Паровой транспорт в эпоху пара —- пассажирский локомобиль Даджeна, середина XIX века
Когда паровые дилижансы даным-давно ушли в историю, паровые трактора уступили место бензиновым, а дизельные экспрессы шутя выиграли у паровозов битву за скорость, паровые автобусы продолжали исправно возить пассажиров. Многие из них сохранились до наших дней и ежегодно участвуют во всяческих смотрах и ралли.
Паровой автобус в Великобритании, 1904
Один из двух паровиков, подвозивший пассажиров железной дороги в Стаффордшире к станции.
Ту же задачу выполнял паровик Лондонской и Юго-Западной железной дороги
Городской паровик компании Torquay, 1907
Паровой автобус в Берлине, 1908
Паровой De Dion выполнял регулярные рейсы по Парижу.
1931 год: Sentinel DG4 на базе грузового локомобиля
Еще один Sentinel —- 1934 года, на базе грузового паровика S4
Цветные фотографии сделаны на британских «-паровых ралли»- в разные годы.
Паровые машины продолжали служить человеку через много лет после завершения Века Пара и Электричества. Конструкторы упорно не желали отказываться от энергии пара. Они совершенствовали двигатели и создавали могучие транспортные средства, которые по многим статьям могли поспорить с бензиновыми и дизельными автомобилями. Настоящим заповедником паровиков была и остается Великобритания, где производство локомобилей продолжалось до 1950 года.
Предлагаю вашему вниманию небольшую галерею грузовиков, тягачей и дорожных локомотивов с паровым двигателем.
Thornycroft, 1900 год
Yorkshire, 1905 год
Foden Colonial Tipper, 1913 год
Sentinel Standard Waggon, 1916 год
Atkinson 6-ton, 1918 год
Mann Wagon, 1919 год
Aveling and Porter Lady Fiona, 1922 год
Garrett Undertype Lord, 1926 год
Yorkshire, 1927 годКроме грузовиков-локомобилей, выпускались паровые тракторы (которые далеко не всегда использовались лишь в сельском и лесном хозяйстве- ведь слово tractor означает «-тягач»-, и артиллерийские тягачи начала ХХ века выглядели примерно так же, как этот силач, выпущенный уже после Первой мировой):
Aveling and Porter Shamrock, 1922 годЕще один любопытный вид транспорта —- дорожный локомотив. Появился в середине девятнадцатого века, дожил до середины двадцатого:
Allchin Road Locomotive, 1931 год
Предназначались эти локомотивы для буксировки нескольких прицепов и активно использовались владельцами передвижных ярмарок и бродячих цирков. Иногда с ними происходили всякие неприятности, от которых ни один экипаж —- конный или безлошадный —- не застрахован:
Дорожные локомотивы иногда называли Showman’-s Engine что прямо указывало на их принадлежность к шоу-бизнесу. Добравшись до пункта назначения, они не отдыхали, а выполняли роль стационарных двигателей для аттракционов. Вот одна из самых известных машин этого типа:
Fowler Iron Maiden, 1920 год
Да, их считают олицетворением викторианской эпохи. Но посмотрите на год выпуска! И еще одна машина той же фирмы, только помоложе:
Fowler King Carnival II, 1932 год
Первенство по количеству сохранившихся до наших дней паровых грузовиков (у локомобилей хозяйственного назначения, дорожных локомотивов, паровых тракторов и катков —- свой счет) держит компания Sentinel, название которой на русский переводится как «-часовой»-.
Она была основана в Глазго в 1906 году и с самого начала специализировалась на выпуске грузовых машин, оснащенных двухцилиндровым паровым двигателем одинарного расширения с вертикальным котлом. Работал этот двигатель на каменном угле. Передача была цепная.
Ранние грузовики Sentinel от большинства своих конкурентов отличались тем, что по компоновке больше напоминали «-нормальный»- автомобиль, а не паровой трактор. Впрочем, впоследствии компания выпускала и тракторы —- вот Sentinel Tractor Elephant 1924 года, однако классификация обманчива —- перед нами тягач для внутризаводских перевозок:
В 1915 году производство было перенесено на новый завод в Шрусбери. Компания получила название Sentinel Waggon Works. Необычное написание слова ‘-wagon’- призвано было показать, что завод выпускает необычные машины. При этом конструкция грузовика особых изменений не претерпела, а классифицировали его как Steam Lorry. Хорошее, кстати, слово - ‘-lorry’-! Когда я начал учить английский, а было это довольно давно, грузовик во всех учебниках именовался так и только так. Термин ‘-truck’- вошел в мой лексикон значительно позже. Но вернемся к теме.
В 1924 году на смену порядком устаревшему первенцу фирмы пришел усовершенствованный грузовик Super Waggon. Паровая машина осталась прежней, цепная передача сохранилась, а конструкция ходовой части была значительно улучшена.
На базе 5-тонного грузовика выпускались самые разные машины —- от простенькой грузовой платформы до самосвалов и автобусов. Вот 32-местный Sentinel Omnibus 1924 года. Четыре таких красавца ходили по Лестеру:
Пятый был отправлен на испытания в Прагу. В том же году на заводе Skoda в Пльзени началось производство паровиков по британской лицензии:
Надо сказать, что выяснить технические характеристики Sentinels оказалось не так-то просто. Информация обнаружилась на чешском сайте, посвященном этим машинам. Super Waggon имел небольшой запас хода —- около 40 км, рассчитан был на работу на невысоких скоростях (15-25 км/ч), паровая машина развивала мощность 70 л. с. В рейс грузовик брал с собой 300 кг угля и 800 л воды. Для подготовки к рейсу требовалось 30 минут —- на разогрев котла. Типично городская машина. Но грузоподъемность у него была высокая —- до 7.86 т, а в эксплуатации он обходился как минимум на треть дешевле, чем бензиновый или дизельный грузовик аналогичных габаритов. Кстати, на сайте есть и чертеж Skoda-Sentinel.
Освоив британскую технологию, чехи выпустили паровые тракторы для пльзеньской пивоварни. Надо сказать, что паровики пользовались особой популярностью именно у пивоваров, доказательства этого мы увидим чуть ниже.
Производство Skoda-Sentinel продолжалось до 1935 года. В 1936-м один из последних грузовиков этого типа поставили на рельсы:
Служили чешские паровики долго, проблем своим владельцам не доставляли. Разве что иногда попадали в аварии:
Снимок сделан в Праге в 1940-е годы, во время германской оккупации.
* * *
Вернемся в Шрусбери, где с 1923 года выпускались не только грузовики, но и железнодорожные локомотивы. Впрочем, автомобильной продукции расширение производства ничуть не повредило.
Производство модели Super Waggon продолжалось до 1929 года, когда ее сменила серия DG:
Кроме двуосных машин, в эту серию входили и трехосные DG6:
На базе этой серии были созданы тягачи Sentinel DB4, которые выпускались до конца 1930-х годов:
На этом снимке, между прочим, особенно хорошо просматривается деревянная задняя часть кабины Sentinel. Но у следующей серии S кабина была полностью металлической, архаичный дизайн уступил место сверхсовременному, а двухцилиндровая паровая машиина была заменена четырехцилиндровой, увеличенной мощности, с задним расположением и с котлом, который при надобности можно было перевести на нефтяное отопление:
Если верить британским источникам, мощность Sentinel S доходила до 200 л. с., а максимальная скорость —- до 100 км/ч. Однако эти данные нуждаются в перепроверке.
В серию входили три варианта шасси —- двухосное, трехосное:
и даже четырехосное:
Многие грузовики Sentinel несут на бортах и кабинах эемблемы пивоварен —- больших и малых, безвестных и знаменитых. Это не реклама, а констатация факта —- паровые грузовики широко использовались для транспортировки пива. Вот один из них:
Производство грузовых локомобилей и паровых тягачей в Шрусбери не прекращалось даже после того как другие фирмы в период Великой Депрессии свернули выпуск паровой техники.
Это фотография, несмотря на невысокое качество, мне очень нравится. Превосходно передает атмосферу туманного английского утра. А для такой погод и такого ландшафта ничто не подходит лучше парового грузовика!
Тягач, выпушенный в 1936 году. Носит имя Queen Mary.
Вторая мировая война положида конец производству локомобилей Sentinel. Предприятие перешло на выпуск компонентов дизельных двигателей, а после войны был запущен в серию дизельный грузовик, мало чем отличавшийся от своих британских современников и собратьев. Тем не менее паровые локомотивы в Шрусбери производили до 1952 года, а в 1950-м возобновили выпуск локомобилей серии S в варианте карьерного самосвала - Аргентина заказала 100 таких машин. Две из них сохранились до сих пор. В Великобритании же на ходу десятки (!) грузовиков Sentinel всех времен и образцов. Они ежегодно участвуют в выставках и автопробегах.