Помните, мы обсуждали такое утверждение, что Крейсер «-Аврора»- ненастоящий. Теперь вот поговорим про символ Революции —- выстрел.
Одним из героев Октября, был матрос Балтийского флота Евдоким Павлович Огнёв. Осенью 1917 года он служил на крейсере «Аврора», с исторического залпа которого и началась Великая Октябрьская социалистическая революция…
Давайте узнаем его историю подробнее …-
Комендор крейсера «Аврора» Евдоким Огнёв
Широка и необъятна наша страна. Сколько в ней городов, станиц, хуторов… И у каждого своя история. И эта маленькая история — крупица истории большого могучего государства.
Есть в Воронежской губернии небольшая речушка, на пути своём совершающая множество изгибов. От того, что извилистая, и название её — Криуша. В 30-х годах XVIII века казаки-переселенцы образовали на берегах реки село, которое так и стало называться — Криуша. Позднее, когда близ села было образовано новое с таким же названием, древнее поселение начали называть Старой Криушей, а более молодое — Новой.
Здесь в 1887 году родился Евдоким Павлович Огнёв — комендор крейсера «Аврора», который произвёл исторический выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года.
В самой Криуше поиски материалов об односельчанине организовала библиотекарь Е.А. Артамонова. Старожилы вспомнили семью Огнёвых, их родственников. Оказалось, что в Старой Криуше живут две двоюродные сестры Евдокима Огнёва. Старшая из них — Мария Фоминична Овчарова — рассказала, что Евдоким всё время писал сестре Пелагее Павловне с флота и с Дона, где воевал. В 1918 году из отряда Огнёва проездом останавливались у Пелагеи Павловны два бойца, которым комендор дал адрес сестры.
Павел Прокофьевич (отец Евдокима Павловича), пекарь по профессии, в поисках лучшей жизни вместе с семьёй часто переезжал с места на место. Теперь достоверно известно, что Огнёвы после Старой Криуши жили на хуторе Третий Лог (ныне Волгоградской области), на хуторе Попов, в станицах Михайловской, Зотовской, Великокняжеской (теперь Пролетарская Ростовской области).
Сестра Евдокима, Мария Павловна, рассказывала, что в детстве младший братишка целыми днями пропадал на речке, любил со сверстниками на плотах, корытах, заброшенных старых лодках устраивать отчаянные «морские» сражения. Во время одного такого «боя» на Маныче старший брат Федотка вывихнул ногу, и Евдоким семь километров нёс его домой на руках…
В свободное от вахты время друзья часто уединялись где-нибудь на полубаке или в столярной мастерской и вели сокровенные разговоры. Каждый рассказывал о своей жизни, родных местах. Подошла очередь и Евдокима Огнёва: «Слушаю вас, братцы, и думаю: до чего же наша жизнь болячками схожа. Вроде подглядели её друг у дружки… Бате моему, Павлу Прокофьевичу, всю жизнь «везло». Первая жена вскорости умерла, оставив ему дочку Пелагею. Взял вторую из соседнего села Новотроицкое, Федосью Захаровну, мою мать. Жили с нуждой в обнимку. Батя калачи пёк, а мы хлебали квас. По хуторам и сёлам в уезде, по казачьим станицам колесили, работу искали. Не уживался отец с хозяевами, правдолюбом слыл. Мыкались по чужим углам — семья-то восемь ртов. Подрос я, батя задумал: «Костьми лягу, а младшего, Евдокима, грамотеем сделаю, в люди выведу». И вправду, четыре зимы в церковно-приходской «университет» ходил. Не выдюжил отец, махнул рукой: «Не судьба, иди, Евдоким, в подёнщики». Когда мне пятнадцать стукнуло, поехал за лучшей долей в Великокняжескую. Дядя Алексей посоветовал».
На военной службе Огнёв с 1910 года. Изначально он был матросом Балтийского флота, а по окончании школы комендоров в 1911 году получил направление на крейсер «Аврора». Из воспоминаний А.В. Белышева, бывшего первого комиссара крейсера «Аврора»:
«25 октября 1917 года «Аврора» по Неве подошла к Васильевскому мосту и стала на якорь. На рассвете тысячи петроградских рабочих пришли на набережную, приветствуя военных моряков. Никогда прежде так далеко в город не заходили такие крупные боевые корабли.
Силы революции множились и крепли. По сведённому мосту с Васильевского острова шли к центру города отряды красногвардейцев и солдат.
К утру весь город и его важнейшие стратегические пункты кроме Зимнего дворца, где укрылось временное правительство, были в руках восставшего народа. Под вечер к крейсеру подошёл буксир. На «Аврору» прибыл секретарь Военно-Революционного Комитета В.А. Антонов-Овсеенко. Он рассказал, что временному правительству предъявлен ультиматум — сдаться. Ответ ожидается до 9 часов. Если ультиматум будет отклонён, революционные отряды возьмут Зимний дворец, где укрылись министры, штурмом. Антонов-Овсеенко предупредил, что в этом случае над Петропавловской крепостью появится огонь. Он будет сигналом «Авроре» — произвести по Зимнему холостой выстрел, возвещающий начало атаки отрядам красногвардейцев, матросов и солдат.
Зимний взят. Худ. В.А.Серов. 1954 год
В штурме последнего оплота старого мира предстояло участвовать и авроровцам. Около пятидесяти моряков под командованием матроса А.С. Неволина сошли на берег и влились в свободный отряд балтийских моряков. Наступил решающий момент. Около 9 часов команду крейсера поднял сигнал боевой тревоги. Все заняли свои места. Напряжение возрастало. С берега доносилась стрельба, а Петропавловская крепость не давала о себе знать. В 35 минут десятого сигнала всё не было. А когда в вечерней мгле вспыхнул долгожданный огонь, было уже 9 часов 40 минут.
— Носовое, пли! — прогремела команда.
Комендор Евдоким Огнёв спустил курок шестидюймового орудия. Словно удар грома разорвал воздух над городом. Сквозь раскаты выстрела с Дворцовой площади послышалось «ура». Наши пошли на штурм».
В 1918 году для борьбы с врагами революции Евдоким Павлович был направлен во главе отряда на Украину, где вскоре погиб в бою.
Воспоминания участника событий П. Киричкова: «Когда белые окружили подводы, их встретили редкими выстрелами фельдшер и ездовой-красноармеец. Все они вместе с ранеными были зарублены, а меня связали вожжами, бросили на дно брички и направились в хутор Весёлый к атаману. Крысин, белогвардеец из Казачьего Хомутца, с двумя односельчанами ехал рядом с подводой, в которой я лежал. Предатель хвастался убийством командира. Я помню его рассказ от начала до конца.
 -
Памятник Евдокиму Огнёву в селе Старая Криуша Воронежской области
«…Когда последняя подвода покинула хутор Казачий Хомутец, у орудий остались трое: Огнёв, его ординарец и прихрамывающий казак по фамилии Крысин из числа примкнувших к отряду в Казачьем Хомутце. Кончились снаряды, ординарец вывел коней из балки, и три всадника под свист белогвардейских пуль намётом стали удаляться в степь. Пока белые поняли, что перед ними больше никого нет, да вывели из укрытия лошадей, трое всадников продолжали беспрепятственно уходить. За ними устремилась погоня. Казаки стреляли на скаку. Одна пуля задела Огнёва. Стал почему-то отставать Крысин. Когда всадники поравнялись со старым скифским курганом, Крысин остановил коня. Сорвал винтовку с плеча и выстрелом сбил раненого Огнёва. Оглянулся ординарец, увидел, как падает командир, понять ничего не успел — был убит вторым выстрелом. Крысин соскочил с коня, подошёл к Огнёву, с опаской перевернул его и стал снимать с убитого сапоги…»
Похоронен Огнёв в общей могиле на хуторе Казачий Хомутец близ Ростова-на-Дону. Также он включён большевиками в число канонизированных героев Октября.
В родном селе по сей день жива память о герое. В сельском парке установлен памятник Евдокиму Павловичу Огнёву. А в школьном музее содержится огромное количество информации о земляке: пергаменты с воспоминаниями участников событий, портреты Огнёва и даже гильза с «Авроры».
 -
Существовало несколько мифов на сей счет.
Миф о «залпе Авроры» родился буквально на следующий день после штурма Зимнего дворца, сигналом к которому послужил выстрел с легендарного крейсера. Такие сведения стали появляться в местной печати. Впоследствии, уже в сталинские годы версия о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему настоящими снарядами активно тиражировалась: так об этом было написано в «Кратком курсе истории ВКП(б)», во МХАТе был поставлен спектакль «Залп Авроры», по которому в 1960-е годы вышел одноименный фильм- в 1937 году Михаил Ромм снял фильм «Ленин в октябре», где на этом эпизоде также акцентируется зрительское внимание. Не обошел стороной миф о «залпе» и литературу: Алексей Толстой в «Хождении по мукам» пишет о пробитой снарядом крыше Зимнего дворца.
Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры». (Алексей Толстой. «Хождение по мукам». Книга 2)
21 октября во все революционные части войск были посланы большевиками комиссары Военно-революционного комитета. Все дни до восстания в войсковых частях, на фабриках и заводах шла энергичная боевая подготовка. Определенные задания получили также боевые суда — крейсер «Аврора» и «Заря свободы» <-…>- Революционные части войск, подготовленные к восстанию работой большевиков, точно выполняли боевые приказы и дрались бок о бок с Красной гвардией. Морской флот не отстал от армии. Кронштадт был крепостью большевистской партии, где давно уже не признавалась власть Временного правительства. Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции. (Краткий курс истории ВКП(б))
Первыми — и главными разоблачителями мифа стали сами матросы с крейсера «Аврора». На следующий день после описываемых событий в газете «Правда» появилась статья, в которой моряки пытались доказать, что никакого обстрела Зимнего с их стороны не было: если бы крейсер стрелял «по-настоящему», был бы полностью разрушен не только дворец, но и прилегающие к нему районы, утверждали они. Текст опровержения был таким:
«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать. Председатель судового комитета А. Белышев Тов. председателя П. Андреев Секретарь /подпись/». («Правда», № 170, 27 октября 1917 г.)
На многие годы, пока официальной пропаганде был выгоден миф о мощи революционного оружия, в котором единственный холостой выстрел разрастался до целого залпа боевых орудий, об этой заметке никто не вспоминал. Уже во времена хрущевской «оттепели» этот текст появился в журнале «Новый мир», в статье В. Кардина «Легенды и факты» (1966, №2, с. 237). Однако газета «Правда» на цитирование себя самой 50-летней давности ответила отнюдь не дружелюбно, опубликовав в марте 1967 года сообщение от имени Секретариата союза писателей ССР, предостерегающее советских людей от чтения статей, «проникнутых ложными тенденциями к необоснованному пересмотру и принижению революционных и героических традиций советского народа». Не оставила статья равнодушным и высшее руководство страны. В одной из своих речей на Политбюро Л.И. Брежнев возмутился: «Ведь договариваются же некоторые наши писатели (а их публикуют) до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и т. д., что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочко и не было его призыва, что “за нами Москва и отступать нам некуда…».
Спустя много лет, уже в перестройку, «проникнутая ложной тенденцией» статья была перепечатана в журнале «Огонек».
Опровергают миф об обстреле Зимнего с крейсера и военные: корабль, действительно снискавший себе боевую славу участием в русско-японской и Первой мировой войне, с 1916 года проходил капитальный ремонт, а значит, весь боезапас с него к моменту октябрьских событий должен был быть уже давно снят — в соответствии с действовавшими инструкциями.
 -
Расположение кораблей Балтийского флота на Неве 25 октября 1917 г. (из [4.])
 -
Еще один миф — выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. («-… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире. …Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.…”) [6.]
Обратимся к теории и истории:
Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы. Для примера – на экваторе ошибка во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона). Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический. [1.] [3.]
Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы. Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей. Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится. [1.] [3.] [7.]
В начале XX века в Петрограде уже существовала «система единого времени» — по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е. эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время». Надпись эту можно прочитать и сегодня — пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.
Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года. В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории. В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости. [45.]
Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в 1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник. [3.]
Интересно отметить, что до1 января 1925 года астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. [3.] И хотя новый стиль летоисчисления введен Декретом СНК от 26.01.1918 г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.
Организуется производство морских часов (не хронометров — они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907 (Бордо) и 1912 (Санкт-Петербург) годов. [8.]
Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например, 9 января 1917 года посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. [24.] [42.] Уже к концу XIX века в портах мира наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. [1.] Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).
В 1912 — 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А. Баклунд (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту). [1.] [3.] [34.] [41.]
Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы. [1.]
Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы. На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества». В 1814 году А.Н. Бутаковым составляется полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И. Бутаковым тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы. Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г. справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками. К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.[7. ] [8.]
Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты. Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано много отечественных аналогов. Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. [8.] [28.] [47.] Вопрос, не был ли знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой? [26.]
Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.
Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. [2.] [8.] От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то. Пример — 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона. [45.]
Вернемся к «Авроре»:
Корабль, под командой лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) [5.] и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике война. [30.] На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые). У штурмана же «Nautical Almanac» с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.
Вахтенный начальник — мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?! [27.] [44.]
Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого. [25.] [36.]
Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.
Несмотря на утверждения С.Н. Полторак, задачи на определенные действия при подготовке штурма Зимнего дворца «Авроре» все же ставили. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1219 от 24.10.17 г. о переводе корабля в Боевую Готовность и № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. Распоряжением же № 1125 Александр Викторович Белышев был назначен комиссаром корабля, даже с указанием времени 12 ч. 20 мин. А телеграммой Центробалта от 24.10.17 г. «Аврора» была подчинена ВРК, этот документ 27.10.17 г. за № 5446 был зарегистрирован в Главном Морском штабе (принял ее дежурный офицер прапорщик Лесгафт). На давление орудий крейсера рассчитывали, даже проверки присылали. [19.] [25.] [26.] [28.] Большинство команды на стороне ВРК. [11.] [37.] [46.]
Проведя промеры незнакомого невского фарватера «Аврора» в 3 ч. 30 мин. 25.10.17 г. встала на якорь у Николаевского моста напротив особняка Румянцевых (Английская набережная, д.44) и выполнила распоряжение об обеспечении движения по мосту. [25.] [26.] [28.] [33.] [38.]
К 19 часам в Неву вошли, завершив переход из Гельсинфорса (Хельсинки) с заходом в Кронштадт, боеспособные эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон»,чуть ранее сторожевой корабль «Ястреб» и прочие корабли. [4.] [16.]
Было бы очень наивно полагать, что подобный переход был произведен кораблями без достоверного знания времени (и как следствие долготы) даже при наличии визуальных ориентиров, и они не корректировали его в оснащенном всем необходимым для этого порту острова Котлин, а предпочли “переспросить”, по версии С.Н. Полторак, у «Авроры». Минная война, широко ведшаяся на Балтике, знаете ли, штука опасная и идти надо строго проверенным фарватером, да и форты Кронштадта наготове.
Радиостанции (в т. ч.средневолновые тональные) крейсера и других кораблей также в полном порядке. Радиограммы перечисленных кораблей можно найти в ЦГА ВМФ, номера дел даже опубликованы в открытой печати. [4.] [8.]
Между кораблями, Петропавловской крепостью, в которой с орудиями и артиллеристами творится форменная неразбериха, с которой еле справляется Г.И.Благонравов (вызвав моряков-артиллеристов с полигона), и окруженным Зимним дворцом на катере (с «Авроры»?) мечется В.А. Антонов-Овсеенко.[26.] (об этом известно и по воспоминаниям Л.Д. Троцкого [29.]). [32.]
Рассмотрим вторую часть предположения – выстрел «Авроры» прозвучал ровно в 21.00. Наиболее часто называются еще 21.40, 21.45. Очевидцы событий (бывшие члены Временного правительства, авроровцы, депутаты) и репортеры разных по политическим пристрастиям петроградских газет тех лет, время указывают довольно точно и оно не слишком разнится. [10.] [15.] [16.] [17.] [18.] [26.] [43.]
Сравнивая и анализируя их воспоминания, газетные публикации (а это тема для отдельной и серьезнейшей статьи), архивные документы, можно убедиться, что бывший комиссар «Авроры» А.В. Белышев называет 21.40 совершенно верно. Только вот началось все с взрыва гранаты во дворце, затем орудийную стрельбу начали оборонявшие Зимний дворец войска. [16.] [43.]
Залп «Авроры» потребовался, вот только имел он совершенно другое
значение –“был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.” Это из текста письма команды крейсера «Аврора» [13.] – прилагаю его к статье. Очень мне удивительно, что полностью его давно не публиковали. [12.] [39.] [40.] Что заставило написать команду это письмо становится ясно из других публикаций тех дней. А фамилия до сего дня безвестного секретаря судкома крейсера – Мисс (он эстонец по национальности).[25.]
Понимаю, что так выстрел «Авроры» исторически правильно и надо именовать.
И произведен выстрел был (комендором Е.П.Огневым с команды А.В. Белышева) по присланной на «Аврору» Антоновым-Овсеенко либо Благонравовым записке. Велся огонь и с миноносцев, стреляла даже сигнальная пушка Петропавловской крепости. Разрушения Зимнего дворца и зданий города были. [15.] [16.] [17.] [31.]
Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.
источники
http://www.vesti.ru/doc.html?id=413187&-cid=7
http://actualhistory.ru/myth-avrora-cruiser —- вот тут расшифровка сносок