Авторизация

Смерть на горе Маттерхорн

  • 27.11.2015, 00:07,
  • Просмотров: 0

Эта загадочная история произошла аж полтора века назад в маленьком городке Церматт, в Швейцарии. 150 лет прошло с тех пор как первый человек поднялся на вершину горы Маттерхорн — изогнутый мегалит, возвышающийся на границе Италии и Швейцарии. Я вам показывал ее подробнее - Маттерхорну меня на столе 

И уже через час после этого исторического достижения в 1865 году четверо из семи восходивших сорвались и разбились насмерть.

Ходят разные слухи, но так и неясно: было ли это преднамеренное убийство или преступная халатность. Или же это был несчастный случай, осложненный конфликтом характеров состоятельного Британского альпиниста и двух неграмотных гидов?

Сейчас мы попытаемся разобраться …-

Сейчас Церматт – знаменитый курорт у подножия одной из самых известных в мире вершин, который прославило достижение британского альпиниста Эдварда Уимпера. Туристы останавливаются здесь, чтобы полюбоваться разливом вод реки Виспа, огнями, отмечающими путь Уимпера и освещающими залитую розово-лиловом светом заката гору.

 -

7 июля 2009 года был открыт памятник английскому альпинисту Эдварду Уимперу

 -

Однако споров вокруг местечка Церматт и сейчас хоть отбавляй. В особенности это касается жесткой конкуренции, уходящей еще во времена «Золотой эры» альпинизма. В те времена британцы положили начало негласным соревнованиям в восхождении на альпийские вершины в снаряжении немногим сложнее твидовых костюмов и шипованных ботинок.

Не стоит забывать, что в начале 60 годов 19 столетия в Церматт и Шармони господствовала вялая и довольно бедная  аграрная экономика. А туристический бизнес, заключавшийся в сопровождении эксцентричных иностранцев в горы, приносил немалые, можно даже сказать — невиданные деньги. Это обстоятельство и привело к ожесточенной конкуренции.

Таким образом, споры о том, кто же на самом деле ответственен за трагедию, произошедшую во время восхождения продолжают кипеть и как тучи нависать над городом. Это как если бы события, описанные в книге «Растворившиеся в воздухе» («Into thin air») и произошедшие на Эвересте в 1996 году, произошли в 1865 году, дополненные лишь степенью враждебности сравнимой с противостоянием кланов Хэтфилдов и Маккоев.

Двумя другими выжившими были Питер Таугвальдер и его сын Питер Таугвальдер младший, которые были родом из города Церматт, а одним из погибших был Мишель Кроз — крайне уважаемый и гораздо более опытный гид из города Шамони.

Согласно самой отвратительной версии Таугвальдер  старший позавидовал Крозу и обрезал веревку, уничтожив, таким образом, конкурента. Или же, если причиной была не зависть, то возможно, он пошел на убийство, чтобы выжить и спасти сына.

 -

 -

Такие же смелые британцы, как Уимпер, поднимались на пугающие альпийские вершины в снаряжении не многим превышающем твидовые костюмы и шипованные ботинки.

Отсутствие доказательств тому, что Твугвальгеру действительно хватило духа и смелости на то, чтобы совершить убийство на вершине Маттерхорн, не остановило местный швейцарский канал от выпуска в этом году довольно популярной телепередачи под названием «Место преступления: Маттерхорн».

«Да, бросьте вы! Версия о том, что именно Таугвальдер обрезал веревку, может существовать лишь с большой натяжкой», — говорит Эдвин Хаммонд, член Альпийского клуба, 77-летний историк, специализирующийся на Альпах. Хаммонд, впервые взошедший на Маттерхорн  в 1967 году, считает, что если Таугвалдер и виновен, то лишь в том, что уделил недостаточно внимания проверке снаряжения.

Но, несмотря на то, что Церматт празднует победу Уимпера, местные стараются скрыть от туристов, что не все здесь  так уж любят Уимпера. В одном из отелей модной сети «Alex Hotel», в котором уже несколько десятилетий останавливаются представители высшего общества, произошел интересный случай. Когда кто-то упомянул имя  Эдварда Уимпера около стойки регистрации, проходящий мимо человек выкрикнул «Я знаю версию Таугвалдера»!

«Очень печально, что люди вынуждены принимать ту или иную сторону», — говорит Сара Рэндел местная писательница, эксперт в вопросах биографии Уимпера. Сара регулярно принимает участие в ежегодных празднованиях: демонстрирует видео книгу и участвует в ежегодной театральной постановке. Являясь популярной журналисткой, она каждый день пишет в блог о восхождении 1865 года.

«Все это противостояние не дает человеку обратить внимание на многие удивительные факты из жизни Уимпера и той эпохи как таковой, — говорит Рэндел, — это была Викторианская эпоха, и мужчины вроде Уимпера были буквально пропитаны напористостью и  уверенностью в том, что они могут все».

