Буквально несколько недель назад я первый раз попробовал погонять на карте. В принципе теоретически и визуально представлял себе что это такое, но не думал, что мне это настолько понравится. Со стороны кажется какой то детской забавой, но когда жмешь на педаль и тебя вдавливает в кресло от ускорения то тут уже понимиаешь - это круто!
Так вот, мы в тот раз гоняли в Питере в картинг-клубе Джокер-карт (Joker kart), так вот, закладывая очередной вираж меня начало буквально тащить юзом по площадке в бок и я подумал про себя, а реально ли тут перевернуться? Да, конечно мы были в защитном шлеме, но как бы покатиться кувырком по трассе и чтобы сверху на тебя рухнул карт не особо то хочется.
Итак, давайте выясним возможность переворота на карте ...
Начнем немного с истории.
Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.
«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».
Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату». На Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.
Фото 2.
Современный Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.
Фото 3.
На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс. руб. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.
Фото 4.
Вот интересно: Когда у самого Михаэля Шумахера спросили, чем картинг отличается от «Формулы-1», многократный чемпион не раздумывая ответил: «Практически ничем, разве что только в "Формуле-1" динамика разгона и скорости выше».
Фото 5.
Многим людям кажется, что невозможно развить быструю езду на таких маленьких автомобилях. Однако это не так. Карты могут развивать скорость до 260 километров в час.
ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА
Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя. Чем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными — от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.
Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.
Фото 6.
Вождение карта имеет свои особенности. В первую очередь, в нем нет коробки передач и очень эффективная система торможения. В результате этого, машина имеет совершенно другие ходовые возможности. Она позволяет осуществлять очень быстрый разгон, а также и быстрое торможение.
Главным правилом при выполнении поворота является соблюдение как можно более пологой траектории. Это позволит не терять время на экстренное торможение и, соответственно, разгон. Здесь придерживаются формулы «внешний-внутренний-внешний».
Фото 7.
Итак, вот нам девушки проводят обязательный инструктаж перед заездом в J-Kart. Показывают схему трассы и рассказывают правила. Т.к. мы тут все едем в первый раз, то понятия не имеем, что можно, а что нельзя.
Фото 8.
А тут ведь не так просто. Кроме простых правил светофора и общих правил того, что нельзя вести силовую борьбу, есть еще куча сигналов флагами, которые нужно знать и соблюдать
Фото 9.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
В картинге существуют два вида соревнований — кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.
Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!
Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.
Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.
Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10x10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.
Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.
Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков — «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.
Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.
Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.
Фото 10.
Зелёный флаг с жёлтым шевроном — фальстарт.
Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.
Жёлтый флаг — сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.
Жёлтый флаг с красными полосами — скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.
Зелёный флаг — опасность миновала. Используется в двух случаях:
— для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;
— для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.
Белый флаг — на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.
Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.
Фото 11.
Вот подиум. Опыт у насшей команды равный - собственно никакой, значит все в равных условиях. Кто же выиграет?
Фото 12.
Победитель выберет себе приз :-)
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Сначала нам дали 15 минут на разогрев и знакомство с трассой. Несмотря на мелкие размеры машинки в карте оказалось достаточно удобно сидеть и управлять им. Только конечно на малых скоростях руль крутится очень тяжело (это после наших то машин с усилителями) и под конец всех заездов реально устаешь крутить баранку.
Фото 16.
Так вот, сразу стало понятно, что залог успеха это точное и четкое вхождение в повороты. Собствено что тут выдумывать - все то же самое вы нарабатывали в гонках на компьютере. почему то мне сразу показалось это чем то аналогичным. Наверное потому, что за компьютером чувствуешь себя безопасно и разгоняясь и поворачивая на карте тоже понимаешь, что никуда ты не вылетишь и перевернешься (к этому вопросу мы еще вернемся).
Фото 17.
В прогревочном заезде я приехал четвертым, а первым был ruslandiya, за ним уже Настя и stassavenkov. За мной остался dpmmax и Азалия Первое время нужно было хоть попробовать как он разгоняется и как тормозит. Тормозит он надо сказать четко. Я не нажимал сильно ни на газ не на тормоз, но ускорялся карт и тормозил просто офигенно.
Фото 18.
Для того, чтобы выяснить кому в каком порядке стартовать на турнире, нам дали возможность проехать определенное количество кругов и кто каким по счету их проедет, тот и будет занимать такую позицию на старте.
Фото 19.
Повороты я уже запомнил и в этот раз я пришел третьим. ruslandiya опять был первым, уж очень хорошо у него получалось прямо с ходу. Разрывы были небольшие и мы выстроились на стартовой площадке.
Фото 20.
И вот началась гонка. Через пару кругов получилась какая то заварушка и карт stassavenkov конкретно прижали к борту и въехали в него пару других картов и пока он отдышался, то потерял много времени и уже отстал от тройки.
Я тут кое как маневрами и разгонами внезапно оказался на втором месте прямо за лидером ruslandiya.
Фото 21.
Как вот обогнать соперника на трассе ? Прямых участвов мало, он тоже умеет жать на газ, на прямой обойти почти не реально. На поворотах сопериник входит в них по внутреннему радиусу, т.е обгонять надо по внешнему, но это менее эффективная траектория. А тут еще и ширина трассы невелика для таких масштабных маневров.
Фото 22.
В общем я гнал за лидером в надежде на ошибку.
Фото 23.
И тут вдруг перед одним из поворотов его реально занесло и карт проехался боком от внутреннего радиуса почти к внешнему и приоткрыл заветное расстояние, куда я прошмыгнул. Не поверив своему счастью я нажал на газ и погнал.
Потом через несколько кругов Руслан приблизился ко мне на опасное расстояние для атаки, но опять допустил ошибку в повороте и немного подотстал. В общем первым было ехать тяжело - нет ориентира за кем следовать и постоянно приходится смотреть назад, чтобы понимать нормально ты едешь или нужно быстрее.
Хоть и говорят, что правильно нужно ездить без заносов, но на самом деле машину заносит постоянно. Иногда кажется что ты приличное расстояние на повоторе едешь просто боком. Вероятно это зависит от шин на карте и поверхности гоночного трека.
Фото 24.
И вот я преодолел финишную прямую. Это было супер. Первый раз участвовать в гонках на картах, первый раз ехать на карте и в упорной борьбе приехать первым - это вот тот самый адреналин и те самые эмоции, которые мне так понравились и я обязательно буду ездить еще!
Фото 25.
Ну пока вы смотрите наши фотографии на пъедестале почета в клубе "J-Kart" в Питере, мы вернемся к вопросу о возможности переворота на карте.
Что говорят официальные источники:
Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч и больше, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает рекламные проспекты клубов.
Фото 26.
Что нам говорит физика:
."...опрокидывающий момент равен произведению силы инерции на высоту центра тяжести и угол наклона поверхности на ширину колеи.. В свою очередь сила инерции прямо пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота...Опрокидывание начинается в момент, когда реакция на противоположном колесе становится равна 0. Реакция в свою очередь зависит от полной массы и коэффициента сцепления...
Т.е говоря по простому - с таким соотношением высоты центра тяжести к колее получается огромная критическая скорость по опрокидыванию + для опрокидывания нужна огромнейшая сила + максимально возможно крутой радиус поворота... чет как-то слабо верится что 13 л.с. дают такую силу...+ вопрос - а как же тогда спортивные карты ездят где и мощности совершенно другие и резина...??"
Фото 27.
А теперь, что говорят сами гонщики:
"Итак, для успеха в данном деле требуются:
1. Хороший держак (в моем случае это была трасса в Аркаде, где держак и так неплохой + спортивная резина. Подозреваю, что в том месте можно обойтись и прокатной). "+" Ирику.
2. Отсутствие отбойника, так что "+" Максу
Чтобы наверняка, можно иметь за спиной 13 л.с. двигатель, как в моем случае, хотя думаю хватит любого )))
Как все было: собран карт 13 л.с. без отбойника на спортивной резине. Сажусь тестировать. Первые два круга уходят на проверку систем. 3-4 круг - пробую управляемость, карт дает понять, что в пределе скользит мордой наружу. Но походу это как раз резина прогревалась :))), потому что пятый круг - первая попытка поехать побстрее, первая атака поворота (первая шпилька на нижнем уровне) и карт уже лежит на мне сверху :)))
Насчет спортивного картинга - во первых, у него колея гораздо шире, чем у прокатной рамы. Во-вторых, они не ездят (по крайней мере,я не слышал) по прорезиненным покрытиям,а на асфальте нет такого держака. В данном случае резина просто приклеилась к трассе. Это наблюдается ,когда нагудронено "по самое не могу".
Ну и еще момент, в спортивном картинге нет таких узких разворотов,нет мест где карт приходится так резко закладывать... Хотя более важны все-таки колея и держак. Возможно еще центр тяжести повыше."
Ну и конечно можно перевернуться неудачно влетев в отбойник или в другой карт.
Фото 28.
А тут мы решили подурачиться и сделать постановочные фото.
Ну как бы типа я проиграл, а Азалия выиграла
Фото 30.
Вот я типа грущу.
Фото 31.
Короче, мне очень понравилось. Наверное больше всего эмоций той поездки в Питер я получил именно на картинге. Теперь я знаю, что делать, когда мне захочется украсить чем то свободное время.
Фото 32.
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |