Цифровые и сетевые технологии так плотно вошли в наш обиход, причем во все сферы жизни, что без них мы чувствует себя неполноценно или, как минимум, некомфортно. Используются прогрессивные инновации и в образовании, в том числе высшем.
Параллельно с интеграцией методик и форматов, которые были недоступны еще 10-20 лет назад,
информационные технологии, как предмет, являются самостоятельным профессиональным направлением. По нему пишутся курсовые работы и защищаются дипломы. Но как они применяются на практике в ВУЗах?
Доступ к информацииСамый простой пример активного применения информационных технологий, распространенный, как среди студентов, так и их преподавателей – это доступ к данным, необходимым для учебного процесса. Доступ реализуется и с помощью ресурсов тематических порталов в интернете, и с помощью локальных ресурсов университетов. Ассортимент ресурсов постоянно пополняется и расширяется – от статистических и энциклопедических сервисов до сайтов с контентом который генерируют сами пользователи.
Демонстрационные материалыНе все дисциплины удается доходчиво объяснить, используя ораторское искусство лектора или доску с мелом. Наличие функциональных демонстрационных инструментов, вроде проектора с диаграммами, слайдами, видео, позволяет донести нужную информацию до студентов быстрее и эффективнее.
Наглядный пример использования технологий в учебном процессе – это информационные ресурсы для работы со студентами, изучающими историю, картографию, геологию, географию. Современные технологии позволяют и демонстрировать информацию в масштабируемом формате, и в режиме реального времени вносить правки, настройки, дополнения.
Проверка знаний и сбор статистикиИнформационные технологии, в том числе, позволяют улучшить учебный процесс «на дистанции», предоставляя деканатам и преподавательскому составу необходимую базу для проверки знаний и сбора необходимой статистики. Возможность оперировать большими объемами данных, (по всему университету, за несколько лет и так далее) дает возможность для адекватного анализа.
Дистанционное обучение
Еще одна технология, которая в последний год плотно вошла в жизнь и школьником, и студентов, и учителей – это дистанционное обучение. Несмотря на то, что в этом направлении практические технологии преподавания, контроля над выполнением заданий, особенности коммуникации в рамках больших групп еще не отработаны до идеала, в будущем дистанционное обучение может стать более популярным. В том числе среди обучающихся и преподавателей, которые не могут находиться физически в том или ином городе или ВУЗе.