Но длительное негативное отношение к личности Уимпера, Лондонского иллюстратора, отправленного в Альпы в 1860 году, чтобы сделать несколько зарисовок гор, а в результате – покорившего их, в действительности возникло из его собственных мемуаров «Восхождения в Альпы в 1860-‘69 годах», где он описывает свою карьеру альпиниста, напечатанных в 1871 году.

В книге Уимпер, по сути, поливает грязью Таугвальдеров, не только называя их трусами, но и утверждая, что они невнимательно подбирали веревки, из-за чего Питер Хэдоу (наименее опытный член экспедиции), протянув веревку через крепления первых четырех участников экспедиции, сорвался, так как веревка оказалась недостаточно длинной. Картины в Музее Альп в Шамони, основанные на версии Уимпера, изображают Хэдоу, Майкла Кроз, Чарльза Хадсона и Лорда Фрэнсиса Дугласа, падающими в ледниковую трещину с высоты более 4000 футов.

Многие полагают, что злосчастная веревка обмотана именно вокруг тела Дугласа, которое так и не было найдено. И через много лет эксперты проверяли веревки в связи с многочисленными обвинениями, окружавшими трагедию, и так и не поняли, почему Таугвальдер не использовал более длинную веревку (которая имелась в снаряжении) для скрепления первой четверки участников.

Уимпер написал в своей книге, что сразу после падения четырех несчастных Таугвальдеры застыли от страха, «плакали как дети и дрожали всем телом, как будто пытаясь напугать нас ужасной участью наших попутчиков». Уимпер  продолжил спуск, используя, как утверждают Таугвальдеры, более длинную веревку, чем была у них, ведь спуск, так или иначе, продолжался: «несколько раз старик Питер оглядывался на меня и с пепельно-белым лицом и тряской во всем теле  значительно произносил: «Я не могу».

Ситуация усугублялась сплетнями о том, что Таугвальдер специально перерезал веревку, чтобы расправиться со своим конкурентом.

Следствие, начавшееся  21  июля 1865 года и длившееся в течение трех дней, постановило, что Питер Хэдоу, ввиду своей неопытности, сорвался, что повлекло за собой случившуюся трагедию. Официальных обвинений не последовало, но репутация семьи Таугвальдеров серьезно пострадала. А так как Таугвальдеры не умели ни читать ни писать, их версия известна не многим. Единственным источником фактической информации всегда оставался Уимпер, – сообщает Хаммонд.

До настоящего времени единственной версией произошедшего являлась версия Уимпера.

Мэттиас Таувальдер – прямой потомок Питера Таугвальдера – человек с сильной волей, который сам трижды покорил Маттерхорн, впервые рассказал историю, которую он называет «версией Таугвальдера».

Будучи программистом и фотографом, Таугвальдер привлек через интернет большое количество людей, чтобы собрать средства на потрясающую трех язычную выставку в Музее Маттерхорн, под названием «Поиски правды».

Используя документы, которые долго оставались неизвестными и, приведя мнение Мессера Ранхольда о легенде восхождения, Таугвальдер заявляет, что с его предков должны быть сняты обвинения в трагедии, произошедшей в 1865 году.

«До настоящего времени существовала лишь одна версия произошедшего, — публично заявил Таугвальдер в воскресенье в музее, всем своим видом демонстрируя уверенность, — но теперь вы знаете и другую».

Выставка Таугвальдера очень честная. Одна её часть называется «Три взгляда» и включает в себя видео-интервью с Найджелой Холл – внучкой Уимпера – которая выражает сочувствие погибшим. Интервью было взято также у внучатого племянника Питера Хэдоу, который так же считает не справедливыми обвинения, выдвинутые по отношению к его деду.

 -

 -

Но Мэттиас Таугвальдер открыто соглашается с Месснером, который, как показано в видео-интервью, полагает, что Уимпер столь резко обвинил Таугвальдера, чтобы отвлечь внимание от собственной ответственности за происшедшее, ведь он являлся лидером группы. Достижения, подтверждающие компетентность самого Уимпера не так уж высоки: он 10 раз пытался покорить Маттерхорн, и все 10 попыток были неудачными. «Нет никакого сомнения в том, что Уимпер пытался полностью присвоить себе успех первого успешного восхождения на Маттерхорн», —  говорит Месснер.

Однако большинство представителей британской диаспоры, побывавших в Церматте и полюбивших его так же сильно, как и Уимпера, считают, что новая версия лишь бросает тень на замечательное достижение их земляка, что совершенно неуместно.

«На самом же деле, в истории, произошедшей  14 июля 1865 года главное не то, кто первый сорвался, или насколько прочной была веревка, или кого обвинили в произошедшем», — говорит Ангус Поттер, который приехал в Церматт еще ребенком, а сейчас заведует сетью отелей «Chez Nous». История о потрясающем восхождении к вершине горы Маттерхорн, которая так долго оставалась неприступной».

 -

Давайте еще раз вернемся к началу этой противоречивой истории…-

Пожалуй, ни одно восхождение в альпинистской истории не описано и не разобрано с такой тщательностью, как восхождение на Маттерхорн от 14 июля 1865 года. Основным источником информации является книга самого Уимпера «Scrambles among the Alps», которую он потом дополнил в книге «Восхождение на Маттерхорн». Только в XIX веке «Scrambles» выдержала пять изданий и продолжает переиздаваться. До сих пор она постоянно лежит на прилавках магазинов в Церматте, являясь в своем роде безусловным рекордсменом.

 -

 -

      

 -

 -

 -

 -

История первого восхождения (естественно чуть-чуть по-своему) пересказывалась всеми историками альпинизма и историками собственно Маттерхорна, классиками, таким как Гвидо Рей, Энцо Мадзотти, Фритц Шмидт, Арнольд Ланн, Рональд Кларк…- В том числе биографом Уимпера знаменитым альпинистом Фрэнком Смайсом. И современными авторами…

 -

 -

         

       

 -

 -

Когда речь идет о самом восхождении, то особое место, конечно, принадлежит фолианту на 850 страниц англичанина Алана Лайеля. Хотя назвал он книгу оригинально «Первый спуск с Маттерхорна». Бывая в Церматте, я насколько позволяла совесть, зачитывался ее прямо в магазине. Купить бы, но цена в 150 франков была неподъёмной. В книге все источники информации (статьи, отчеты, рассказы) подвергаются тщательному анализу. Особое место занимают разборы свидетельских показаний, данных участниками и свидетелями трагического происшествия, данными в рамках полицейского расследования. Очень интересного документа.

 -

 -

 -

Но в общем, на страницах этих изданий повторяется в том или ином виде рассказ главного свидетеля – Эдварда Уимпера. Собственно как британский юрист и альпинист, Лайель защищает Уимпера от нападок с разных сторон. В частности, в Церматте среди гидов всегда сохранялась своя версия произошедшего. Она излагается  в книге потомка гидов XIX века, известного швейцарского писателя Ханнеса Таугвальдера, написанной в соавторстве с журналистом Мартином Ягги.

 -

 -

 -

Не вдаваясь (пока) в подробности, можно отметить, что они рисуют образ Уимпера в довольно негативном свете, мол, его амбиции, его суетливость сильно поспособствовали трагедии. И чтобы это завуалировать, англичанин попытался замазать грязью местных гидов отца и сына Таугвальдеров…- Но об этом позже. Сейчас только отмечу, что ни о каком споре или пари речи в этих книгах нет, просто потому что его не было. Хотя противостояние, состязание было, и оно было очень серьезным.

 -

Никто его не хотел, так получилось…-.

«Вы знали профессора Тиндаля?» —- спросил заросший густой бородой швейцарец-проводник. Услышав свое имя, 45-летний долговязый британец подошел ближе к бородачу. «Да, а что случилось?»

 -

 -

 -

 -

«Так вот…, он – мертв!» —- громко сказал бородач. У Тиндаля перехватило дыхание. Согласитесь, слышать о себе такие вещи без волнения тяжело. «Как! Что случилось?” «Вчера, вместе с товарищами он упал с вершины Маттерхорна!» По тону чувствовалось, что швейцарец доволен исходом их восхождения. Поделом, мол, ненормальному чужеземцу, который непонятно зачем лазил куда не надо! Вероятно, имя Тиндаля было самым известным у местных… что же не самая плохая слава!

В том, что он сам жив, профессор не сомневался. Но стало ясно, что-то там произошло. Надо срочно менять планы и ехать в Церматт. Что-то случилось и, вероятно, с Уимпером. На минуту вернулось чувство неприязни к этому человеку, появившееся в день их первой встречи в Брейле. Этот молодой нахал, с прозрачными холодными глазами совершенно выпадал из всей устоявшейся системы британского альпинизма, нарушал все принципы, так отстаиваемые Тиндалем. Прежде всего, восхождения должно совершаться с целью изучения и постижения природы гор, затем, чтобы полюбоваться их красотой. Но никак нельзя превращать их в место состязаний, споров, пари – не скачки же это! Этот Уимпер был еще более радикален, чем писатель и философ Лесли Стивен, идеолог альпинизма как игры, как развлечения. С ним Тиндаль спорил и очно, в Альпийском Клубе и заочно, в книгах и статьях. Но там было хоть понимание позиций. А Уимпер совершенно не признавал никаких правил. Научная сторона для него было ничто, а в спортивной, вел себя вел себя как человек другого склада, другого, чуждого поколения. Во всем поведении его чувствовался какой-то не нужный, по мнению Тиндаля, в горах фанатизм. Его желание взойти на Маттерхорн было каким-то маньякальным и, можно сказать, не совсем здоровым.

