В отличие от морально устаревшего царского флота, большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций — строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов — от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».
А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.
Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …-
Фото 2.
 -
Большой противолодочный корабль «Очаков» — второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. — героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.
Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.
 -
Фото 3.
 -
Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК — на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.
 -
Фото 4.
 -
Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.
Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя —- Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «-Заря»- —- с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей —- Кировского завода в Ленинграде —- с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «-материнского»- пр.1134. под другую энергетику —- газотурбинную.
Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «-1134Б»-, было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ —- капитан 2 ранга О.Т. Софронов.
 -
Фото 5.
 -
Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.
На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «-Оса-M»-- так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.
Большой противолодочный корабль «-Очаков»- был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.
Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.
 -
Фото 6.
 -
14.06 —- 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия)-
13.04 —- 18.04.1979 г. —- в Риеку (Югославия)-
11.06 —- 16.06.1979 г. —- в Тулон (Франция)-
10.08 —- 13.08.1979 г. —- в Варну (Болгария)-
20.10 —- 24.10.1986 г. —- в Гавану (Куба)-
26.03 —- 31.03.1987 г. —- в Стамбул (Турция)-
26.10 —- 30.10.1987 г. —- в Сплит (Югославия)-
24.08 —- 28.04.1989 г. —- в Констанцу (Румыния)-
08.05 —- 12.05.1990 г. —- в Сплит (Югославия)-
11.06 —- 14.06.1990 г. —- в Таранто (Италия).
Фото 7.
 -
В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.
В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».
 -
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
 -
В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.
И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины — как в прямом, так и в переносном смысле.
Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…-
 -
Фото 12.
 -
В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.
«Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки — корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.
 -
 -
 -
При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).
Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.
 -
Фото 14.
 -
Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн — остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант — разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».
 -
Фото 15.
 -
В настоящий момент, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.
 -
«13 марта текущего года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том , что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».
 -
Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.
 -
Фото 16.
 -
ТТД:
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина —- 173,4 м, ширина —- 18,5 м, осадка —- 5,74 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «-Метель»-, 2 ПУ ЗРК «-Шторм»-, 2 ПУ ЗРК «-Оса-М»-, 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.
 -
Фото 17.
 -
Не стоит и проводить какие-либо аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов — адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.
 -
Фото 18.
Фото Лили Абибулаевой
Фото 19.
 -
Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.
 -
Фото 20.
Фото Лили Абибулаевой
Фото 21.
Фото 22.
Фото Лили Абибулаевой
 -
Фото Лили Абибулаевой
 -
Фото Лили Абибулаевой
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
источники
http://kara-1134b.ucoz.ru/photo/4
http://atrinaflot.narod.ru
http://bmpd.livejournal.com
http://blackseafleet-21.com
http://flot2017.com
http://flot.sevastopol.info/ship/bpk/ochakov.htm
 -
А я вам еще напомню про
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |