Когда я увидел название этой статьи на развлекательном сайте в интернете, я подумал про две вещи: наверное это про тот случай, когда
и второе - эта статья скорее всего из просторов ЖЖ. По поводу первого я оказался не прав всего лишь на половину (статья не та, но тоже из ЖЖ и того же автора), а вот по поводу второго в точку. Давайте почитаем про это происшествие в статье блогера
Ровно 110 лет назад, 10 марта 1906 года, на северо-западе Франции произошла крупнейшая за всю предшествующую мировую историю подземная катастрофа. В результате серии взрывов метана и угольной пыли на угледобывающем комплексе фирмы "Куррьерс" погибло, по меньшей мере, 1099 горняков. Этот "рекорд" был побит только в 1942 году в Китае, где при аналогичной катастрофе в оккупированной японцами провинции Ляонин погибло 1549 шахтеров.
К началу ХХ века на каменном угле работала почти вся промышленность, энергетика и транспорт, соответственно, это топливо добывалось в громадных и постоянно растущих объемах. Фирма Compagnie Des Mines де houille де Courrières начала угледобычу в 1852 году, а к 1906 году она имела уже более двух десятков шахт с общей протяженностью штреков свыше 110 километров. Шахты были глубокими, добыча велась на глубинах от 320 до 360 метров. Поначалу они работали изолированно друг от друга, но в 1891 году их решили соединить тоннелями в один огромный лабиринт, полагая, что это облегчит эвакуацию шахтеров при аварии и доставку горноспасателей к аварийному участку. Однако не деле это привело к тому, что локальный хлопок рудничного газа на одной из шахт распространился по тоннелям и вызвал цепную реакцию на остальных подземных выработках. От сотрясения при взрыве метана шахты заполнились тучами угольной пыли, которые почти сразу детонировали, создав эффект "вакуумной бомбы". Этот второй взрыв был настолько силен, что стоящий над шахтами городок Ланс тряхнуло как при сильном землетрясении, а подъемную клеть шахты №5 выбило из вертикального ствола как пушечный снаряд. Клеть взлетела высоко над землей, попутно разрушив шахтный копер. Взрыв вызвал многочисленные обрушения, десятки километров штреков оказались заваленными, кроме того, во многих местах вспыхнули пожары. В момент катастрофы под землей находилось более 1800 человек. Большинство из них погибли мгновенно, еще сотни людей, отрезанных от выходов завалами, были обречены на гораздо более медленную и мучительную смерть. Тем не менее, примерно 500 выживших сумели самостоятельно выбраться на поверхность. Спасательные работы начались сразу после аварии, но им препятствовала нехватка обученного персонала и кислородных приборов для работы в задымленнных тоннелях. Французы оказались совершенно не готовыми к подземной катастрофе такого масштаба. На помощь пришли немцы, оперативно приславшие отряд горноспасателей с дыхательными аппаратами Драгера. Германские "МЧСовцы" работали самоотверженно, им удалось эвакуировать несколько десятков человек, но при этом некоторые из них, в том числе командир отряда, получили травмы из-за продолжавшихся обрушений. За эту героическую работу всех членов отряда наградили специально отчеканенными золотыми медалями, а их командиру президент Франции лично вручил орден Почетного легиона. Врял ли в тот момент кто-то мог предположить, что всего через несколько лет немцы и французы начнут яростно истреблять друг друга на полях сражений Первой мировой войны. Но, несмотря на все усилия, французские и немецкие спасательные команды в основном находили лишь трупы. Всего из-под земли было поднято 1099 тел, еще примерно 100 погибших, предположительно, так и остались под завалами. Среди опознанных жертв катастрофы оказалось 176 несовершеннолетних, а самым молодым из них было всего по 13 лет. В те времена во Франции еще не запрещался детский труд на угольных шахтах. Удивительно, но через 20 дней после катаклизма, когда надежды отыскать выживших были давно потеряны, спасатели наткнулись на 13 шахтеров, сумевших самостоятельно разобрать завал и выбраться из заблокированной галереи. По их рассказам, все это время они питались мясом убитых взрывом лошадей и тем, что находили в сумках своих погибших товарищей. А еще через четыре дня случайно нашли последнего живого горняка, который настолько обессилел от голода, что уже не мог передвигаться. Разумеется, трагедия вызвала большой общественный резонанс. Узнав о случившемся, десятки тысяч французских шахтеров объявили забастовку с требованием улучшить условия труда и повысить безопасность на шахтах. Во многих местах забастовщики проводили митинги и демонстрации под красными флагами. Чтобы снизить накал страстей правительство выделило шесть миллионов франков на денежные компенсации семьям погибших и на пенсии детям и старикам, оставшимся без кормильцев. Еще на два миллиона раскошелилась фирма "Куррьерс", также выплатив компенсации и отправив за свой счет всех переживших катастрофу шахтеров на средиземноморские курорты. Трагедия в Лансе имела еще одно немаловажное последствие. Французские горнодобывающие компании начали массово вербовать и завозить из колоний арабов для подземных работ на наиболее опасных участках. В случае их гибели расходы властей и капиталистов были гораздо меньше, чем при гибели французских граждан. Так начиналась "арабизация" Франции. На заставке слева - шахтная клеть начала ХХ века, на которой горняки спускались под землю, порой - на глубину в несколько сот метров. Степень "комфорта", как говорится, в комментариях не нуждается. Правда, этот снимок сделан не во Франции, а в соседней Бельгии, но на французских шахтах использовалось аналогичное оборудование. Справа - шахтер объясняет мальчику-откатчику устройство масляной лампы Дэви. Такие лампы до введения электрического освещения применялись на взрывоопасных горных выработках. Наземные сооружения шахты "Салламин", одной из наиболее пострадавших при взрыве. Снимок, разумеется, сделан до катастрофы. Взрыв на шахте в представлении художника и начало эвакуации тел погибших. После взрыва. Шахтеры пытаются найти выход из заваленного штрека. Здесь выживших нет. Те, кому повезло уцелеть при взрыве и подняться на поверхность. А далее - те, кому не повезло. Прибытие германских спасателей. Кислородный прибор Драгера образца 1904 года и немецкий участник спасательной операции с этим прибором. Последний спасенный после 24 суток в аду. Демонстрация шахтеров с требованием повышения безопасности и улучшения условий труда. Группа переживших катастрофу ожидает поезда, который повезет их на курорт в Биарриц. . Вот еще