Честно сказать, Тиндаль сам до этого времени не оставлял надежды быть первым на этой горе. У него было уже две попытки, близких к успеху.  Гору он знал хорошо, что же – надо спешить в Церматт. Может быть нужна его помощь.

Судя по составу туристов в Альпах, Великобритания в самой середине XIX века была просто гегемоном. Над континентальной Европой пронеслась волна революций, престолы постоянно шатались, восседавшие на них правители менялись. Германия была раздробленной, в Австрии Габсбурги едва сохранили своё владычество, когда восстали венгры, Францию разрывал неистребимый дух революции, о проблемах других и говорить не стоит. Швейцария тогда была чем-то вроде современного Непала, к тому же только что пережившей и не до конца еще отошедшей от серьезного военного конфликта между католиками и протестантами. В стране всё было дешево, в горах жили нищие люди, с многодетными семьями. Так что даже среднего достатка англичанин чувствовал себя богачом. Все были рады любому заработку, были рады услужить господину туристу-альпинисту. Со строительством железной дороги путешествие по Европе перестало быть уделом аристократов, появился массовый туризм и мода на него. Сначала только в Британии.

 -

 -

К тому времени, как Тиндаль добрался до Церматта, тела погибших альпинистов и гида Мишеля Кроза уже были сняты. Остался не найденным только 19-летний лорд Фрэнсис Дуглас. Считалось, что бедняга застрял где-то на скалах. Хотя столь же вероятно, что он упал глубоко в бергшрунд. рядом с другими телами нашли пряжку от его ремня.

Между тем его мать (маркиза Квинсберри) и родственники настойчиво просили продолжить поиски, надеясь, что юноша еще жив (!).

 -

 Линия падения, по ней Тиндаль намеревался спуститься в поисках юного лорда

 -

 -

Чтобы найти тело Дугласа, Тиндаль решил собрать целую экспедицию. Он закупил в Женеве 900 метров веревки с целью провесить ее с вершины вниз по северной стене и чтобы гиды спустились и просмотрели все скальные участки. И сам был готов принять участие в работах, в качестве руководителя.
Однако кто был верховной властью в районе в то время? Ею был настоятель местной церкви «отец» Руден. Именно он запретил всем местным гидам участвовать в этом мероприятии, «во избежание новых жертв». Мне кажется, он был прав. Тиндаль уехал из Церматта расстроенный.

В 1868 году, то есть через три года, 48-летний Тиндаль вместе с гидами братьями Макиньяцами из Аосты прошел первый траверс Маттерхорна, поднявшись из Италии и спустившись в Церматт. Возможно, это была вершина его альпинистской биографии. Джон Тиндаль (1820 – 1893) известен как крупный ученый-энциклопедист, популяризатор науки и… альпинизма. Его книги о восхождениях и изучениях ледников были даже переведены на русский язык…

 -

 -

Эдвард Уимпер

 -

В тот день, когда Тиндаль пытался организовать поисковую партию, единственный из оставшихся в живых англичан, побывавших на вершине Маттерхорна, был уже по дороге в Лондоне. Уставший, можно сказать, измотанный, он мечтал отоспаться и успокоиться. Но сон не шел. В голове не удавалось остановить поток невеселых мыслей и по большей части горьких воспоминаний. Они всегда приводили к одной мысли: всё ли правильно он делает сейчас, ведет ли себя достойно ? Вспомнилось, как смертельно уставший спустился он в Церматт после восхождения. Тогда не было слов, чтобы сказать, что произошло. А сейчас перед ним стоит задача описать всё на бумаге. С разъяснениями он решил обратиться в Таймс, самую престижную и всегда следившую за альпинистскими достижениями британцев газету. Он напишет письмо, в котором всё будет изложено коротко и точно. А затем, книгу. Только надо немного успокоиться и прийти в себя….

 -

источники

http://mixstuff.ru/archives/88248

http://www.thedailybeast.com/articles/2015/07/13/the-matterhorn-murder-mystery-lives-on-after-150-years.html

http://7summits.ru/articles/all/item_5601/

 -

Конечно же я не могу вам не напомнить наши недавние темы про Труп на ЭверестеКладбище на Эвересте и про то, что Эверест превращается в гору мусора.  Кстати, а вы знаете Почему Эверест, а не Джомолунгма? или например как оказалась Штанга на вершине Эльбруса ? Вот еще удивительный Перст в небо и Тепуи. Там, где не ступала нога человека

Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031