Авторизация

Трамваяная спецтехника

Необычные трамваи. Спецтехника

Трамвайная сеть — сложный комплекс, состоящий из путей, контактной сети и всевозможных вспомогательных сооружений. И если пассажирские трамваи знают все, то в этом посте  я предлагаю окунуться в мир служебной и специальной трамвайной техники. В этой собраны большинство моделей служебных вагонов, производившихся в бывшем СССР для нужд трамвайных хозяйств страны.

Многие из них Вы никогда не видели, и никогда не задумывались как обслуживаются трамвайные линии. Более того, в основном эти вагоны выезжают на улицы под покровом ночи..

Думаю, что вам будет это интересно …-

Открывают наш пост трамваи-снегоочистители. Их вы наверняка видели не раз.

Снегоочистительные вагоны были всегда, пока существовали трамваи. На заре трамвайной эпохи лопаты для очистки путей от снега устанавливали зимой на обычные вагоны. Специальные «-снегочисты»- начали выпускать в 20-х годах ХХ века.

Одними из первых стали вагоны модели «-СХ»-. Эти трамваи, во многом унифицированные с работавшими тогда двухосными пассажирскими вагонами модели Х, были разработаны в Харькове. Один из них, 1929 года выпуска, до сих пор сохранился на родине!

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

После войны выпуском снегоочистителей занялся даже Горьковский вагоноремонтный завод. Так появился ГС-1:

Необычные трамваи. Спецтехника

С небольшими и незначительными модернизациями дело дошло до ГС-5 (1970-е гг)

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

После чего выпуском снегоочистителей занялся Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Здесь вагоны уже получили металлический кузов и в таком незамысловатом виде выпускались до конца 80-х

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

В 1989 году появились снегоочистители Воронежского производства — ВТК-01

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Следующим этапом стало появление вихревых снегоочистителей. Вагоны ВТК-24 производства Новосибирского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода (НТТРЗ), выполненный в кузове вагона КТМ-5М3. Принцип работы такого снегоочистителя заключался в сдувании снега с трамвайных путей мощным потоком теплого воздуха. В салоне вагона находился мощный вентилятор, воздухозаборник которого располагался вместо одного из окон в середине салона. В остальном вагон внешне практически не отличался от пассажирского вагона КТМ-5М3.

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Особняком стоит разработка из Челябинска. Смесь трамвая и реактивного двигателя, который должен был горячими газами растапливать снег и лёд. К сожалению или счастью, эта разработка так толком и не работала на улицах города

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Если зимой надо очистить пути от снега, то летом стоит задача бороться с пылью и грязью.  В Харькове в 1970-х годах для этой цели было построено несколько вагонов на базе МТВ-82

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Позднее вагоны получили фирменную для харьковской спецтехники угловатую кабину

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Во многих городах поливомоечные вагоны переделывались из обычных линейных татр. В Москве даже сохранили оригинальный кузов, установив цистерны вместо сидений в салон:

Необычные трамваи. Спецтехника

Рига — поливомоченый вагон на базе Татры Т6

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

А как обстоят дела с ремонтом обслуживанием трамвайной сети? На это работают десятки необычных и уникальных вагонов, которые вы видели наверняка редко. Итак:

Лаборатория КС — специальный трамвай, которой применяется для проверки параметров контактной сети — целостности и соответствия стандартам контактного провода, его подвески, напряжения и прочих параметров.

В некоторых городах эти вагоны сделаны опять-таки на базе пассажирских

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Измерительные устройства такого вагона

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Вагоны-вышки предназначены для непосредственного механического обслуживания контактной сети

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Иногда такие вагоны даже оборудованы дизель-генераторами, дабы подъехать на место повреждения контактной сети и проводить работы при снятии напряжения либо вообще механическом отсутствии контактной сети

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Для доставки рельсов на место замены используются специальные вагоны-рельсотранспортёры. Например, СВАРЗ РТ:
«-Представляет собой специализированный четырёхосный трамвайный вагон, предназначенный для механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Есть и более экзотические модели, например Воронежский ВТК-07

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

или ВТК-53А

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

В любом городе есть десятки грузовых платформ, переоборудованных из линейных трамваев, например из Татры:

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Либо заводского исполнения, например воронежский «-трамвай-манипулятор»- ВТК-10

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Харьковский вагоноремонтный завод выпускал подобные «-манипуляторы»- на базе МТВ-82

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Разгруженные рельсы необходимо сварить в единое целое. Делать это вручную крайне неудобно, потому для этих целей используются спецвагоны. Например, воронежский ВТК-21

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Харьков так же выпускал сварочные вагоны на базе МТВ-82

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Уложенный рельсовый путь необходимо погрузить в щебневой балласт. На помощь приходят вагоны хоппер-дозаторы, например Воронежский ВТК-09

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Для уборки пыли с трамвайных путей можно использовать пылесос ВТК-79

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

А для шлифовки — специальные рельсошлифовочные вагоны. Например, старенький РШ-1 50-х годов

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Рельсошлифовальная тележка вагона на базе КТМ-5. Такие вагоны выпускались сразу на нескольких предприятиях

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

В тележках вагона, между колёсами, на месте электромагнитного тормоза установлены шлифовальные устройства. В салоне установлены резервуары для воды, пневматическое оборудование и иные необходимые для работы устройства. Всего имеется четыре шлифовальных устройства. Устройство представляет собой каретку с шлифовальными камнями, которая в нужный момент опускается и стачивает слой металла. Для прижатия каретки к рельсу используется пневматическое оборудование: компрессор создаёт необходимый запас воздуха, а с помощью ресивера каретка прижимается к рельсу. Для охлаждения шлифовальных камней в каретку подаётся вода из баков вагона. Объём воды может резко разнится — от 1-2 до 10-12 тонн в зависимости от модели вагона и от необходимой работы. Шлифовальным вагоном обычно управляет бригада из 2-4 человек.

 -

Очень красивый РШЛ на базе вагона ЛМ-68 выпускался в Питере:

Необычные трамваи. Спецтехника

В некоторых городах, например в Харькове, трамвайная сеть была соединена с железнодорожной с одной стороны и некоторыми промышленными предприятиями с другой стороны. В таких случаях трамвайные пути могли использоваться для доставки железнодорожных вагонов на предприятия.

 -

В Харькове специально для этого были созданы специальные вагоны-буксиры с автосцепкой СА-3

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Услугами грузового трамвая до начала 2000-х пользовалась харьковская кондитерская фабрика

 -

 -

Необычные трамваи. Спецтехника

Ну и под конец — дрезина МСШУ с ДВС и возможностью установки различного навесного оборудования.

 -

Необычные трамваи. Спецтехника
В Петербурге эксплуатируется компанией по ремонту путей полноценный железнодорожный ВПРС-500 (выправочно-подбивочно-рихтовочный, с возможностью подбивки под стрелочными переводами). Из-за разницы трамвайных и железнодорожных кривых (радиус трамвайных кривых намного меньше, чем на ж/д), данный аппарат перевозят на специальной аппарели:

 -

 -

Это лишь малая часть самых интересных трамваев, которые есть во многих городах и почти всегда остаются «-за кадром»-.

Вот он в работе:

 -

 -

 -

Узнаете этот трамвай ?

 -

Необычные трамваи. Спецтехника
Вот еще фото читателя из Питера:
А вот какой образец:
источники
http://www.yaplakal.com/forum2/topic1170225.html

 -

А вот еще про трамваи: вот очень удивительный трамвай наоборот: Вуппертальская подвесная дорога, а вот Ледовый трамвай в Санкт-Петербурге. Вот еще может быть когда нибудь ВОТ ТАК будет ездить трамвай ?  А вот про этот трамвай многие думали, что это фотошоп . Кстати, угадайте еще - Бывают такие рельсы ?
теги: Техника
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30