Трамвайная сеть — сложный комплекс, состоящий из путей, контактной сети и всевозможных вспомогательных сооружений. И если пассажирские трамваи знают все, то в этом посте я предлагаю окунуться в мир служебной и специальной трамвайной техники. В этой собраны большинство моделей служебных вагонов, производившихся в бывшем СССР для нужд трамвайных хозяйств страны.
Многие из них Вы никогда не видели, и никогда не задумывались как обслуживаются трамвайные линии. Более того, в основном эти вагоны выезжают на улицы под покровом ночи..
Думаю, что вам будет это интересно …-
Открывают наш пост трамваи-снегоочистители. Их вы наверняка видели не раз.
Снегоочистительные вагоны были всегда, пока существовали трамваи. На заре трамвайной эпохи лопаты для очистки путей от снега устанавливали зимой на обычные вагоны. Специальные «-снегочисты»- начали выпускать в 20-х годах ХХ века.
Одними из первых стали вагоны модели «-СХ»-. Эти трамваи, во многом унифицированные с работавшими тогда двухосными пассажирскими вагонами модели Х, были разработаны в Харькове. Один из них, 1929 года выпуска, до сих пор сохранился на родине!
 -
После войны выпуском снегоочистителей занялся даже Горьковский вагоноремонтный завод. Так появился ГС-1:
С небольшими и незначительными модернизациями дело дошло до ГС-5 (1970-е гг)
 -
После чего выпуском снегоочистителей занялся Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Здесь вагоны уже получили металлический кузов и в таком незамысловатом виде выпускались до конца 80-х
 -
 -
В 1989 году появились снегоочистители Воронежского производства — ВТК-01
 -
 -
Следующим этапом стало появление вихревых снегоочистителей. Вагоны ВТК-24 производства Новосибирского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода (НТТРЗ), выполненный в кузове вагона КТМ-5М3. Принцип работы такого снегоочистителя заключался в сдувании снега с трамвайных путей мощным потоком теплого воздуха. В салоне вагона находился мощный вентилятор, воздухозаборник которого располагался вместо одного из окон в середине салона. В остальном вагон внешне практически не отличался от пассажирского вагона КТМ-5М3.
 -
Особняком стоит разработка из Челябинска. Смесь трамвая и реактивного двигателя, который должен был горячими газами растапливать снег и лёд. К сожалению или счастью, эта разработка так толком и не работала на улицах города
 -
Если зимой надо очистить пути от снега, то летом стоит задача бороться с пылью и грязью. В Харькове в 1970-х годах для этой цели было построено несколько вагонов на базе МТВ-82
 -
 -
Позднее вагоны получили фирменную для харьковской спецтехники угловатую кабину
 -
Во многих городах поливомоечные вагоны переделывались из обычных линейных татр. В Москве даже сохранили оригинальный кузов, установив цистерны вместо сидений в салон:
Рига — поливомоченый вагон на базе Татры Т6
 -
А как обстоят дела с ремонтом обслуживанием трамвайной сети? На это работают десятки необычных и уникальных вагонов, которые вы видели наверняка редко. Итак:
Лаборатория КС — специальный трамвай, которой применяется для проверки параметров контактной сети — целостности и соответствия стандартам контактного провода, его подвески, напряжения и прочих параметров.
В некоторых городах эти вагоны сделаны опять-таки на базе пассажирских
 -
 -
Измерительные устройства такого вагона
 -
 -
Вагоны-вышки предназначены для непосредственного механического обслуживания контактной сети
 -
 -
Иногда такие вагоны даже оборудованы дизель-генераторами, дабы подъехать на место повреждения контактной сети и проводить работы при снятии напряжения либо вообще механическом отсутствии контактной сети
 -
 -
Для доставки рельсов на место замены используются специальные вагоны-рельсотранспортёры. Например, СВАРЗ РТ:
«-Представляет собой специализированный четырёхосный трамвайный вагон, предназначенный для механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн
 -
 -
 -
Есть и более экзотические модели, например Воронежский ВТК-07
 -
 -
или ВТК-53А
 -
 -
В любом городе есть десятки грузовых платформ, переоборудованных из линейных трамваев, например из Татры:
 -
 -
Либо заводского исполнения, например воронежский «-трамвай-манипулятор»- ВТК-10
 -
 -
Харьковский вагоноремонтный завод выпускал подобные «-манипуляторы»- на базе МТВ-82
 -
 -
Разгруженные рельсы необходимо сварить в единое целое. Делать это вручную крайне неудобно, потому для этих целей используются спецвагоны. Например, воронежский ВТК-21
 -
 -
Харьков так же выпускал сварочные вагоны на базе МТВ-82
 -
 -
Уложенный рельсовый путь необходимо погрузить в щебневой балласт. На помощь приходят вагоны хоппер-дозаторы, например Воронежский ВТК-09
 -
 -
Для уборки пыли с трамвайных путей можно использовать пылесос ВТК-79
 -
 -
А для шлифовки — специальные рельсошлифовочные вагоны. Например, старенький РШ-1 50-х годов
 -
 -
Рельсошлифовальная тележка вагона на базе КТМ-5. Такие вагоны выпускались сразу на нескольких предприятиях
 -
 -
В тележках вагона, между колёсами, на месте электромагнитного тормоза установлены шлифовальные устройства. В салоне установлены резервуары для воды, пневматическое оборудование и иные необходимые для работы устройства. Всего имеется четыре шлифовальных устройства. Устройство представляет собой каретку с шлифовальными камнями, которая в нужный момент опускается и стачивает слой металла. Для прижатия каретки к рельсу используется пневматическое оборудование: компрессор создаёт необходимый запас воздуха, а с помощью ресивера каретка прижимается к рельсу. Для охлаждения шлифовальных камней в каретку подаётся вода из баков вагона. Объём воды может резко разнится — от 1-2 до 10-12 тонн в зависимости от модели вагона и от необходимой работы. Шлифовальным вагоном обычно управляет бригада из 2-4 человек.
 -
Очень красивый РШЛ на базе вагона ЛМ-68 выпускался в Питере:
В некоторых городах, например в Харькове, трамвайная сеть была соединена с железнодорожной с одной стороны и некоторыми промышленными предприятиями с другой стороны. В таких случаях трамвайные пути могли использоваться для доставки железнодорожных вагонов на предприятия.
 -
В Харькове специально для этого были созданы специальные вагоны-буксиры с автосцепкой СА-3
 -
 -
Услугами грузового трамвая до начала 2000-х пользовалась харьковская кондитерская фабрика
 -
 -
Ну и под конец — дрезина МСШУ с ДВС и возможностью установки различного навесного оборудования.
 -
 -
 -
Это лишь малая часть самых интересных трамваев, которые есть во многих городах и почти всегда остаются «-за кадром»-.
Вот он в работе:
 -
 -
 -
Узнаете этот трамвай ?
 -
 -
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |