В этом году исполняется 40 лет, как Национальная гвардия Республики Кипр совершила переворот. Он который привел к турецкой военной интервенции и перерос в гражданскую войну между греческой и турецкой общинами на острове. После прекращения огня была создана Зеленая линия — буферная зона ООН на Кипре, которая де-факто стала разделять остров Кипр на две части, греческую (южную) и турецкую (северную).
Зеленая линия разделяет остров Кипр и сегодня, она простирается на 180 км, а ее ширина колеблется от 3.3 метров до 7.4 км. Фотограф агентства Рейтер Neil Hall побывал в этом месте, где нашел затерянные во времени дома, предприятия и даже аэропорт.
Термин «Зеленая линия» был впервые использован в 1964 году, когда в результате беспорядков между местными греками и турками столица была разделена на греческую и турецкую части. В 1974 после турецкого вторжения на Кипр (так называемая операция Аттила, отсюда название линия Аттила) ООН установил Зеленую линию как границу греческой и турецкой части острова. Зеленая линия разделяет остров Кипр и сегодня.
Зеленая линия:
 -
А мы с вами давайте вспомним историю этого конфликта подробнее.
 -
В XIV веке о. Кипр был захвачен турками и включен в состав Османской империи. В 1878 г. англичане добились соглашения с турецким султаном и полного контроля над островом. После второй мировой войны борьба киприотов за независимость приобрела характер вооруженного восстания против английского господства. В ответ англичане стали способствовать разжиганию национальной розни между греческим большинством и турецким меньшинством населения Кипра, поддерживая претензии турецкого правительства на владение частью острова. В ходе обсуждения кипрского вопроса в совете НАТО на компромиссной основе были подписаны соглашения о предоставлении Кипру независимости.
Международный Аэропорт Никосии заброшен уже почти 40 лет. Так он выглядел 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
16 августа 1960 Кипр официально стал независимым государством. Но политическая обстановка на острове оставалась нестабильной. Великобритания сохранила за собой часть территории острова, которая и сейчас используется в качестве военной базы. Право на размещение воинских контингентов имели Турция и Греция. В соответствии с основными положениями конституции Кипра, обусловленными соглашениями, греческая и турецкая часть населения острова сознательно противопоставлялись друг другу. Уже в 1963 греко-киприотская сторона попыталась пересмотреть компромиссную конституцию страны, добиваясь большей государственной централизации, создания единых муниципалитетов и отмены вето президента и вице-президента. Усмотрев в этом нарушение прав турецкой общины, Турция и турки-киприоты отвергли предложения президента Макариоса III. Турецкие депутаты и министры отказались участвовать в работе общекипрских органов. Кризис перерос в вооруженные столкновения, после чего на острове были высажены войска трех стран-гарантов. Недовольное кипрское правительство обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН и объявило о расторжении Договора о гарантиях. Конференция по урегулированию в Лондоне в 1964 провалилась- Великобритания предложила ввести на Кипр войска НАТО, но эта идея встретила резкие возражения со стороны СССР.
В ответ в начале марта западные информационные агентства стали распространять сообщения о имевших место перебросках Советским Союзом на Кипр оружия и военного снаряжения. («Известия» 10.03.1964) В числе поставленных были танки «Т-34». В марте 1964 Совет Безопасности постановил отправить на остров силы ООН. После этого правительство Кипра стало требовать вывода греческих, турецких и британских войск и приступило к созданию собственной национальной гвардии во главе с бывшим руководителем ЭОКА генералом Гривасом. Эта гвардия быстро оказалось под контролем военных из Греции. В августе 1964 сильно обострились отношения между Грецией и Турцией из-за Кипра, а Макариос III обратился за помощью к СССР, Египту и Сирии. Военное столкновение удалось предотвратить, но кризис сохранялся. Турки-киприоты приступили к созданию собственных органов управления, и остров фактически разделился на две части.
 -
Пассажирский самолет кипрской авиакомпании доживает свой век, 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Дальнейшее ухудшение ситуации произошло с приходом к власти в Греции в 1967 военной хунты. Военная диктатура фактически взяла курс на захват Кипра и опиралась в этом на крайних греческих националистов. В ноябре 1967 силы генерала Гриваса атаковали две турецкие деревни на острове. В ответ Турция предъявила Греции ультиматум с требованием вывести греческие войска с Кипра, и обе страны вновь оказались на пороге войны. Положение несколько смягчилось только в начале 1968. Генерал Гривас был отозван с Кипра, а контингенты греческих и турецких войск на острове сокращены до размеров, предусмотренных соглашением 1959.
В политическом плане фактический раздел Кипра нарастал. Греки-киприоты провели в феврале 1968 новые президентские выборы, на которых Макариос III собрал 96% голосов. Турки-киприоты образовали в декабре 1967 официальную «Временную турецкую администрацию», объявив о непризнании всех законов, изданных в Республике Кипр с конца 1963. В то же время шли межобщинные переговоры, стороны согласовали такие меры как будущее возвращение турецких представителей в государственные органы в соответствии с численностью населения, отмена права вето и т.д. По многим принципиальным вопросам сохранялись разногласия: греко-киприотская сторона настаивала на едином государстве, турецкая община склонялась к федерации.
 -
Окна самолета. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Наметившийся осторожный прогресс был сорван в результате действий греческой военной хунты и ее сторонников на Кипре, образовавших тайную организацию ЭОКА–2 во главе с нелегально вернувшимся на остров Гривасом. Антикоммунистический режим в Афинах с подозрением относился к деловым отношениям архиепископа с Москвой и поддержке, которую он получил от киприотской коммунистической партии насчитывавшей 40000 членов. Хунта называла его «-Красным»-, и опасалась, что он предоставит кипрские порты для базирования советского флота. В конце весны начале лета кампания направленная на дискредитацию Макариоса была усилена. Кипрские епископы заявили о смещении Макариоса III с поста архиепископа, а военное правительство Греции потребовало от Республики Кипр изменить состав правительства. Однако Макариос продолжал проводить прежний независимый курс и отвечал репрессиями на действия крайних националистов. После того, как правительство Кипра 2 июля потребовало от Греции отозвать с острова 650 греческих офицеров назначенных в киприотскую Национальную гвардию (CNG), 15 июля кипрская реакция при поддержке более 900 человек греческого военного контингента подняла мятеж против законного президента архиепископа Макариоса, последнему удалось бежать из страны с помощью британских военных. Мятежники захватили аэропорт, радиостанцию, президентский дворец и ряд других правительственных учреждений в Никозии. Начались кровопролитные бои с верными правительству силами безопасности, полицией и отрядами добровольцев. Власть узурпировал крайне правый политический деятель Никос Сампсон. Основные силы заговорщиков составила национальная гвардия в составе 11 тыс. человек, которой командовали греческие офицеры. Кроме того, на стороне мятежников выступили: дислоцирующийся на острове греческий полк (950 человек), переброшенные накануне из Греции транспортной авиацией несколько подразделений, а также террористические группы подпольной организации ЭОКА-2. Турецкое правительство потребовало, чтобы Греция не поддерживала мятежников, отозвала всех греческих офицеров с острова и уважала независимость Кипра. Греческая хунта начала изворачиваться. Началась гражданская война.
Мятеж на Кипре впрямую затрагивал интересы СССР. Советское посольство в Никозие является самым большим в этой части Средиземного моря, численность его персонала была больше чем в любом из советских посольств в Каире, Тегеране и Бейруте. Сложный коммуникационный центр связывал кипрское посольство с Москвой и советским средиземноморским флотом, а так же с двумя советскими разведывательными судами, которые контролировали радио-переговоры у израильского побережья. И в случае закрепления у власти антикоммуниста Никоса Сампсона пришлось бы сокращать численность посольства и сворачивать большую часть его деятельности. Пятая эскадра Советского ВМФ почти сразу оказалась втянутой в ход кризиса. 15 июля в 11.00 на штабной корабль – крейсер «Жданов» пришла срочная телеграмма от начальника разведки ЧФ с сообщением о военном перевороте на Кипре. Со ссылкой на телеграфные агентства он сообщил, что национальными гвардейцами убит президент архиепископ Макариос.
Затем посыпались телеграммы от Разведуправления ВМФ с подробностями о событиях на Кипре. Командующим эскадрой в тот момент был начальник штаба эскадры Александр Петрович Ушаков, так как командир эскадры убыл в отпуск. Поступило распоряжение начальника Главного штаба ВМФ: КУГ № 1 в составе РКР «Грозный» и БПК «Красный Кавказ» срочно сняться с якорей и занять линию дозора западнее Кипра- ЭМ «Пламенному» стать на бочку № 03 в непосредственной близости от острова на юге- тральщику «Контр-адмирал Першин» —- в точку № 55 севернее Кипра- КПУГ-2 в составе БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров» из 64-й точки перейти в восточную 12-ю- РЭК «Абакан» из района п. Пирей перейти к Кипру с целью перехвата радиопереговоров, в том числе и на УКВ. К концу дня ситуация на Кипре оставалась сложной, но по сообщениям из Будапешта президент Макариос остался жив и обратился по радио с заявлением поддержать законное правительство. В 22.30 на крейсере «Жданов» были собраны офицеры штаба и политотдела они были подробно проинформированы о событиях на Кипре. Оперативная группа приступила к подготовке боевых распоряжений. И в 24.00 корабли уже снялись с якорей для их выполнения. Были даны рекомендации по заправке кораблей в новой обстановке. Телеграммы были направлены на танкеры «Ленинград», «Десна», «Красноводск».
 -
Внутри заброшенного аэропорта Никосии, 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Американцы также осуществили наращивание своих сил в районе Кипра. 15 июля сразу после удачного переворота на Кипре, авианосцу «Америка» (America) CV 66 который находился в испанском порту Рота ожидая смены после шестимесячного пребывания в Средиземном море, было приказано увеличить Шестой флот вместо того, чтобы возвратиться в США. Туда же спешил из США авианосец «Индепенденс» (Independence) CV 62, шедший на смену «Америке». Кроме того, к Кипру из Ионического моря пришел и авианосец «Форрестол» (Forrestol) CV 59 со своими кораблями охранения.
17 июля президент Макариос и премьер-министр Турции прибывают в Лондон, где имеют встречи с Премьер-министром и Министром иностранных дел Великобритании. Так как Греция и Турция являлись союзниками по блоку НАТО, то дипломатические ведомства западных стран пытались удержать враждующие стороны от столкновений, но из этого ничего не вышло. Великобритания и США не желали вмешиваться в конфликт. Когда 17 июля Турция потребовала от британцев, используя военную силу подавить мятеж вместе с ними, согласно Соглашению относительно гарантии мирного урегулирования 1960 года, они отказались это делать. Тем не менее, британское правительство обещало турецкому премьер-министру предпринять меры для препятствия грекам посылать помощь Кипру. В 22.15 16 июля 1974 в район конфликта вышел британский авианосец «Гермес» (Hermes) R12 с отрядом морских пехотинцев (41 Commando Group). Передовая группа коммандос высадилась в Ларнаке в 16.00 20 июля 1974. Единице давали задачу обеспечения ESBA и принятия беженцев. Теперь согласно различным картам в недавно выпущенных файлах HMS «Hermes» известно что он был не единственным британским военным судном в районе Кипра во время турецкого вторжения, но одним из немногих которые фактически держали Кипр ‘-под осадой’- (‘-under siege’-). Позиции некоторых других были известны только правительствам Соединенных Штатов и Великобритании.
17 июля сообщения в печати говорят о массивном турецком военном наращивании. НАТО заявило о широкой поддержке избранного президента Макариоса и территориальной целостности острова Кипр. 19 июля президент Макариос прибывший 18 июля в Нью-Йорк в Совете Безопасности ООН заявил, что успешный переворот был организован греческим Военным Режимом. Под предлогом защиты интересов кипрских турок Турция решила одним ударом разрешить старую проблему контроля над островом.
 -
Аэропорт был открыт 27 марта 1968 года. Проработал он всего 6 лет. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Зал ожидания. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Турецкое вторжение в Кипр было полной неожиданностью не только для греческого правительства, но также и для вооруженных сил —- многие военнослужащие были в летнем отпуске. Поэтому время было потеряно и общая мобилизация была объявлена только после полудня 20 июля, по ней призыву подлежали граждане до 40 лет рядового и до 50 лет офицерского состава. Началась концентрация войск на Греко-турецкой границе в районе Александруполиса, а также в портах Пирей и Салоники для формирования десантов. Греческое правительство официально заявило, что в случае продолжения турками боевых действий на Кипре через 48 часов объявит войну Турции.
Советское правительство с первых дней конфликта выступило на стороне законного правительства Кипра, высказываясь сначала против путчистов, а потом и против оккупации острова, и его раздела. Но американцы постарались дискредитировать советскую позицию опубликовав на страницах «Нью-Йорк таймс» целый ряд статей в которых утверждалось о том что еще до начала конфликта Советский Союз, высказал осторожное одобрение турецких действий. ( НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 07/21/74) Должностные лица Департамента Министерства обороны США сообщили, что 19 июля, Советский Союз повысил боевую готовность в семи десантных подразделениях. Некоторые американские должностные лица утверждали, что Москва пробовала демонстрировать свою поддержку Турции, если та осуществит военное вмешательство в отношении Кипра. Согласно хорошо информированным должностным лицам, были признаки, что Советский Союз предложил правительству Анкары, что оно могло рассчитывать на советскую поддержку. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 07/20/74).
Вслед за американцами, 20 июля агентство Франс Пресс сообщило что в связи с обострением военно-политической обстановки в восточной части Средиземного моря приведены в боевую готовность десантные войска в количестве 50 тысяч человек, а во второй половине дня 20 июля и все вооруженные силы Советского Союза, и советские войска готовы высадиться на Кипре. На это ТАСС заявил, что данное сообщение является вымыслом, и вооруженные силы СССР находятся в обычном состоянии. Однако все было не так просто, по некоторым данным готовность ряда частей вооруженных сил СССР действительно повышалась, Болградская ВДД была поднята по боёвой тревоге (тоже видимо было и с другими дивизиями ВДВ). Но это скорей была предохранительная мера, направленная на случай резкой эскалации конфликта во Фракии на материковой части, где обе стороны привели в готовность свои войска, и где война могла затронуть союзника СССР по Варшавскому договору – Болгарию. Фактически Советский Союз старался по возможности дистанцироваться от конфликта, поскольку победа ни одной из сторон ничего нам не давала. Греция тоже пыталась использовать советскую силу в своих планах. Руководство Греции в лице премьер-министра оставшись без гарантий поддержки со стороны Великобритании и США опасаясь дальнейшего турецкого наступления попыталось заручиться поддержкой со стороны СССР. Клеридес (Klerides) старшее греческое должностное лицо заявлял, что единственная гарантия независимости Кипра – привлечение Советского Союза. По его словам, СССР никогда не разрешали бы туркам постоянно занимать Кипр и грекам конце концов, вероятно, придется положиться на них, чтобы остаться там. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 08/13/74.)
Но действительность разрушила планы греков. Клеридес (Klerides) встретился с советским обозревателем, Виктор Менин (Victor Menin), и спросил, могла ли бы Греция получить советскую помощь, если Турция продолжит военные действия. Менин заявил, что не будет никакого одностороннего действия русских военных. Его правительство, как заявил, Менин достигло соглашения с США, исключающими одностороннее военное вмешательство любой стороны. Госсекретарь США и Советник Национальной безопасности Генри Киссинджер 20 июля на пресс-конференции в Сан-Клементе, сообщил, что он вошел в контакт с советскими представителями и достиг «-понимания»-, чтобы предотвратить одностороннее действия Советского Союза. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС 7/21/74)
Так получилось, что советские корабли первыми узнали о начале вторжения. МТЩ «Контр-адмирал Першин» (к-л Малышев) обнаружив турецкие силы вторжения, не только вовремя известил командование эскадры, но и продолжил наблюдение за ними, несмотря на высокий риск. Начальник политотдела 5-й эскадры П.Р.Дубягин вспоминает: «Самая ответственная задача легла на плечи тральщика «Першин», которому было приказано следить за перемещением турецких кораблей и самолетов в северной части о. Кипр, что он с честью выполнил, практически находясь в непосредственной близости от боевых порядков турок, в 130 кабельтовых от берега. Он наблюдал, как корабли ОКОП (отряд кораблей огневой поддержки) турок начали обстрел берега, а затем корабли с десантом вошли в бухту порта Киренея и начал высадку десанта. На тральщике слышали перестрелку, объявили боевую тревогу. А вообще надо признать, положение нашего тральщика было очень щекотливое – любой греческий самолет мог его спутать с турками и обстрелять ракетами». Та же опасность исходила и с турецкой стороны, П.Р.Дубягин вспоминает: «Командир тщм «Першин» донес, что два турецких эсминца полным ходом устремились к нему. Он на всякий случай отдал им положенные приветствия. Видимо, убедившись, что тральщик советский, турки прошли от него в непосредственной близости, не предприняв никаких враждебных действий».
