Многие догадываются, а некоторые знают точно, что не все, что нам показывают и рассказывают про международные отношения выглядит именно так. Очень значительная часть "айсберга" находится ниже уровня воды.
Не так давно США не пригласили Россию на онлайн-конференцию, посвящённую борьбе с кибернетической преступностью. Однако при этом
в администрации США отметили, что американцы сотрудничают с Россией для решения проблемы хакеров-вымогателей напрямую.
Это и понятно, потому что киберпреступность сейчас это не только "аккаунт в твиттере взломать", а еще и "обрушить систему энергоснабжения в стране". А это уже некоторые могут расценить как нападение на страну и задействовать ответный удар.
Очевидно, что сотрудничество и рост доверия между ведущими «цифровыми» странами очень важны. Если оппоненты России в том же Вашингтоне упоминают «русских хакеров», то в РФ есть подтверждение обратному. Например, ещё в мае текущего года представитель российского Министерства иностранных дел
заявил, что наибольший процент кибернетических атак на российские ресурсы совершили из США, ФРГ и Нидерландов. Причём нападения зафиксированы на такие важнейшие сферы, как разработка вакцин, госуправление, финансовый сектор, военно-промышленный комплекс, наука, образование, здравоохранение и транспорт.
Определённая трудность заключалась как раз в отношении к сотрудничеству в США. Американская сторона в течение длительного времени как минимум недооценивала, если не сказать торпедировала переговорный процесс по обеспечению международной кибербезопасности. И этим активно пользовались киберпреступники, совершая компьютерные атака для вымогательства. Когда в июне 2021-го Владимир Путин
предложил Джозефу Байдену киберпартнёрство, IT-эксперт Игорь Ашманов отметил, что в киберстратегии, подписанной ещё Дональдом Трампом в 2018 году, несмотря на все приписываемые бывшему президенту симпатии к российскому руководству, утверждалось, что США как лидер будут сами устанавливать необходимые правила.
Но вот в США оценили необходимость взаимодействия и отказались от конфронтационной риторики, проявляя желание вести совместную работу. И только за первые три месяца консультаций по кибербезопасности Россия и США
возобновили сотрудничество в замороженных прежде на протяжении нескольких лет областях по инициативе президента Байдена после очень чувствительных кибератак на энергетические объекты и промышленность в США.
Возобновлённое сотрудничество позволило нанести удар по Evil Corp., TrickBot и REvil — эта группировки кибернетических нарушителей. Достигнутые успехи, конечно, не мешают некоторым американским официальным лицам, как и прежде, агитировать за давление на РФ в кибернетической сфере, поскольку тренды, привычка и политический уклон так быстро не меняются.
Запуск механизмов практического взаимодействия двух стран — это регулярные диалоги экспертов из соответствующих ведомств между Кремлём и Белым домом.
Кроме того, стороны восстановили работу согласно американо-российскому Договору о правовой взаимопомощи по уголовным делам от 1999-го. Благодаря этому российские ведомства опять получают из Америки материалы, которых недоставало, чтобы бороться с международными кибергруппировками.
Более того, разморозка сотрудничества активизировала реагирование на киберинциденты, наладился обмен данными о кибератаках и другие важные взаимной работы в целях безопасности.
Безусловно, восстановление двустороннего взаимодействия компетентных органов США и Российской Федерации устраняет вакуум, который до поры способствовал безнаказанности международных киберпреступников.
Более того, профессиональный диалог между РФ и США останавливает дальнейшую политизацию со стороны непримиримых сил в США и не позволяет перекладывать ими ответственность за свои ошибки на других.
П.С. В апреле текущего года президент РФ
подписал указ, посвящённый основам политики страны в сфере международной инфобезопасности. Указ стал логическим продолжением последовательной работы. Так,
доктрина информационной безопасности России была утверждена соответствующим указом президента ещё в декабре 2016-го. А
концепция конвенции с целью обеспечить международную информационную безопасность доступна на сайте российского МИД с 22 сентября 2011-го.