Авторизация

Откуда пошли Дредноуты

Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут”. К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.
“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.
Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии- больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан.
Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка «-Дредноута»- —- артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало «-Дредноут»- от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра —- обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством —- до 12 и даже 16 —- пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году —- в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными «-скорострелками»-.

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек —- серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.

12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought © Library of Congress Bain collection
Авторство идеи

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая —- всего три страницы —- статья Куниберти «-Идеальный боевой корабль для британского флота»-. В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких «-идеальных кораблей»- будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости —- сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального «-Дредноута»- оказалось куда больше —- порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с «-Дредноутом»-, вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда «-отец»- «-Дредноута»- адмирал Джон «-Джекки»- Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.

Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год. © US Library of Congress Bain collection
«-Отец»- «-Дредноута»-

Адмирал Фишер, продавливая проект «-Дредноута»- через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек —- британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.

Рубка дредноута USS Техаs, США, © EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему «-Дредноуту»- рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему «-большие пушки»-.

Фишер настоял и на оснащении «-Дредноута»- новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла в час, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства «-Дредноута»- в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.

© H. M Stationery Office
Без единого выстрела

«-Дредноут»- был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно —- традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. «-Дредноут»- же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса —- иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено —- 3 тыс. рабочих буквально «-горели»- на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем «-Дредноута»- и его дальномеров —- самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. «-Дредноут»- не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году —- самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, —- он был на ремонте.

Но даже будь «-Дредноут»- в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии —- всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.

Так, представители типа «-Куин Элизабет»-, вступившие в строй в 1914-1915 годах, несли уже орудия калибра 381 миллиметр. Масса снаряда этого калибра более чем вдвое превосходила вес снаряда «-Дредноута»-, и стреляли эти пушки в полтора раза дальше.

Тем не менее «-Дредноут»- все-таки смог добиться победы над кораблем противника, в отличие от многих других представителей своего класса. Его жертвой стала немецкая подводная лодка. По иронии судьбы могучий дредноут уничтожил ее не огнем артиллерии и даже не торпедой —- он просто-напросто протаранил субмарину, хотя именно «-Дредноут»- британские корабелы не стали оснащать специальным тараном.

Впрочем, потопленная «-Дредноутом»- подводная лодка была отнюдь не обычной, а ее капитан был прославленным морским волком. Но это уже совсем другая история.

Линкор «Александр III» имел классический угловатый облик первых дредноутов с сильно уменьшенными надстройками
Дрендоуты США
Линейный корабль «-Гангут»- —- первый российский дредноут типа «-Севастополь»-
источники
http://topwar.ru/90745-korolevskiy-drednout-znamenitaya-istoriya-bez-edinogo-vystrela.html  - Автор Дмитрий Решетников, Дмитрий Шелестун
http://tass.ru/armiya-i-opk/2650857
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31