Рано утром, едва стало известно о вторжении, командующий А.П.Ушаков связался с Москвой, и контр-адмирал П.В.Корецкий передал ему распоряжение министра обороны и главкома ВМФ перевести эскадру в повышенную готовность. На корабли эскадры передали сигнал «Мудрец» и объявили боевую тревогу. В район конфликта начали стягиваться корабли. Крейсер «Жданов» и СКР «Куница» находящиеся на точке № 12 в территориальных водах Египта, без согласования с египетскими властями снялись с якорей и покинули территориальные воды АРЕ. Встретились с подошедшими с запада БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров» и взяли курс на северо-восток для соединения с КУГ № 1 на линии дозора западнее Кипра. Опасаясь вмешательства западных стран, главком приказал эскадре организовать тщательное наблюдение за кораблями ВМС США, Великобритании, Греции и Турции. Выполняя приказ, командир эскадры распорядился: ЭМ «Напористый» организовать слежение за авианосцем «Форрестол» и одновременно наблюдать за вертолетоносцем «Инчхон», а эсминцу «Пламенный» наблюдать за английским авианосцем «Гермес». Проливы Касос, Карпатос и севернее о.Родос были перекрыты вспомогательными судами с задачей наблюдения за передвижением боевых кораблей. Капитаны о замеченном должны были докладывать на КП эскадры немедленно о увиденном, кроме того они были предупреждены о строгом соблюдении международного морского права. Оперативное соединение получило задачу держаться на линии дозора в готовности к нанесению ударов по АУГ, командование поручено капитану 1 ранга Н.И.Рябинскому.
 -
Разваливающийся рекламный щит. По зданию бывшего аэропорта летают голуби. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Воскресенье 21 июля 1974г.
На Кипре продолжаются серьезные бои. В 02.30 кипрские радарные станции засекли, что 8 судов движутся от порта Мерсин к Кирения.
В 13.00 греческие субмарины «Glavkos» и «Nereus» по приказу приблизились к Кипру, они находились в 90 милях к западу от Пафоса. Также греческое десантное судно «Rithemno» (в других публикациях его называют «Rethymnos») вышло из Греции на Кипр. Она несло 573-ий пехотный батальон и приблизительно 550 киприотских добровольцев. Но ему в конце дня приказали прекратить движение к Кипру и идти к острову Родос.
Днем, три турецких эсминца «Adatepe», «Kocatepe», и «Tinaztepe» посланные к Пафосу чтобы разведать где высадились греческие войска пришли в тот район. Зная, что их передачи контролируются турками, греческие офицеры разведки в Пафосе передали сообщение, в котором якобы благодарили подошедшие греческие военно-морские силы за своевременное прибытие. Обман сработал, перехватив сообщение, турецкие ВВС нанесли бомбовый удар по эсминцам. В 14.35 турецкие самолеты обнаружили эти 3 эсминца в 10 километрах к западу от Пафоса и атаковали их. В налете участвовали 28 F-100D Super Sabers, каждый нес две 750-фунтовых бомбы, и шестнадцать F-104G Starfighters, каждый из которых нес по одной 750-фунтовой бомбе. Самолеты легко нашли цели и немедленно их атаковали, не обращая внимание на большие турецкие флаги на судах. Так как греческий флот также имел в своем составе аналогичные эсминцы переданные из ВМС США возможность их идентификации была затруднена, а флаги приняты за уловку греков. Все три эсминца были поражены бомбами в течение десяти минут авиационного налета. В 14.45 эсминец «Kocatepe» в результате попадания бомбы в хранилище боеприпасов затонул. 80 членов команды «Kocatepe» погибли сразу, только 42 моряка были позже спасены израильским торговым судном, которое доставило их в Хайфу. Другие два эсминца, получив серьезные повреждения, покинули район боевых действий, и ушли в Мерсин для ремонта. Во время налета эсминцы вели заградительный огонь и по некоторым сведениям подбили один из F-104 (некоторые сообщения говорят, что были повреждены два, или три самолета). Турция постаралась скрыть факт этого «дружественного огня», и заявила о крупной победе над греческим флотом, это сообщение подхватили все информационные агентства, в том числе и советские, правда выплыла на следующие сутки с турецкими моряками, спасенными израильским судном.
Во второй день боевых действий все наши корабли находились на ходу в своих боевых позициях, но возникла проблема с заправкой кораблей. Было решено перекачать топливо на «Десну» с танкера «Ленинград», после чего послать его срочно в Севастополь для бункеровки, и по ее завершении, ему срочно возвращаться. Основной отряд в целях экономии топлива снизил ход до 8 узлов, оставив в действии минимум котлов. Из Москвы получили распоряжение подготовить ЭМ «Пламенный» и «СДК-82» для эвакуации 250 советских граждан с Кипра из залива Ларнака, быть готовыми передать продукты для 70 человек на 10 суток для нашего посольства.
Флоты западных стран продолжали стягиваться в район конфликта. Флагманский корабль 6-го флота США, крейсер УРО «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) по сообщению разведки ЧФ вышел из порта Гаэта (Италия) и на скорости 22 узла идет к Кипру.
Активные воздушные удары турецкой авиации стали причиной беспокойства о безопасности иностранных подданных. На острове проживало 17 тысяч британских граждан, кроме того, в момент конфликта там отдыхали, по крайней мере, 6000 туристов, и еще на острове находился контингент ООН составлявший 2188 человек. Часть из них оказалась в районе, где велись бои, по этому было решено провести их эвакуацию в первую очередь из Никозии. 21 июля в 12:00 Турция соглашается на британское требование остановить воздушную бомбардировку Никозии на 2 часа, чтобы позволить иностранным подданным покинуть город. Под эскортом сил ООН и британских военнослужащих, кустарный конвой из более 500 частных автомобилей, грузовиков эвакуировал приблизительно 4500 иностранных подданных из осажденной столицы на британскую базу в Ларнака, откуда большая часть из них была эвакуирована самолетами «Геркулес».
Великобритания обязалась помогать подданным других европейских стран, так же как и американцам в эвакуации с острова, часть британских подданных и отдыхающих направилась к Кирении, надеясь эвакуироваться морским путем. Турецкие танки уже были в городе, и британцам пришлось вести с турками переговоры об их эвакуации. Большие толпы эвакуируемых собрались на берегу. Первым к Кирения для осуществления эвакуации пришел с Мальты британский фрегат «Andromeda» (F57), за ним подошли другие корабли (фрегаты «Argonaut» F56, «Brighton» F106), при этом они преследовались турецкими кораблями. После этого британские власти связались с турецким премьер-министром Бюлентом Эджевитом и заявили о провокационном поведении турецкого флота, Эджевит признал, что турецкий флот имел распоряжение держать Королевский флот в десяти километрах от береговой линии. Британцы предупредили его, что они будут считать Турцию ответственной, за любые инциденты. Турецкий премьер-министр Эджевит стремился избежать любых действий, которые, вели к вооруженному столкновению с Силами Организации Объединенных Наций или с Великобританией. На этом конфликтная ситуация была исчерпана, и 22 июля в 9.15 утра началась эвакуация иностранных подданных с пляжа. Катерами их доставляли на британские корабли, в том числе —- ракетный эсминец «Devonshir» (D-02), фрегат «Andromeda» (F57), а вертолетами HU-5s их эвакуировали на британский авианосец «Гермес». Турецкие корабли с расстояния, только наблюдали за эвакуацией и не вмешивались. Были эвакуированы 1630 человек.
 -
Сторожевая башня в районе Фамагусты, 14 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Понедельник 22 июля 1974г.
В это время греки решили напрямую вмешаться, ночью 21-22 июля 354-ая эскадрилья самолётов типа Noratlas, осуществила операцию по перевозке греческих десантников с острова Крит на остров – Кипр. Несмотря на ветхость самолётов и на неблагоприятные условия полёта, 12 из 18 самолётов участвующих в миссию «НИКИ» («ПОБЕДА») совершили посадку на аэродром Никозии. Был сбит самолёт Noratlas, вследствие чего погибли 4 члена экипажа и 27 десантников – парашютистов. Но особой роли эта операция не сыграла.
Турецкое морские пехотинцы все еще останавливалось на береговом плацдарме. Утром в 03.30 второй турецкий десантный отряд появился в 10 километрах от побережья в районе Кирении. Его миссия – завоевание порта Кирения и слияние позиций берегового плацдарма с анклавом турок-киприотов Agyrta-Lefkosia до начала перемирия. В 10.00 начинается высадка десанта, основа его состояла из 28-ой пехотного полка имевшего в своем составе большое количество танков M47 и M48. Силы греков-киприотов и греческих частей были неспособны сдержать этот новый отряд вторжения. В 11.00 турецкие эсминцы обстреляли греческие позиции к югу от Ag Georgios чтобы сломить сопротивление. В то же самое время попытка турецких десантных судов непосредственно войти в гавань Кирения закончилась неудачей.
Днем произошел первый воздушный бой между ВВС Греции и Турции в Эгейском море, по греческим данным ими был сбит турецкий истребитель, а второй лишившись топлива сам потерпел аварию, турки отрицают эти данные и говорят что самолет разбился при взлете.
Американцы много говорили о том, что на острове несколько тысяч американских граждан и они направляют авианосец и вертолетоносец к Кипру исключительно для эвакуации граждан. Корабли прибыли, заняли выгодные боевые позиции но эвакуацию начали только 22 июля с британской базы Ларнака, 466 гражданских лиц из них 384 американских граждан были эвакуированы вертолетами CH-46 и CH-53 6-го флота на десантный корабль «Coronado» (LPD-11). Вторая группа была эвакуирована 24 июля на вертолетоносец ВМС США «Inchon» и на десантный корабль «Trenton» (LPD 14) причем последний принял 286 человек. Прикрытие вертолетов обеспечивали истребители F-4 Фантом с авианосца «Forrestol».
 -
Заброшенная улица на Зеленой линии. (Фото Reuters | Neil Hall):
 -
Не успели затихнуть бои, как ситуация вновь обострилась. 19 августа в Никозии начались выступления населения обвиняющее американцев что они виноваты в ситуации на острове, у посольства США морские пехотинцы для разгона демонстрантов применили гранаты со слезоточивым газом, из толпы в ответ был убит американский посол Девис. 19 августа 6-й флот США вновь устремился в восточную часть Средиземного моря. Штаб эскадры организовал слежение за всеми группами, ЭМ «Напористый» за авианосцем «Индепенденс», БПК «Красный Кавказ» за авианосцем «Форрестол», ЭМ «Пламенный» за вертолетоносцем «Инчхон».
Практически три/четверти 6-го флота во главе с флагманским кораблем «Литтл Рок» маневрировала севернее о.Крит. Эскадра передвинула свои крейсера с кораблями охранения в тот же район. Государственный секретарь Генри Киссинджер на пресс-конференции заявил, что США не могут предъявить претензии кипрскому правительству за убийство посла. Так продолжалось до 2 сентября, после чего последние корабли 6-го флота вновь приступили к своим повседневным задачам.
В итоге 40 тысяч турецких военнослужащих осуществили захват и оккупацию 40 процентов территории острова. Оккупанты изгнали более 200 тысяч греков-киприотов из принадлежащих им жилищ на севере страны, еще более тысячи по сей день, считаются пропавшими без вести. 13.02.1975 года руководство турецкой общины на острове Кипр в одностороннем порядке провозгласило обособленное турецкое государственное образование в северной части острова. Таким образом, страна фактически была разделена на 2 части. С тех пор прошло 30 лет, но все многочисленные попытки решить кипрскую проблему не дали никаких результатов. Напротив, на оккупированной территории появилось самопровозглашенное марионеточное государственное образование —- так называемая Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК).
 -
Знак «Буферная зона ООН. Не фотографировать». (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенное кафе на Зеленой линии, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Затерянные во времени старые телевизоры в торговом центре, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Бывшая торговая улица. (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенное кафе. (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенный дом с пулевыми отверстиями и колючей проволокой вокруг, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Автомобили в бывшем торговом центре. (Фото Reuters | Neil Hall):
«Сделано в Японии». (Фото Reuters | Neil Hall):
Подземная парковка. (Фото Reuters | Neil Hall):
Люди возле стены, блокирующей проход в Зеленую линию, 14 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Светящийся флаг самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Путешественникам, чтобы попасть в Северный Кипр, нужно пройти паспортный контроль. (Фото Reuters | Neil Hall):
Рыбаки в районе Фамагусты рядом с буферной зоной ООН на Кипре, 11 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
«Буферный» кот в буферной зоной ООН на Кипре, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Никосия — столица Республики Кипр и частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра. Расположена в центральной части острова Кипр. (Фото Reuters | Neil Hall):
Парк рядом с Зеленой линией. Кипр, 15 марта 2014.
Что посмотреть все интересные, заброшенные места, показанные на сайте, пройдите по этому тегу «
 -
источники
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=8071
http://www.greecetoday.ru/home/reports/20/?part=reports&-content=20
http://loveopium.ru/news/zelenaya-liniya-zateryannye-vo-vremeni.html
 -
И еще напомню вам про военные конфликты на нашей планете:
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |