Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)
Давайте узнаем его историю и посмотрим на останки подробнее …-
 -
«Муцу» заложен 1 июня 1918 года, спущен 31 мая 1920 года, вошёл в строй в октябре 1921 года.
В 1927 г. и в 1933 г. на корабле во время военных учений находился император Хирохито. С 1933 по 1936 год «Муцу» проходил модернизацию, как и однотипный «Нагато».
С декабря 1941 года и до июня 1942 на линкоре постоянно проводились учения. В битве у атолла Мидуэй «Муцу» входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.
Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.
 -
 -
8 июня 1943 в 12.13 в Хиросимском заливе, между Хасирадзимой и островами Суо-Осима на «Муцу» произошёл взрыв погребов кормовых башен. Первыми его заметили на линкоре «Нагато», который в тот день направлялся в Хасирадзиму. Первыми к месту взрыва были направлены два катера с линкора «Фусо», которые приняли на борт большую часть спасшихся моряков. На место катастрофы также прибыли шлюпки с крейсеров «Могами» и «Тацута», подошли эсминцы «Таманами» и «Вакацуки».
 -
 -
В районе катастрофы была объявлена противолодочная тревога, так как первой версией случившегося была атака из-под воды. Однако основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека. В числе погибших оказались командир линкора «Миёси» и старший офицер Оно Коро. На линкоре находилась также группа морских лётчиков, из которых удалось спасти только 13 человек.
В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.
 -
 -
Сравнительные ТТХ японских линкоров Первой мировой войны | |||||||||
Полное водоизмещение, т | 22 900 | 34 700 | 36 500 | 38 500 | |||||
Артиллерия главного калибра | 4×305-мм/50 8×305-мм/45 | 12×356-мм/45 | 12×356-мм/45 | 8×410-мм/45 | |||||
Противоминный калибр | 8×120-мм/40 12×76-мм/40 | 16×152-мм/50 | 20×140-мм/50 | 20×140-мм/50 | |||||
Бортовое бронирование, главный пояс мм | 102 — 305 | 102 — 305 | 102 — 305 | 102 — 305 | |||||
Бронирование палуб, мм | 30 | 30 — 76 | 34 — 55 | 50 — 76 | |||||
Бронирование башен ГК, мм | до 280 | 203 — 305 | 203 — 305 | 203 — 356 | |||||
Энергетическая установка | паротурбинная, 25 000 л.с. | паротурбинная, 40 000 л.с. | паротурбинная, 45 000 л.с. | паротурбинная, 80 000 л.с. | |||||
Максимальная скорость, | 20 | 22,5 | 23 | 26,5  - |
 -
Самозатопление кайзеровского флота в Скапа-Флоу в 1919 году безоговорочно вывело японцев на третье место в мире после Британии и Соединенных Штатов. Однако Страна восходящего солнца не собиралась надолго оставаться третьей. После первой мировой войны, в которой участие Японии было скорее символическим, в строй вошли два самых быстроходных и, возможно, самых сильных линкора в мире —- «-Нагато»- и «-Муцу»-. Но в планах японских адмиралов они уже через 10 лет становились вполне рядовыми в восьмерке линейных кораблей новой программы «-8+8″-. На место «-лидеров»- прочили заложенные в 1920 году две единицы типа «-Тоза»- полным водоизмещением свыше 44 тыс. т и четыре еще более мощных —- типа «-Овари»-.
Их предполагалось вооружить десятью 16-дюймовыми орудиями в двухорудийных башнях (две в носу и три в виде ставшей впоследствии традиционной для японских крейсеров «-горки»- —- в
корме). Бронирование при этом оставалось на прежнем уровне, зато скорость возрастала до 27 узлов на «-Тозе»- и до 29,5 —- на «-Овари»-. В результате флот получил бы две дивизии скоростных и очень сильно вооруженных линкоров. Подобную операцию предполагалось осуществить и с линейными крейсерами. Заложенные в 1920-1921 годах «-Амаги»-, «-Акаги»-, «-Атаго»- и «-Такао»- оставляли вне игры все суда этого класса, включая могущественный «-Худ»-. Они были практически полностью аналогичны линкорам типа «-Овари»-- отличия состояли лишь в скорости (линейные крейсера имели на 0,5 уз. больше) и толщине главного пояса (где преимущество имели линкоры —- 295 вместо 254 мм).
Намерения японцев казались исключительно серьезными. Верфи фирмы «-Мицубиси»- в Нагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и уже в конце 1921 года «-Тоза»- и «-Кага»- сошли на воду. Остальные единицы «-линии баталии»- также строились полным ходом. Ни ослабевшая после войны Англия, ни набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота Соединенные Штаты не могли немедленно ответить столь же обширной программой. Зато они сумели добиться победы на дипломатическом поприще. Заключенное в 1922 году Вашингтонское соглашение нанесло самый сильный удар по Японии. Из шести строившихся новых кораблей им с большим трудом удалось сохранить только два (линкор «-Кага»- и линейный крейсер «-Акаги»-), да и то лишь в качестве «-заготовок»- для авианосцев. Страна не только понесла серьезные материальные потери, но и оставалась навечно третьей: соотношение с Британией и США как 5:5:3 закреплялось на 20 лет с перспективой последующего продления такой ситуации. Японцы почувствовали себя глубоко уязвленными. Но противостоять сильнейшим государствам планеты они не могли —- с большим трудом удалось отстоять новейшие «-Нагато»- и «-Муцу»-.
 -
Теперь возможность усиления флота ограничивалась лишь модернизацией уже имевшихся кораблей. Здесь позиции японцев оказались наименее предпочтительными. В их распоряжении имелись три недостаточно бронированных линейных крейсера типа «-Конго»- (соответствовавшие британским «-лайонам»-, исключенным из списков по тому же соглашению!) и четыре линейных корабля типа «-Исэ»- и «-Фусо»-, хотя и сильно вооруженных, но так же неважно защищенных. В числе козырей оставались оба «-Нагато»- и…- скорость японских кораблей.
Инженеры Страны восходящего солнца взялись за дело чрезвычайно серьезно. Все старые корабли в течение последующих 15 лет прошли по две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок. Первыми уже в 1924 году вошли в док новейшие «-Нагато»- и «-Муцу»-. Их передние трубы были «-отогнуты»- назад —- таким образом уменьшилось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами. В результате модернизаций надстройки всех японских боевых кораблей постепенно превратились в «-пагоды»-. В 1936 году с лучших линкоров Объединенного флота сняли пару 140-мм пушек, и вместо них установили восемь 127-мм зениток. Через год «-Нагато»- и «-Муцу»- поставили на самую большую в их истории модернизацию, занявшую свыше двух лет. В ходе работ была усилена горизонтальная броня (над всеми жизненными частями она превысила 8 дюймов), увеличен угол возвышения орудий главного калибра, установлены новые системы управления огнем, а также противоторпедные були, увеличившие общую ширину почти до 35 мм. В результате водоизмещение корабля возросло настолько, что, несмотря на полную замену турбин, котлов и удлинение корпуса на 9 м (с целью обеспечить оптимальные обводы), скорость снизилась до 25 узлов. Одновременно корабли лишились всех своих восьми торпедных аппаратов, абсолютно бесполезных в эпоху боя на дальних дистанциях, а также красиво изогнутой передней трубы —- дымоходы от новых, меньших по размерам, котлов удалось вывести в единственную оставшуюся трубу.
 -
 -
Самые старые линкоры —- «-Фусо»- и «-Ямасиро»- —- подверглись большой модернизации в 1930-1935 годах. Из старых корпусов было выжато все, что можно, и даже более того. После установки булей ширина корпуса увеличилась на 4 м- в корме корпус удлинили почти на 8 м, чтобы иметь возможность разместить новые механизмы. Мощность кораблей возросла почти в два раза, что позволило им развивать скорость около 24,7 узлов. Значительно усилилась броня палуб- главная артиллерия после увеличения углов возвышения могла стрелять на 17 миль. На «-Фусо»- и «-Ямасиро»- осталось всего по четырнадцать 152-мм пушек, зато они получили стандартное для модернизированных единиц зенитное вооружение: восемь 127-мм зениток и шестнадцать 25-мм автоматов. До неузнаваемости изменился силуэт кораблей. Передняя труба исчезла, а вместо стройной треногой фок-мачты появилась высоченная «-пагода»-.
Следующая пара, «-Исэ»- и «-Хиуга»-, переоборудовалась в два приема. В 1926-1928 годах работы оказались в основном «-косметическими»-. Хотя линкоры в ходе этой и следующей модернизации, проведенной в 1930-1931 годах, получили не только многочисленные мостики и платформы на мачте, но также гидросамолеты и более совершенные системы управления огнем, они уже к середине 30-х годов не соответствовали новому стандарту, прежде всего по скорости. Поэтому уже в конце 1934 года «-Хиуга»- вновь был отправлен в док, а в середине следующего года за ним последовал его систершип. Работы в основном повторяли то, что было проделано с «-Фусо»-: установка булей, удлинение корпуса, усиление брони палуб, замена части средней артиллерии на зенитки и увеличение угла возвышения 356-мм орудий. Новые котлы и турбины позволили обновленным линкорам развивать скорость свыше 25 узлов. Таким образом, к 1936 году небольшой линейный флот Японии состоял из шести довольно однородных, полностью обновленных единиц.
 -
 -
Тяжелее всего пришлось японцам с линейными крейсерами. Конечно, усиление их явно недостаточной 203-мм бортовой брони оказалось практически невозможным (проще было бы построить новый корабль, но это запрещалось Вашингтонским соглашением!), зато все остальные прорехи заделывались довольно успешно. Японии, единственной среди всех участников договоров о разоружении, удалось даже сохранить формально разоруженную для учебных целей единицу —- четвертый линейный крейсер «-Хиэй»-. С него сняли одну башню, всю среднюю артиллерию, большую часть котлов и даже бортовую броню. «-Калека»- имел скорость всего 18 узлов, и, казалось, у него одно будущее —- дорога на разделку. Однако корабль включили в план обширной модернизации, намеченной на конец 30-х годов. К этому времени три его систершипа —- «-Харуна»- (в 1927 году), «-Кирисима»- (в 1929-м) и «-Конго»- (в 1930-м) уже прошли первый этап работ. Их оборудовали противоторпедными булями, установили дополнительную палубную броню, увеличили угол возвышения орудий и снабдили гидросамолетами.
Вместо 36 старых котлов линейные крейсера имели теперь 16 вполне современных- однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с энергетической установкой, отложили до второй, не менее обширной перестройки. Первым на нее вновь, в 1933 году, отправился «-Харуна»-, а последним, после «-Конго»-, —- «-Хиэй»-, работы на котором завершились в начале 1940 года. На сей раз механизмы были полностью заменены на новые, число котлов сократилось до 8 (на «-Харуне»- —- до 11), а скорость превысила 30 узлов —- линейные крейсера опять стали самыми быстроходными среди японских «-кораблей линии»-. Значительные изменения претерпело вооружение. Окончательно исчезли ненужные торпедные аппараты, количество 152-мм стволов сократилось до четырнадцати, зато появились стандартные восемь 127-мм зениток и 25-мм автоматы. В таком виде идеологические «-дети»- лорда Фишера стали очень опасными противниками для американских и британских тяжелых крейсеров.
 -
 -
В результате проведенных модернизаций японские корабли, безусловно, стали намного сильнее, однако основная идея, состоявшая в том, что каждый линкор Страны восходящего солнца должен превышать по силе боевую единицу вероятного противника, оказалась под угрозой. И США, и Англия в конце 30-х годов наконец-то приступили к постройке нового поколения быстроходных и сильных линейных кораблей. Необходим был ответный ход, и он оказался просто сокрушительным.
Проектирование сверхлинкора началось еще в 1934 году. Японцы сразу решили не пролонгировать соглашения об ограничении размеров линейных кораблей. Водоизмещение «-восьмого чуда света»- предполагалось равным 60-69 тыс. т —- почти в два раза больше «-вашингтонского»- лимита. В течение трех лет специалисты тщательно и в полном секрете анализировали достоинства и недостатки 23 вариантов вооружения, бронирования и компоновки. Начатая в конце 1937 года постройка потребовала сосредоточения всех усилий промышленности и…- полиции. Открытый слип в Нагасаки, на котором собирали «-Мусаси»-, обнесли почти трехкилометровым забором из циновок и сетей- то же пришлось сделать и в Курэ, где бдительные контрразведчики установили, что «-Ямато»- можно будет рассмотреть с вершины ближайшей горы. Для перевозки колоссальных башен главного калибра весом свыше 2600 т каждая пришлось построить специальное судно «-Касино»-. Что же говорить о тяжелых кранах и большом количестве уникального оборудования, созданного специально для постройки новых линкоров!
 -
 -
Итог всех усилий трудно оценить однозначно. Безусловно, «-Ямато»- и «-Мусаси»- являлись крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их 460-мм пушки стреляли снарядами весом почти в полторы тонны на любое обозримое с марсов расстояние. Бронирование, выполненное по схеме «-все или ничего»-, включало 410-мм наклонный пояс, еще более мощные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). Даже дно чудовищной «-коробки»- было защищено 50-80-мм плитами. Лобовая плита башен имела толщину 650 мм —- самая толстая броня, когда-либо устанавливавшаяся на боевом корабле! Сильный наклон пояса еще более увеличивал сопротивляемость, и считалось, что ни один снаряд в мире не может пробить ее даже на минимальной дистанции.
Вместе с тем в попытке сделать корабль неуязвимым конструкторы допустили ряд просчетов. Так, главная противоторпедная переборка (также самая мощная в мире —- от 100 до 200 мм) крепилась к набору корпуса слишком ненадежно и при взрыве просто продавливалась в находившиеся за ней помещения. Сосредоточение очень толстой брони в пределах цитадели привело к тому, что почти 2/3 длины корабля оставались практически неприкрытыми.
Тем не менее линкоры типа «-Ямато»- были мощными боевыми машинами, чрезвычайно опасными в равном бою с любым линкором мира, включая американские «-вашингтоны»- и «-айовы»-. Тем более что противники Японии и не подозревали, насколько их враг силен. Морские аналитики США предполагали, что японцы не пойдут дальше 16-дюймовок и водоизмещения в 40 000 т. Так что японским кораблестроителям надо отдать должное —- они сделали все или почти все возможное. Слово оставалось за адмиралами.
 -
 -
И здесь потомки самураев и ученики знаменитого Того опростоволосились. Еще в начале войны летчики и офицеры авианосцев горько шутили, что на свете три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды. Великая китайская стена и линкор «-Ямато»-. Флоту Страны восходящего солнца часто не доставало присутствия на поле боя «-хасирского флота»-, как презрительно называли моряки соединение из 7 своих самых сильных линейных кораблей, стоявшее на рейде у о. Хасира. Возможно, если бы Ямамото выдвинул свои суперлинкоры, обладавшие сильной зенитной артиллерией и достаточно устойчивые к повреждениям, в первую линию в сражении у о. Мидуэй, американцам пришлось бы направить на них часть своих самолетов, и японские авианосцы могли уцелеть и продлить войну еще надолго. Но на деле в боях участвовали в основном наименее ценные «-конго»-. В мясорубке непрерывных сражений за о. Гуадалканал погибли восстановленный «-Хиэй»- и «-Кирисима»-. Первый был буквально изрешечен снарядами американских крейсеров и эсминцев, а затем поражен торпедами. Он показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки палубных самолетов и «-летающих крепостей»-- лишь после этого команда открыла кингстоны. «-Кирисиме»- пришлось вступить в ночной бой на малой дистанции сразу с двумя новейшими линкорами США —- «-Вашингтоном»- и «-Саут Дакотой»-. Девяти 406-мм снарядов (плюс многочисленных «-добавок»- от легких орудий) оказалось достаточно, чтобы линейный крейсер потерял ход- на следующее утро он был затоплен экипажем.
 -
 -
Остальным линкорам довелось встретиться с противником только тогда, когда исход войны уже не вызывал сомнений. На полную мощь «-хасирский флот»- был задействован только в 1944 году, в самом значительном сражении войны —- битве в заливе Лейте. К этому времени «-Муцу»- уже не было: в результате взрыва погребов 8 июня 1943 года он погиб вместе с большей частью экипажа. Ядро южного диверсионного соединения составляли «-Фусо»- и «-Ямасиро»-. Ночью 25 октября 1944 года они попали под торпеды и артиллерийский огонь целого флота, состоявшего из 6 линкоров, 8 крейсеров и 21 эсминца, и пошли на дно, не нанеся американцам никакого ущерба. Днем раньше «-Мусаси»-, ставший главной целью атак палубной авиации, затонул после попадания 10 торпед и 17 бомб (японцы считали, что их корабль поразило не менее 19 торпед). Остальные линкоры, получив различные повреждения, вернулись на базы (в том числе «-полуавианосцы»- «-Исэ»- и «-Хиуга»-, не имевшие ни одного самолета и игравшие роль приманки в северном, отвлекающем, соединении). «-Ямато»-, «-Нагато»-, «-Харуне»- и «-Конго»- удалось атаковать американские надводные силы, но линкорам в этом сражении явно не везло. Их тяжелые бронебойные снаряды пробивали насквозь небронированные корпуса конвойных авианосцев и эсминцев, не нанося им фатальных повреждений. Затем остатки могущественного соединения неожиданно отвернули, спасая не только себя, но и…- противника, уже готового к самому худшему. Все четыре корабля благополучно (но и бесславно) вернулись на базу. На этом их боевая деятельность практически закончилась. «-Конго»- вскоре потопила американская подводная лодка «-Си Лайон»-, а «-Нагато»- и единственный оставшийся линейный крейсер «-Харуна»- простояли в своих портах до тех пор, пока в 1945 году американская авиация не превратила их в груды металлолома. Только «-Ямато»- довелось еще раз выйти на боевое задание —- неблагодарное и безнадежное. История линейного флота третьей по силе морской державы мира завершилась.
 -
 -
источники
http://fotki.yandex.ru/users/grinnols/album/180079
http://history.rin.ru/text/tree/3609.html
http://7132.ru/w/mutsu_1920_-_istoriya_slujbyi
 -
Напомню еще историю двух линкоров:
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |