Авторизация

Семикаракорская керамика. История




Вот многие причитают о том, что россиянам не дают путешествовать по Европе. Да мы свою страну совершенно не знаем. Я только что приехал из интереснейшего, но малоизвестного города России. Знали ли вы, что город Семикаракорск, Ростовской области, является одним из немногих мест, где родился и существует по сей день уникальный народный промысел Юга России. В этом небольшом городке успешно функционирует предприятие, которое выпускает художественный фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной подглазурной росписью.

В следующих статьях я постараюсь подробно рассказать об уникальном ручном производстве, а начнем мы с истории возникновения удивительного народного промысла - Семикаракорская керамика....


Невозможно поверить в то, что еще в 1936 году промысел выпускал кирпич и черепицу, настолько богат и разнообразен сегодняшний ассортимент семикаракорской художественной керамики. Невозможно поверить, что эта отточенная живопись, этот твердый, но в то же время, пластичный и глубокий рисунок росписи не идет от вековых традиций целой династии мастеров. Но тем не менее это так.

Прародителем АО «Семикаракорская керамика» считается Семикаракорский районный промышленный комбинат (РПК), который был организован в 1943 году сразу после освобождения территории от гитлеровских оккупантов. По сравнению со знаменитыми народными промыслами России "Семикаракорска керамика" очень молода. Первыми керамическими изделиями из красной глины были: пепельницы, плевательницы, цветочницы, кружки, кувшины для воды. В конце 1960-х было принято решение о проектировании в Семикаракорске мастерской по выпуску художественной керамики мощностью 600 тысяч штук изделий в год.






Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Поселение известно с 8 века, как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
С 1972 года поселение имеет статус города и народного прымысла традиционного бытования.

На территории предприятия нас встретил огромный расписной кувшин! Он является символом комбината на различных мероприятиях.



Фото 2.



Может быть вам показалось, что это небольшой чайничек на переднем плане? Вот вам для понимания размеров:


Фото 3.



Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, свое узнаваемое лицо, зародилась у тогдашнего директора Николая Сергеевича Арабского. И это он довел идею до ее полного воплощения.

Поэтому Николая Сергеевича называют родоначальником Семикаракорского промысла.


Фото 4.



И вот в 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Был разработан уникальный дизайн Семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия народного промысла на фоне остальной керамической продукции.

Этот стиль постепенно развивался и изменялся, но и сегодня донские изделия имеют свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.


Фото 5.




По музею нас провела Людмила Петровна Леонова (на заглавном фото), которая 25 лет отдала становлению и развитию предприятия и была соратницей в этом деле Николая Сергеевича Арабского.


Фото 6.




На начальном этапе существования предприятия какая-либо стилевая направленность, объединяющая мастеров, отсутствовала. Директор Н.С.Арабский поощрял разнообразие, считая, что так каждый покупатель сможет выбрать себе что-то свое. В итоге ассортимент Семикаракорского РПК обновлялся ежегодно практически на 100%, при этом новых изделий внедрялось до 700 шт.

Большой процент обновления на стадии становления предприятия был необходим, он способствовал формированию стиля Семикаракорской керамики.


Фото 7.



В 1983-1985 годах предприятию был присвоен статус «Народный промысел», что потребовало приведения художественных течений к одному, основному.  С интересом узнал, как в современности формировались новые "народные промыслы России".

К разработке стиля подключилось НИИ художественной промышленности, его специалисты помогли привести к единству приемы письма, сложение колористической гаммы. В основу росписи вошли степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали характер написания - дробным, мелким мазком.

Открытость природы солнцу сформировала колористический строй композиций. Ближе всего к такому пониманию декора стояли работы главного художника фабрики Людмилы Алдошиной.


Фото 8.




Теперь уже любой даже не специалист мог узнать стиль и традиции Семикаракорской керамики. Посмотрте сами...


Фото 9.




Раз уж это донской народный промысел, то мы обязательно тут увидим казачьи, донские, шолохоавские мотивы.



Фото 10.



Фото 11.




А вот и внезапно динозаврик...наверное.


Фото 12.




В музее, который я вам сейчас показываю, находится всего лишь около 1500 предметов искусства. А в общей сложности предприятие выпустило уже более 3000 образцов. Часть из них является типовым производством, а часть только под заказ.

Некоторые заказчики выкупают эксклюзивные права и такое изделие или рисунок больше никогда не повторяется.


Фото 13.




Посмотрите какие восхитительные наборы посуды!


Фото 14.




В 2000 году на предприятии создали интерьерных кукол и кукол-грелок из фаянса и ткани, которые стали пользоваться неизменно высоким спросом.


Фото 15.






Фото 16.




В результате творческих поисков выделилось несколько течений, во главе которых стояли свои авторы.

Пейзажная живопись с донскими мотивами. Ее идеологом был Иван Иванович Масличенко. Местный житель, который горячо любил Донской край. Несмотря на отсутствие художественного образования, он был невероятно талантливым человеком.

Декоративная кистевая живопись. Ее автор Людмила Васильевна Алдошина. В основе росписи - стилизованные цветочные композиции с акцентом на цветы в центре. Позже Людмила Васильевна стала главным художником промысла. Скульптурное направление. Фигуры, созданные Петром Антоновичем Кунаховцом, выполняются в обобщенной манере, но с проработкой деталей. Они очень выразительны, проникнуты добротой и мягким чувством юмора.

Малая пластика. Автор направления — Светлана Валентиновна Мартеньянова. Особенность таких изделий — они рассчитаны на внимательное и детальное рассмотрение. Мелкие фигурки тщательно проработаны и декорированы подглазурной и солевой росписью с доминирующим синим и голубым цветом. Часто изображены жанровые сцены.

Солевая роспись. Родоначальником солевой росписи в семикаракорском письме является Татьяна Юрьевна Токаренко. В своем творчестве Татьяна Юрьевна часто обращается к солевой росписи, благодаря которой художнику удается изобразить сложные композиции и пейзажи. Соли придают работам невероятную нежность и акварельность. И кажется, они словно сливаются с фоном и становятся похожими на фарфор. Изделия не перегружены декором. Иногда автор и вовсе отказывается от рисунка и работает исключительно цветом. Живопись художника близка к импрессионизму.


Фото 17.




Вот вам известная сценка со знаменитой картины, воплащенная в керамике.


Фото 18.




А это еще одно эффектное и красивое направление Семикаракорской керамики - керамические лампы.


Фото 19.




Каждая дырочка в глине делается вручную и по сути получается, что каждая лампа будет уникальным изделием с непохожими на другие рисунком дырочек.


Фото 20.




В квартире подобные лампы создают невероятные отражения света.



Фото 21.



Фото 22.




Настенные часы, росписанные в стиле семикаракорской керамики.


Фото 23.




А вот молодой художник Ефимова Дарья рассказывает нам об одном из своих произведений, которое победило на престижном конкурсе.


Фото 24.



Вот такие природные мотивы.


Фото 25.




Посмотрите еще, какие изделия производит Семикаракорская керамика.


Фото 26.



Удивительное многообразие предметов.


Фото 27.




Фото 28.




Все, что вы тут видите - это ручная роспись.


Фото 29.





Фото 30.




Фото 31.





Фото 32.



Фото 33.




Некоторые заказчики заказывают что-то тематическое по специфики своего предприятия. Но это еще и при этом остается функциональной посудой.


Фото 34.




Елочные новогодние игрушки с ручной росписью.


Фото 35.




После посещения музея нас пригласили на мастер-класс, где можно попробовать и поучиться расписывать керамическую посуду. Кстати, мастер-классы на предприятии организовывают всем желающим, школьникам, туристам.


Фото 36.



У меня получилось примерно вот так:



Фото 37.




В следующей статье я вам покажу производство и участок художественной росписи.


А вот все то, что мы сейчас рассматривали в видеоформате:




Сайт, интернет-магазин и аккаунты в соцсетях:
https://aksinia.ru/
https://t.me/semikarakorskaya_keramika
https://instagram.com/semikarakorskaya_keramika
https://vk.com/aksinia.donskaya
https://тихийдонмузей.рус

  • Нравится
  • 4
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031