка, зажатым между старинными домами с красными черепичными крышами. Осмотреть мощные готические укрепления, каждое из которых имеет своё название и свою историю. Посетить знаменитую башню-крепость и одновременно маяк Констанцу. Кроме того, раскинувшиеся вокруг города болотистые пустоши в наши дни превращены в уникальный природный заповедник, где интересно наблюдать за разнообразием здешней флоры и фауны- а, миновав дельту Роны и старинные каналы, можно выйти на яхте или катере в Средиземное море.
Давайте и мы изучим подробнее эту крепость …-
Фото 2.
 -
Хотя город-крепость Эг-Морт был построен по приказу Людовика IX Святого, археологические раскопки нашего времени показали, что поселение на этом месте существовало ещё во времена Древнего Рима. Основателем его считается Мариус Кайус, датой появления называют приблизительно 102 г. до н.э. Позднее, в V веке, на руинах римско-галльского поселения было построено бенедиктинское аббатство Псалмодии, к которому отошли болотистые равнины в дельте реки Роны. От римлян же происходит и само название местности, которое впервые встречается в документах эпохи X века: «Ayga Mortas», что означает «Мёртвая Вода». По всей видимости, оно появилось из-за находящихся здесь богатых солончаков.
Новый этап в истории этих земель начинается в середине-второй половине XIII столетия, на закате Крестовых походов. В то время Франция не имела собственных портов на Средиземном море: Прованс с его удобным Марселем принадлежал Священной Римской империи, Монпелье находился во владении короля Арагона. Меж тем нужда в собственном порте, который мог бы обеспечить короне торговое и военное присутствие в Средиземноморье, становилась всё более острой.
Фото 3.
 -
Людовик IX, глава седьмого и восьмого Крестовых походов, приобрёл (по другой версии – получил в дар) земли монахов-бенедиктинцев и приказал начать на них строительство порта. Первый этап работ продолжался три года, с 1240 по 1242 гг.: были прорыты водоотводные каналы для осушения болот, подготовлен грунт для строительства городских зданий и стен, прорыт судоходный канал, обеспечивший выход из порта Эг-Морт напрямую в Средиземное море. Главным укреплением новой крепости стала башня Луи, ныне известная как башня Констанца (башня Постоянства). Это был – и, по большому счёту, остаётся – самостоятельный мощный донжон цилиндрической формы, стоящий обособленно от крепостных стен и связанный с ними специальным мостом. Башня была построена в 1242 г., её диаметр составляет 22 метра, столько же – высота нижней, толстой части от земли до террасы наверху. Через двенадцать лет башня получила надстроенный маяк высотой 33 метра.
Толщина стен Констанцы 6 метров. Внутри размещался гарнизон, который должен был оборонять крепость от противников. В казематах под охранным залом первого этажа хранились запасы воды, продовольствия и оружия. Рядом были устроены часовня Святого Луи, маленькая пекарня и темницы (в последующие века неоднократно использовавшиеся по назначению, так что сама башня много раз выполняла функции тюрьмы). Вход внутрь Констанцы был через металлические двери с особым запирающим механизмом – технической новинкой того времени. На верхней террасе находился наблюдательный пост, отсюда же лучники и арбалетчики могли стрелять по атакующим врагам. Башню окружал наполненный водой ров, частично сохранившийся и сегодня. Чтобы конструкция не ушла в болотистую почву, в качестве фундамента были забиты мощные сваи из цельных дубовых стволов.
Фото 4.
 -
В 1248 г. началось возведение крепостных стен под руководством архитекторов-генуэзцев Гульельмо Бокканегра и Никола Коминелли, однако завершены работы были только в конце XIII – начале XIV веков, при Филиппе III Смелом и Филиппе IV Красивом. Общая протяжённость укреплений составила 1640 метров, стены толщиной 3 метра вознеслись на высоту 11 метров, крепость обороняли двадцать мощных башен, внутрь вели десять хорошо охраняемых ворот.
Отсюда в 1248 и 1270 гг. Людовик Святой повёл свои войска в седьмой и восьмой Крестовый походы. Первый из них был направлен на Египет и закончился неудачно: французские крестоносцы поначалу осадили и взяли штурмом Дамиетту, но затем после неудачной осады Мансуры и отступления были разгромлены сарацинами. Сам король попал в плен и ради своего освобождения был вынужден уступить ранее захваченную крепость. Четыре года после этого Людовик провёл в Сирии, собирая новые войска, укрепляя Кесарию, Яффу и Сидон, и налаживая контакты с правителями соседних государств Малой Азии. Однако в 1254 г., узнав о смерти матери, король был вынужден вернуться на родину.
Фото 5.
 -
Неудачным оказался и восьмой, последний из Крестовых походов. В июле 1270 г. французские войска выдвинулись к Тунису, надеясь покорить здешнего султана и обратить его в христианство. Людовик решил дождаться своего брата, правителя Сицилии и Неаполя Карла I Анжуйского. Однако в армии французов началась эпидемия тифа, в результате которой скончались сам король и его сын Тристан. Сразу после смерти Людовик IX был канонизирован, в наши дни в его честь построено множество храмов по всему миру, а на главной площади Эг-Морта установлена статуя короля, молодого и полного надежд, такого, каким он основал этот город-крепость.
Для своего времени Эг-Морт считался практически неприступным городом и процветал вплоть до середины XIV столетия, насчитывая в период наивысшего развития около пятнадцати тысяч жителей. С момента основания города его население пользовалось королевскими привилегиями, и было практически освобождено от налогов, в частности, налога на соль. Однако успех оказался временным: в конце XIV века порт Эг-Морта стал быстро мелеть, каналы, связывавшие город со Средиземным морем, затягивали ил и песок. В 1481 г. к Франции был присоединён Прованс, и Эг-Морт окончательно утратил своё торговое и военное значение на фоне более удобной гавани Марселя.
Фото 6.
 -
Ещё одна линия в истории крепости – это линия Эг-Морта-тюрьмы, одной из самых мрачных во всей Франции. При Филиппе IV Красивом здесь содержались сорок пять рыцарей-тамплиеров. Во времена Столетней войны город недолгое время принадлежал бургундцам, которые захватили его благодаря предательству внутри крепости. Отбившие Эг-Морт королевские войска устроили резню бургундского гарнизона, и трупов было столько, что вместо похорон их сбросили в одну из крепостных башен, заполнив её доверху местной солью. С тех пор она носит название Бургундской башни.
В 1575-1622 гг. Эг-Морт принадлежал протестантам и был одной из восьми их главных крепостей. Спустя чуть более полувека, после отмены Людовиком XIV в 1685 г. Нантского эдикта Генриха IV, Эг-Морт стал для протестантов тюрьмой. Здесь годами и даже десятилетиями содержались самые упрямые гугеноты, не желавшие принимать католичество. Наиболее известными являются две истории тех времён: первая гласит, что в 1703 г. из Эг-Морта, расшатав и вынув камень в бойнице башни, сумели бежать Авраам Майзель и его шестнадцать товарищей по несчастью. Вторая история рассказывает о том, как после 1715 г. крепость превратили в тюрьму для женщин-гугеноток, через которых власти пытались влиять на их родственников – мужей, братьев, отцов и т.д. Одна из узниц, Мари Дюран, попала в Эг-Морт девятнадцатилетней девушкой и пробыла здесь тридцать восемь лет, но так и не приняла католичество. На стене башни, в которой её держали, до сих пор сохраняется нацарапанное чем-то металлическим слово «register» – «выстоять, выдержать». Гиды утверждают, что надпись была сделана самой Мари.
Фото 8.
 -
В XVIII столетии в Эг-Морт заключали также участников восстания камисардов на юге Франции (1702-1715 гг.). Последняя кровавая драма этих болот и старинной крепости разыгралась в 1893 г., когда между рабочими-итальянцами с солончаков и местным населением вспыхнул конфликт, закончившийся массовыми драками с убитыми и большим числом раненых. Позже «резня в Эг-Морт» была использована фашистским режимом Италии для обоснования враждебной позиции по отношению к Франции.
 -
Фото 9.
 -
Можно осмотреть собственно средневековые укрепления, ворота и башни, каждая из которых имеет своё название и историю. Отдельного внимания заслуживает башня Констанца (входной билет ?6 с человека), наверх можно подняться на лифте. С её верхней террасы открывается прекрасный вид на город и окрестности.
Интерес представляют также здешние церкви. В первую очередь это главный храм города, Нотр-Дам-де-Саблон, что в переводе означает «Церковь Святой Богоматери на Песках», одна из старейших (1246 г., но фундамент храма относят приблизительно к X веку) построек Эг-Морта с великолепными витражами. Кроме того, стоит заглянуть в часовни Серого братства кающихся и Белого братства кающихся. Они представляют собой образцы архитектуры XVII столетия, а в часовне Белого братства можно осмотреть выставку картин XVIII века.
Фото 10.
 -
Со времён Древнего Рима в Эг-Морт добывают соль. Огромные белые горы возвышаются прямо у городских стен, сегодня эта соль продаётся по всей Франции под маркой La Baleine. Экскурсия на солеварню с проездом на специальном маленьком паровозике обойдётся в €25 с человека.
Наконец, заслуженным вниманием путешественников пользуется местная кухня, которая заметно отличается от кухни соседнего и такого близкого Прованса или кухни самого департамента Гард. Оценить здешние блюда можно в небольшом ресторанчике или кафе, множество которых расположены вокруг центра города – площади Святого Луи.