Есть такой город —- Юрмала. Вот мне всегда интересна история того или иного предмета, слова , места. Давайте узнаем с чего начиналась и как росла Юрмала.
О том, что на территории Юрмалы люди обитали уже в IV—VI веках до н.э., свидетельствуют костяные наконечники стрел, найденные на правом берегу Лиелупе, напротив Дзинтари. В Бабите, напротив хутора Роми, найдено поселение позднего каменного века, относящееся к III веку до н.э., которое в 1970 году исследовала археолог Л. Ванкина.
В окрестностях Юрмалы, на берегу реки Булльупе у Варнукрогса, во II веке до н.э. обитали носители культуры шнуровой керамики, о чем свидетельствуют черепки посуды того времени, кремневые наконечники стрел и другие предметы. 0 заселенности этих мест свидетельствует и культовое место на горе Базницкалнс, Бабитское городище и найденный в 1875 году на правом берегу Лиелупе, напротив Булдури, булдурский клад монет II—III веков, а также обнаруженные в границах Саласской и Слокской волостей каменные топоры.
В устье Лиелупе уже около 1000-1100 года находилась гавань земгалов. После завоевания земель немецкими крестоносцами, опасаясь конкуренции этого порта, рижский епископ добился в 1198 году от папы Иннокентия III запрета на торговлю в гавани земгалов. Рижский рат также стремился всячески воспрепятствовать развитию лиелупской гавани, о чем гласят как исторические источники, так и следующее предание о Слоке. Епископ опасался, что Слока (в то время Шлок) могла бы составить Риге опасную конкуренцию, поэтому проклял ее со словами: «Такой тебе и быть, и большей не вырасти!» Потому—то Слока всегда, едва начав расцветать, подвергалась военному разорению. Исторические источники еще более безжалостны.
Вдоль морского побережья пролегал торговый путь из Курляндии в Ригу, у Буллюциемса с XIV века действовала переправа через Лиелупе — так называемый Булльский паром. Что касается торговли, то еще в 11ц веке, когда герцог Яков устроил на Лиелупе место для торговли (в районе нынешних Булдури), рижане его разорили и отняли у купцов корабли. Тем не менее, в качестве транспортной артерии Лиелупе служила не только местным жителям и дачникам, но и даже армии Наполеона I в 1812 году —- здесь проплывали канонерские лодки его воинов.
В течение столетий единственными жителями на нынешней территории города Юрмалы были рыбаки прибрежных поселков и несколько помещиков, поэтому как курорт город вырос из этих рыбацких поселков, превратившихся в XIX веке в дачные районы. Такое превращение стало возможным потому, что в XIX веке местное управление казенных домов стало раздавать во временную аренду земельные участки на принадлежавших государству землях, а владельцы частной земли —- участки в пожизненную аренду. После проведения на территории Латвии аграрной реформы все землепользователи стали владельцами земельных участков и поэтому имели право распоряжаться ими по своему усмотрению. Центром Рижского взморья вначале стал Дуббельн (нынешние Дубулты), хотя курзал в Карлсбаде (Меллужи) действовал уже с 1827 года. В 1834 году в Дуббельне была построена гостиница с залом на 300 человек, в 1847году —- курзал с четырьмя соседними зданиями. После открытия в 1877 году железнодорожной дороги Рига —- Туккум (Тукумс) наступил период истинного расцвета Рижского взморья, поскольку с тех пор эти места стали легкодоступными.
Там, где много людей, кому-то надо следить за порядком. Следовало также подумать об организации развлечений и об устройстве купален.
С 1840 года существовал комитет дачников, на базе Дуббельнского купального общества было создано Дуббельнское акционерное общество, получившее в 1851 году название Дуббельнского купального общества. Функции самоуправления фактически исполняла полиция купальных мест, получавшая распоряжения от Лифляндского губернского правления. К Дуббельнскому купальному обществу присоединились остальные: Майоренгофское (Майори) купальное общество было основано в 1873 году, Бильдерлингсгофское (Булдури) — в 1877, Карлсбадское (Меллужи) — в 1879 году. Всего до Первой мировой войны существовало 11 обществ, которые заботились обо всем — начиная от обеспечения питьевой водой, устройства общественных туалетов и освещения улиц до организации курортных мероприятий. В начале XX века Рижское взморье посетили более 50 тысяч купальщиков. Первая мировая война прервала развитие Рижского взморья и принесла большие материальные потери. В течение двух лет, в 1915—1917 годах, линия фронта проходила в непосредственной близости от города, бои велись возле Слоки, Павасарского имения, а также в районе Кемери и Тирельского болота. В стратегических целях были сожжены целые районы, война уничтожила более 50 % дач.
С обретением Латвией независимости началось активное строительство и использование дач и лечебниц. Курорт Кемери начал работать круглогодично, на Рижском взморье гостей принимали несколько ванных заведений с теплой водой. Стали строиться кинотеатры, концертные залы и другие общественные здания. В 1922 году был восстановлен мост через Лиелупе и построены новые здания станций в Кемери, Асари и Приедайне, перестроена станция Булдури. С 1934 года в качестве городского транспорта стали использоваться автобусы. В 1938 году в городе было 7860 жителей, а летом приезжало около 40 тысяч отдыхающих. Работали гимназия, пять основных школ (в то время шестилетних), семь библиотек, четыре аптеки и санаторий, выходили газеты, устраивались концерты и выставки.
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |