Самолет Су-27 к моменту триумфального участия в авиационном салоне в Ле Бурже уже получил международную славу: в период с 1986 по 1988 год на нем установили 27 мировых авиационных рекордов высоты полета и скороподъемности. Правда, определенное время советская сторона истинного названия «-рекордсмена»- не раскрывала – в протоколах ФАИ он фигурировал под шифром П-42. Истребитель был секретным, а до парижской мировой премьеры было еще 2,5 года.
Первые публикации об установке мировых авиационных рекордов скороподъемности на новом реактивном самолете П-42 советского производства появились в конце 1986 г. на страницах отечественной печати. В коротких заметках говорилось, что летчик Пугачев В.Г. 27 октября 1986 года совершил рекордный полет, набрав за 25,4 секунд высоту 3 тыс. м, а 15 ноября достиг высот 6 тыс. м за 37,1 секунд, 9 тыс. м за 47,0 секунд и 12 тыс. м за 58,1 секунд, улучшив рекорды американского летчика Смита Р., выступавшего на F-15, продержавшиеся более 10 лет более чем на 2 секунды. Рекорды были установлены в двух категориях – в классе служебных самолетов весом 12-16 тыс. кг и в классе реактивных самолетов.
Давайте узнаем об этом подробнее …-
 -
Первое обстоятельство у искушенных в вопросах авиации читателей вызвало большое удивление. Они быстро смекнули, что под обозначением П-42 «прячется» новый истребитель Су-27. Дело заключается в том, что истребитель, относящийся к 20-тонному классу, не вписывался в разряд летательных аппаратов массой до 16тыс. кг (как стало известно позже, в протоколах ФАИ взлетная масса П-42 указывалась как 14,1 тыс. кг, что на 2 тонны меньше веса пустого Су-27). Но все было просто.
Руководство МЗ имени Сухого приняло решение подготовить для рекордных полетов один из первых серийных Су-27 – самолет Т10-15 (серийный №05-01), который прошел к этому времени программу испытаний отведенных для него. Позднее Генеральный конструктор Симонов М.П. необычное название самолета объяснял так: «-Его назвали П-42 как дань памяти великому перелому в Сталинградской битве совершенному в ноябре 42-го года. Тогда советская авиация при защите Волжской твердыни сыграла значительную роль в разгроме врага»-. С П-42 была снята «-лишняя»- для его новой роли система управления вооружением, включая оптико-электронную прицельную систему и радиолокационную станцию. Кроме того, на самолете укоротили центральную хвостовую балку, упразднили подбалочные гребни и тормозную парашютную установку, уменьшили площадь вертикального оперения, заменили радиопрозрачпый обтекатель радиолокационной станции на более легкий металлический обтекатель, заклинили механизацию крыла, а также произвели другие мероприятия для уменьшения взлетной массы. Во время подготовки к зачетным полетам в баки заливалось строго ограниченное количество топлива, которого хватало лишь для выхода на режим и посадки. Двигатели истребителя форсировали, при этом тяга каждого увеличилась на 1000 кгс (в протоколах ФАИ указывали тягу 13,6 тыс. кгс каждый, а двигатели представлялись под условным обозначением Р-32). Принятые меры дали возможность добиться уникальной тяговооруженности самолета на старте, равной почти 2 ед. Благодаря этому, П-42 мог разгоняться и даже переходить звуковой барьер во время вертикального набора высоты.
 -
 -
Однако большая тяговооруженность породила очень своеобразную проблему: тормозная система не удерживала П-42 на старте при выводе на форсаж. Поэтому было реализовано нетрадиционное решение: летательный аппарат при помощи троса и электронного замка подцепляли к мощному гусеничному тягачу, который защищался от воздействия раскаленных газов двигателей массивной бронированной плитой. Тягач выезжал на ВПП и своим весом сдерживал ревущий самолет от преждевременного страгивания. Замок в нужный момент отцеплял трос, освобождая дорогу самолету, включались секундомеры и кинокамеры, и П-42 делал стремительный бросок для штурма мировых рекордов.
 -
 -
Работы по подготовке самолета П-42 к установлению рекордов проводились под руководством ведущего инженера (позднее —- главного конструктора) Роллана Гургеновича Мартиросова.
10 марта 1987 г. пилотируемый летчиком-испытателем Н.Ф.Садовниковым П-42 улучшил собственные рекорды времени набора высоты 9 и 12 км еще на три секунды (44.2 и 55-5 с соответственно). На следующий день машина выступала уже в классе самолетов короткого взлета и посадки (СКВП). Были получены результаты набора высот 3,12 и 15 км —- 25.4, 57.4 и 75.7 с соответственно. 10 июня 1987 г. в классе СКВП был установлен также рекорд высоты горизонтального полета, составившей 19335 м. Спустя несколько лет на П-42 было установлено еще 14 мировых рекордов. Дипломы мировых рекордсменов получили В.Г.Пугачев, Н.Ф.Садовников, О.Г.Цой и Е.И.Фролов.
Другим экземпляром Су-27, готовившемся в конце 80-х гг. для установления рекордов, был самолет Т10-20 (один из первых серийных истребителей, имевший серийный ╧ 05-05 и бортовой ╧ 20), прошедший к этому времени программу испытаний и уже послуживший в достаточно необычном качестве конструктивно-технологического макета Т-10КТМ корабельного истребителя Су-27К.
Доработанная для рекордных полетов машина была весьма необычной: у нес были упразднены законцовки вертикального оперения и подбалочные гребни, а на консоли крыла, напротив, были установлены законцовки оживальной формы по типу применявшихся на первых самолетах Т-10.
Были предприняты все меры, чтобы облегчить самолет и разместить внутри фюзеляжа максимальное количество топлива. В частности, были сняты радиолокационная станция, оптико-электронная прицельная система и все остальные блоки СУВ, пушечная установка, узлы подвески ракет, упразднены створки подпитки на нижней поверхности воздухозаборников и т.д. Носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС оживальной формы уступил место простому металлическому конусу. В удлиненной центральной хвостовой балке разместился увеличенный топливный бак, место для дополнительного запаса горючего было найдено и в головной части фюзеляжа.
Фото 4.
На Хотынка стоит вот этот вариант: это Т-10-20, это другой вариант рекордного самолета, но это далеко не П-42!!
В результате при взлетной массе 26600 кг запас топлива на Т10-20 достиг 12900 кг (против обычных для Су-27 9400 кг). Благодаря всем проведенным доработкам самолет должен был иметь значительно увеличенную дальность полета и готовился к установлению соответствующих мировых рекордов. Однако позднее в силу ряда причин интерес к таким рекордным полетам поугас, и Т10-20 был передан в экспозицию музея авиации на Центральном аэродроме Москвы (Ходынке).
ЛТХ: |
Модификация | П-42 |
Размах крыла, м | 14.70 |
Длина, м | 19.65 |
Высота, м | 5.87 |
Площадь крыла, м2 | 59.02 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
максимальная взлетная | 14100 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Р-32 |
Тяга нефорсированная, кгс | 2 х 13600 |
Максимальная скорость , км/ч | |
Практическая дальность, км | |
Практический потолок, м | |
Экипаж | 1 |
 -
 -
П-42 рекордный самолет, переоборудованный в 1986 году из головного серийного Су-27- самолета Т10-15. Основные внешние отличия от базового Су-27
В результате изменений взлетная масса П-42 снижена до 14100 кг. Самолет оснащался форсированными двигателями тягой по 13600 кгс (обозначение в протоколах ФАИ —- Р-32). Всего в 1986-1988 гг. на самолете П-42 было установлено 27 мировых авиационных рекордов скороподъемности и высоты полета.
Список рекордов П-42 (источник
Вид рекорда | Результат | Пилот | Дата |
---|---|---|---|
Время подъемана высоту 3000 м | 25с | В. Пугачев | 27/10/1986 |
Время подъемана высоту 6000 м | 37с | В. Пугачев | 15/11/1986 |
Время подъемана высоту 9000 м | 44с | Н. Садовников | 10/03/1987 |
Время подъемана высоту 12000 м | 55с | Н.Садовников | 10/03/1987 |
Время подъемана высоту 3000 м сгрузом 1000 кг | 28 с | O. Цой | 17/05/1988 |
Время подъемана высоту 6000 м с грузом 1000 кг | 38s | O. Цой | 19/04/1988 |
Время подъемана высоту 9000 м сгрузом 1000 кг | 48 с | О. Цой | 17/05/1988 |
Время подъемана высоту 12000 м с грузом 1000 кг | 59 с | O. Цой | 17/05/1988 |
Подкласс C-1i (Взлетный вес от 16000 до 20000 кг)
Группа 3 (Реактивные двигатели)
Вид рекорда | Результат | Пилот | Дата |
---|---|---|---|
Высота с грузом 1000 кг | 22250 м | В. Пугачев | 20/05/1993 |
Наибольший вес, поднятый на высоту 15000 м | 1015 кг | В. Пугачев | 20/05/1993 |
Время подъемана высоту 15000 м с грузом 1000 кг | 2мин 6с | В. Пугачев | 20/05/1993 |
Время подъемана высоту of 15000 м | 2мин 6с | В. Пугачев | 20/05/1993 |
Класс N / Группа 3: реактивные двигатели
Вид рекорда | Результат | Пилот | Дата |
---|---|---|---|
Высота в горизонтальном полете без нагрузки | 19335 м | Н. Садовников | 10/06/1987 |
Время подъемана высоту 3000 м | 26 с | Н. Садовников | 11/04/1987 |
Время подъемана высоту of 6000 м | 37 с | Е. Фролов | 31/03/1988 |
Время подъемана высоту of 9000 м | 47 с | Е. Фролов | 31/03/1988 |
Время подъемана высоту of 12000 м | 58 с | Н. Садовников | 11/03/1987 |
Время подъемана высоту of 15000 м | 1мин 16с | Н. Садовников | 11/03/1987 |
Время подъема на высоту 3000 м с 1000 кг груза | 28 с | O. Цой | 17/05/1988 |
Время подъема на высоту 6000 м с 1000 кг груза | 38 с | O. Цой | 19/04/1988 |
Время подъема на высоту 9000 м с 1000 кг груза | 48 с | O. Цой | 17/05/1988 |
Время подъема на высоту 12000 м с 1000 кг груза | 59 с | O. Цой | 17/05/1988 |
Подкласс C-1 (Неограниченный взлетный вес)
Группа 3 (Реактивные двигатели)
Вид рекорда | Результат | Пилот | Дата |
---|---|---|---|
Время подъемана высоту of 3000 м | 25.37 с | В. Пугачев | 27/10/1986 |
Время подъемана высоту of 6000 м | 37.05 с | В. Пугачев | 15/11/1986 |
Время подъемана высоту of 9000 м | 44.18 с | Н. Садовников | 10/03/1987 |
Время подъемана высоту of 12000 м | 55.54 с | Н. Садовников | 10/03/1987 |
 -
 -
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
 -
 -
На крупнейшем юбилейном международном авиасалоне в Ле Бурже представлены больше двух тысяч компаний. 44 страны показывают образцы гражданской и военной техники. Но внимание всех приковано к новейшему российскому истребителю Cу-35.
Ну и собственно под катом само выступление:
 -
 -
источники
http://www.airwar.ru/enc/xplane/p42.html
http://forums.airforce.ru/matchast/2353-suhoi-p-42-a/
 -
Давайте я вам еще напомню про интересные проекты самолетов: вот например
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |