Все таки много в истории моментов, которые достаточно слабо популяризированы и которым в учебных заведениях уделялось мало внимания. А ведь это достаточно важные страницы Мировой истории. Вот например я первый раз услышал про государство Сасанидов, которое просуществовало более четырех веков. Это была последняя иранская держава доисламской эпохи, имевшая огромное влияние на окружающие страны.
Оно пережило упадок Рима, на равных боролось с Византией, ее культурное влияние распространялось на Западную Европу, Африку, Индию и Китай.
Давайте узнаем вместе об этом подробнее ...
Иран представляет собой засушливую и каменистую страну — суровые и малопригодные для жизни земли. Большую часть его территории занимают горы и солончаковые пустыни Деште-Кевир и Деште-Лур. Очагами жизни являются речные долины, где издревле и концентрировалось население. С северо-запада подступают Кавказские горы, а с севера — южноприкаспийские горы Эльбурс. Здесь климат мягче, вдоль каспийского побережья протянулись настоящие субтропические джунгли.
Население Ирана с древнейших времен состояло из множества племен, которые говорили на разных языках. Во многом такое разнообразие объяснялось тем, что они жили в относительной изоляции, поскольку плодородные земли были отделены друг от друга непригодными для жизни районами.
Во II тысячелетии до нашей эры на территории Ирана проживали различные неиндоевропейские народы, среди которых выделялись эламиты. Они играли большую роль в истории древней Месопотамии, Вавилона, Ассирии. Элам представлял собой сильное государство и оказывал большое влияние на своих соседей. В начале I тысячелетия до нашей эры Иран стал активно заселяться ариями, которые подчинили себе местное население и частично ассимилировали.
Где-то в VII веке до нашей эры происходит возвышение Мидии, которая становится одной из ведущих держав своего времени. Мидяне в союзе с вавилонянами сокрушили великую Ассирийскую державу и после этой победы стали доминировать в регионе. Однако, судя по всему, мидийская империя была довольно рыхлой и непрочной. Во всяком случае, просуществовала она недолго. Уже в середине VI века до нашей эры владычество мидян было свергнуто их бывшими подданными — персами.
Персидская династия Ахеменидов объединила под своей властью огромную территорию — Иран, Месопотамию, Малую Азию, Сирию, Финикию, Палестину, Египет, Ливию, отдельные области Средней Азии и Индии. Впоследствии Сасаниды называли себя их наследниками и всячески подчеркивали преемственность между двумя державами.
Несмотря на всю свою мощь, держава Ахеменидов пришла в упадок в IV веке до нашей эры и была покорена Александром Македонским. Но после смерти великого полководца его империя моментально распалась. Территория Ирана вошла в состав государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства. Затем на востоке возвысились кушаны. В Западном же и Центральном Иране утвердились парфяне, о которых стоит сказать несколько слов, учитывая их значительный вклад в развитие социально-политического уклада и военное дело.
Парфяне издревле населяли благодатные оазисы, зажатые между песками Каракумов и пустыней Деште-Кевир — то есть небольшой регион, объединявший южную часть Туркмении и северо-восточную часть Ирана. По соседству с ними обитало кочевое племя парнов. Народ этот входил в значительную племенную конфедерацию дахов, занимавших обширные степные кочевья между Каспийским и Аральским морями. Улучив момент в общей ситуации распада Селевкидской державы, парны во главе с их вождем Аршаком разбили местного греко-македонского наместника Андрагора. Отныне они стали хозяевами Парфии. Какое-то время, видимо несколько лет, между победителями и подчиненными существовали трения, перераставшие в открытые столкновения. Однако в итоге был достигнут компромисс. Со временем он превратился в скрепы, объединившие два этноса в единый народ.
Барельеф, изображающий триумф Шапура I над римским императором ВалерианомПарфяне-парны делились на большое количество родов. Лидирующее положение среди них занимал род Аршака. Впрочем, Аршакиды были лишь первыми среди равных, и парфянские цари, выходцы из этого рода, в дальнейшем постоянно вынуждены были учитывать интересы парфянских аристократических семейств. Этот социально-политический расклад в основе своей сохранится и при Сасанидах.
В силу ряда обстоятельств парфяне продвинулись в земли плодородного полумесяца, древнюю Месопотамию и Иран, и стали их властелинами. Их социально-политический уклад и военная практика остались в целом без изменений. Аршакиды, теперь уже парфянские цари, в военном отношении всецело зависели от поддержки знатных родов и вынуждены были терпеть такое положение дел. Силу, противостоящую фрондерству нобилитета и готовую защитить трон, парфянские цари нашли в лице гвардии, которую составили наемные всадники из кочевников, которыми изобиловали земли Средней Азии и Кавказского региона. Вместе с номадами в парфянское войско периодически проникали новейшие военно-технологические «ноу-хау» евразийских всадников.
Таким образом, войско Парфянской державы составляли гвардейцы-наемники плюс ополчение из знати и их вассалов. Одну, бóльшую, часть войска составляла легкая конница из лучников (их насчитывалось порядка 40 тысяч). Меньшую, но в то же время элитную часть армии составляли конные воины-копейщики — знаменитые катафрактарии. Этих воинов было на порядок или даже на два меньше, чем лучников. Слаженно взаимодействуя, эти два вида войск могли добиваться на поле битвы значительных результатов, наиболее ярким из которых стал разгром римлян Красса при Каррах. Парфянская пехота имела значение небольшое и состояла в основном из пеших лучников приниженного (по отношению к всадникам) социального статуса. Применение себе пехотинцы находили в основном в горной местности и при осадах городов. Видимо, уже при Аршакидах началось включение в войско пехотинцев из южноприкаспийского Дейлема.
Раздиравшие в конце II — начале I вв. междоусобные войны ослабили Парфию. В 208 году Парфянское государство распалось на две провинции, которые превратились в самостоятельные государства.
Этим воспользовались жившие на юго-западе Ирана парские племена, которые захватили власть в городе Стахр. Руководил военными походами вождь одного из многочисленных парских племен династии Сасанидов Бобак. После его смерти трон Парской области унаследовал один из его сыновей Ардашир I (224—239 гг.). В 224 г. его войско наголову разбило войско парфянского царя Артабана V. В 226 г. Ардашир I переводит столицу из Стахра в Ктесифон, где происходит официальная церемония восхождения его на трон.
Он предпринимает походы для расширения границ государства Сасанидов. В 230 г. Ардашир I предпринимает поход на Сирию и в Малую Азию, бывшие в то нремя под властью Римской Империи. В 232 г. римский император Александр Север со своим многочисленным войском вторгся в Северную Месопотамию. Между войском Ардашира I и римскими легионами долгое время идут кровопролитные сражения.
Усиление государства Сасанидов. После смерти Ардашира I на престол государства Сасанидов взошел Шапур I (243—273 гг.). Он и все последующие правители Сасанидов именовали себя „царями царей".
Государство Сасанидов является государством Иранских шахов. При Шапуре I римские войска неоднократно терпели поражение от иранского войска. В одном им сражений погиб римский император Гордиан, взято в плен много римлян: аристократов и простолюдин. Они были вынуждены заплатить иранскому шаху 500 тысяч динаров.
За 244—261 гг. сасанидское войско захватило южную часть Армении, Ассирию. Войско Шапура I ус¬пешно вело бои с римскими легионерами в Сирии. В сражениях близ городов Харран и Эдесса на севере Месопотамии сасанидское войско одержало убедительную победу над римлянами. В сражении близ Эдессы были пленены римский император Валериан, много римских сенаторов и аристократов.
В Сирии, в верховьях Евфрата, войска Шапура I захватили 36 городов и крепостей. Никогда прежде Римская Империя не терпела столь крупного поражения.
В 60-70 гг. IV века вновь происходит сражение между сасонидским войском и римскими легионера¬ми. В результате сосанидами были захвачены большие территории Армении и северных районов Месопота- мии. В сражении, прошедшем в 63 г., погиб еще один римский император Юлиан. Успешным было продвижение воинов сасанидов на Востоке: были захвачены Хорасан, Сеистан, Гиркания. В столкновении с Сасанидским государством потерпели поражение кушаны. Кушанская держава полностью утратила свои позиции, мп ее месте возникло Кушанское государство иранцев. Им управляли иранские правители. Во второй половине V в. иранские войска вели ожесточенные войны с хионитами, кидаритами, эфталитами.
Таким образом, во второй половине III—IV вв. саcанидский Иран превратился в самое могущественное государство Древнего Востока.
Зороастрийский символ ФаравахарВажную роль в государственном строительстве древних держав Ирана сыграл зороастризм. Основателем этого религиозного учения по традиции считают пророка Зороастра или Заратуштру. Долгое время реальность биографии Зороастра ставилась под сомнение, однако сейчас истинное существование этого человека считается доказанным. Он жил в первой половине VI века до нашей эры (хотя дата эта далеко не бесспорна) в Восточном Иране. Согласно зороастрийскому учению, верховным божеством является Ахура Мазда — светлый бог-творец. Воплощением Ахура Мазды является свет или огонь. Именно поэтому зороастрийцев часто называют огнепоклонниками. В их храмах горели неугасимые огни, которые обладали священным статусом. Основополагающей книгой зороастрийцев является древняя «Авеста». К сожалению, до наших дней она дошла не в полном виде, многие ее тексты сасанидского периода в настоящий момент утрачены.
Древняя вера ариев (будь то официальный государственный ее вариант или более древние локальные культы) была тем стержнем, теми духовными скрепами, что придавали жизнеспособность иранским государствам (персам-Ахеменидам, парфянам-Аршакидам, Сасанидам), она была единым полем притяжения всех социальных страт, начиная с политических элит и заканчивая низовыми прослойками. Таким образом, религия, на первый взгляд сторонняя к военному делу, на самом деле определяла главное — она делала общество монолитным перед лицом внешней угрозы, что не раз подтверждалось в истории Сасанидской державы.
В середине V в. н результате мощных натисков эфталитов и кидаритов происходит ослабление Сасанидской державы, она вынуждена будет платить эфталитам подать. III—V вв. Были начальным этапом Сасанидского государства, который занимает особое место в истории народов Востока.
Хозяйство в раннесасанидский период (III—V вв. н. э.). В раннесасанидский период предпринимались большие усилия для объединения Ирана. Объединение Ирана в единое государство открывало широкие возможности для развития хозяйства. Долины принадлежавших Ирану рек Тигра, Евфрата, Керхе, Каруна, Таджана, Мургаба, Эримандера были плодородные, что благоприятствовало развитию земледелия.
Местные жители были искусными садоводами. Степи и предгорья государства представляли отличные пастбища для многочисленных табунов лошадей и верблюдиц, стад овец и коз.
И городах и селениях значительного развития достигли кузнечное, гончарное, ювелирное, текстильное, оружейное, строительное дело, ковроткачество, резьба по камню.
Вся территория Ирана была окутана сетью караванных путей, развитию торговли внутри страны и за ее пределами уделялось большое внимание.
Иран вел оживленную торговлю с Египтом, Сирией, Малой Азией, Канканом, Тураном, Индией.
Культура Сасанидской державы. Культура государства Сасанидов испытывала сильное влияние культур Древнего Ирана, Парфии, Вавилона, Греции, других народов. В период роста могущества Сасанидов высокого развития здесь достигли архитектура, строи-тельство, отделка помещений и стен зданий рельефами. Древние мастера возводили дворцы, культовые комплексы, религиозные храмы.
Среди памятников литературы особое место занимает поэма Абулкасйма Фирдауси „Шахнаме ". Поэма вобрала в себя легенды и мифы, национальный эпос древних народов, живших здесь несколько тысячелетий назад. В них рассказывается об их истории и культуре. Значительная часть посвящена истории периода Сасанидов.
источники
Книга Михаила Мочалова и Дмитрия Полежаева «Держава Сасанидов» - https://lenta.ru/articles/2016/04/10/sasanid/
http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?id=373:sasanidi&Itemid=17&option=com_content&view=article
http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?id=373:sasanidi&Itemid=17&option=com_content&view=article
Еще немного истории: вот кто такой
Арминий - национальный герой Германии, а вот знаменитый
император Вестготов. Вспомним еще
Легенды старинных войн Рима, что это за
"розовые пантеры" Александра Македонского и
СПАРТАК Древнего Рима