Авторизация

Вторая жизнь для ТАРК «Адмирал Нахимов»

На тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРК) «-Адмирал Нахимов»-, который проходит на Севмаше ремонт и модернизацию, начались активные работы, сообщила пресс-служба ОАО «-ПО «-Севмаш»-.

График работ на 2014 год уже составлен. Технический проект готовит ОАО «-Северное ПКБ»-. Модернизация крейсера «-Адмирал Нахимов»- началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия.

На текущий момент в одном из цехов предприятия идут работы по изготовлению понтонов специально для перевода «-Адмирала Нахимова»- через порог батопорта. Эта операция – основная задача на 2014 год. Перед ее проведением необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое (ТОС). Работы планируются на весну 2014 года.

«-Это будет очень сложный и интересный проект, – отметил ответственный сдатчик ТАРК «-Адмирал Нахимов»- Владимир Павлов. – Мы учли опыт по ремонту и модернизации «-Викрамадитьи»-, безусловно, нам удастся избежать многих ошибок. Конечно, проекты разные. На авианосце было минимальное количество вооружения – назначение корабля другое, главная задача – обеспечение взлета и посадки самолета, Нахимов – тяжелый атомный ракетный крейсер, в этом смысле работа будет сложнее. Но мы к ней готовы»-.

Давайте узнаем подробнее об этом корабле …-

К ис­сле­до­ва­ни­ям по оп­ре­де­ле­нию об­ли­ка атом­ных над­вод­ных ко­раб­лей, пре­кра­щен­ных ра­нее по­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва (в мар­те 1959 го­да), ко­раб­ле­строи­те­ли вер­ну­лись в 1960 го­ду, а по­сле Ка­риб­ско­го кри­зи­са и по­ли­ти­че­ское ру­ко­во­дство стра­ны осоз­на­ло не­об­хо­ди­мость в вы­со­ко­ав­то­ном­ных бое­вых ко­раб­лях. При той не­боль­шой до­ле во­ен­но­го бюд­же­та, ко­то­рый от­во­дил­ся на до­лю ВМФ, ес­те­ст­вен­но бы­ло же­ла­ние иметь «не­до­ро­гой» оке­ан­ский и эс­корт­ный, и про­ти­во­ло­доч­ный ко­рабль не­ог­ра­ни­чен­ной даль­но­сти пла­ва­ния, спо­соб­ный не толь­ко со­про­во­ж­дать кон­вои, но не­пре­рыв­но от­сле­жи­вать и унич­то­жать в нуж­ный мо­мент атом­ные ра­ке­то­нос­цы про­тив­ни­ка, по­это­му в пер­вых же ва­ри­ан­тах бы­ло про­ра­бо­та­но даль­ней­шее раз­ви­тие БПК на кор­пу­се про­ек­та 1134, но уже с атом­ной энер­го­ус­та­нов­кой. Это дол­жен был быть ко­рабль во­до­из­ме­ще­ни­ем 9000 тонн, с уни­вер­саль­ным ра­кет­ным ком­плек­сом, ЗРК са­мо­обо­ро­ны, 57-мм ар­тил­ле­ри­ей и вер­то­ле­том. За­тем на нём раз­мес­ти­ли ком­плекс ПЛУР «Вихрь» с во­се­мью ра­ке­та­ми 82-Р, снаб­жен­ны­ми ядер­ным спец­бо­е­при­па­сом, во­семь ра­ке­то-тор­пед 85-Р, зе­нит­ный ком­плекс са­мо­обо­ро­ны, ар­тил­ле­рию ка­либ­ра 75 мм, по­ис­ко­вые бес­пи­лот­ные вер­то­ле­ты. Со­хра­ня­лись РБУ и тор­пед­ные ап­па­ра­ты.

Пред­по­ла­га­лось по­стро­ить по од­но­му та­ко­му ко­раб­лю на ка­ж­дую атом­ную ра­кет­ную лод­ку ве­ро­ят­но­го про­тив­ни­ка, то есть по­ряд­ка 35-40 ко­раб­лей. Но­вой раз­ра­бот­ке был при­сво­ен но­мер 1144 (шифр «Ор­лан»). В 1969 го­ду был рас­смот­рен эс­киз­ный про­ект атом­но­го боль­шо­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля и одоб­рен для даль­ней­ше­го про­ек­ти­ро­ва­ния.

Нель­зя бы­ло обой­ти во­прос бое­вой ус­той­чи­во­сти ко­раб­ля: все по­ни­ма­ли, что про­сто так раз­гу­ли­вать по океа­ну, ис­кать и то­пить свои суб­ма­ри­ны ни­ка­кой про­тив­ник не по­зво­лит. По­это­му для ох­ра­ны про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля бы­ло на­ме­че­но иметь вна­ча­ле по од­но­му ко­раб­лю ох­ра­не­ния и управ­ле­ния про­ек­та 1126. Так как ос­нов­ная уг­ро­за ис­хо­ди­ла от авиа­ции, это дол­жен был быть крей­сер про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны.

При стан­дарт­ном во­до­из­ме­ще­нии в 10000 тонн он дол­жен был не­сти два ЗРК боль­шой даль­но­сти М-31, два ЗРК сред­ней даль­но­сти М-11, две спа­рен­ные 57-мм ар­ту­ста­нов­ки, по два тор­пед­ных ап­па­ра­та и РБУ. Эс­киз­ный про­ект был ут­вер­ждён в ию­ле 1960 г. Глав­ным кон­ст­рук­то­ром был П.П. Ми­ло­ва­нов (ЦКБ-17).

По­на­ча­лу, ко­гда на­ме­чае­мый ко­рабль ПВО пред­по­ла­гал­ся с атом­ной ус­та­нов­кой, всё бы­ло нор­маль­но. Но ко­гда про­ект 1126 по тех­за­да­нию стал рас­смат­ри­вать­ся с кот­ло­тур­бин­ной энер­го­ус­та­нов­кой, он на­чал сам со­бой «уми­рать» —- ему не хва­та­ло даль­но­сти пла­ва­ния и кро­ме то­го, он не «впи­сы­вал­ся» в за­дан­ное во­до­из­ме­ще­ние. Идея о со­хра­не­нии бое­вой ус­той­чи­во­сти ко­раб­лей без авиа­нос­ца не смог­ла реа­ли­зо­вать­ся. По­это­му в ка­ко­м-то смыс­ле чрез­мер­ная мощь, за­ло­жен­ная в ком­плек­сы ору­жия бу­ду­ще­го крей­се­ра, дик­то­ва­лась имен­но сла­бой на­де­ж­дой на ус­той­чи­вое воз­душ­ное при­кры­тие.

Так как ко­рабль ох­ра­не­ния всё-та­ки был ну­жен, ра­бо­ты про­дол­жи­ли по но­во­му про­ек­ту 1165 (шифр «Фу­гас»). Это уже был ко­рабль с атом­ной энер­го­ус­та­нов­кой, воо­ру­жен­ный пла­ни­ро­вав­шим­ся но­вей­шим про­ти­во­ко­ра­бель­ным ком­плек­сом «Ма­ла­хит» (48 ра­кет), ко­то­рый за­ме­ни­ли по­том на «Гра­нит» (32 ра­ке­ты) и так­же но­вей­шим ЗРК «Форт» (на ба­зе су­хо­пут­но­го ком­плек­са С-300).

От­кро­вен­но го­во­ря, по тем вре­ме­нам дан­ная удар­но-про­ти­во­ло­доч­ная груп­па бы­ла бы труд­но­уяз­ви­мой: да­же у США то­гда прак­ти­че­ски не бы­ло про­ти­во­ко­ра­бель­ных средств, кро­ме са­мо­ле­тов с управ­ляе­мы­ми бом­ба­ми на бор­ту. Даль­ность дей­ст­вия авиа­ци­он­ных ра­кет ти­па «Бул­лпап» (не бо­лее 17 км), пред­на­зна­чен­ных для по­ра­же­ния ко­раб­лей, с лих­вой «пе­ре­кры­ва­лась» бы зе­нит­ным ком­плек­сом, а на­ши ра­ке­ты (да­же «Про­гресс» П-35 с даль­но­стью бо­лее 300 км) не по­зво­ля­ли по­дой­ти близ­ко над­вод­ным ко­раб­лям. Един­ст­вен­ное сла­бое ме­сто у этой груп­пы —- гид­ро­аку­сти­ка, так как ог­ра­ни­че­ние во­до­из­ме­ще­ния не по­зво­ля­ло ста­вить гид­ро­аку­сти­че­скую стан­цию даль­не­го дей­ст­вия «Ори­он» (как на ПКР ти­па «Мо­ск­ва»).

 -

 -
Вот эта гид­ро­аку­сти­ка и по­ста­ви­ла под со­мне­ние не­об­хо­ди­мость по­строй­ки двух ко­раб­лей. «Бое­вое столк­но­ве­ние» по­ка­зы­ва­ло, что при сла­бом ГАК (даль­ность дей­ст­вия ГАС пе­ре­кры­ва­лась даль­но­стью хо­да аме­ри­кан­ских тор­пед) и не­воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния вер­то­ле­та (по­го­да, авиа­ци­он­ное про­ти­во­дей­ст­вие) на­ши ко­раб­ли лег­ко от­вле­ка­лись от ос­нов­ной це­ли и ста­но­ви­лись ми­ше­ня­ми для на­ве­ден­ных на них мно­го­це­ле­вых ло­док. Да­же це­ной 60-70 сби­тых са­мо­ле­тов (в идеа­ле) на­ши ко­раб­ли всё рав­но не смог­ли бы вы­пол­нить свою ос­нов­ную за­да­чу —- по­то­п­ле­ние атом­но­го под­вод­но­го ра­ке­то­нос­ца.

Но пе­ред гла­за­ми на­ших мо­ря­ков уже мая­чи­ли и «драз­ни­лись» аме­ри­кан­ские мно­го­це­ле­вые атом­ные крей­се­ра «Лонг Бич», «Бейн­бридж», стро­ил­ся «Трак­стан» и про­ек­ти­ро­ва­лись но­вые атом­ные фре­га­ты с объ­е­ди­нен­ны­ми за­да­ча­ми и как раз та­ко­го во­до­из­ме­ще­ния, как пла­ни­ро­ва­лось у нас: 8000-9000 тонн.

Вот по­че­му про­ек­ты 1144 и 1165 ре­ше­но бы­ло, со­глас­но так­ти­ко-тех­ни­че­ско­му за­да­нию, ут­вер­жден­но­му 25 мая 1971 г, объ­е­ди­нить в один, с при­да­ни­ем атом­но­му боль­шо­му про­ти­во­ло­доч­но­му ко­раб­лю удар­ных функ­ций и пе­ре­име­но­ва­ни­ем его в «атом­ный про­ти­во­ло­доч­ный крей­сер». Раз­ра­бот­ка про­ек­та бы­ла по­ру­че­на Ле­нин­град­ско­му Се­вер­но­му про­ект­но-кон­ст­рук­тор­ско­му бю­ро, ко­то­рое име­ло опыт соз­да­ния и БПК, и ра­кет­ных крей­се­ров. Глав­ным кон­ст­рук­то­ром был на­зна­чен Б.И. Ку­пен­ский, ра­нее ра­бо­тав­ший над про­ек­та­ми 50, 61. Глав­ным на­блю­даю­щим от ВМФ был на­зна­чен ка­пи­тан 1 ран­га A.A. Са­вин.

На ста­дии на­ча­ла про­ек­ти­ро­ва­ния пла­ни­ро­ва­лась атом­ная па­ро­про­из­во­дя­щая ус­та­нов­ка вто­ро­го по­ко­ле­ния, ти­па ВМ-4, как на под­вод­ных лод­ках. Два ре­ак­то­ра по 75 ме­га­ватт да­ва­ли пар для тур­бин ТВ-12, ко­то­рые при мощ­но­сти в 91000 л.с. мог­ли со­об­щить ско­рость ко­раб­лю в 31 узел.

Но с ус­та­нов­кой ГАК даль­не­го дей­ст­вия вы­рос­ло во­до­из­ме­ще­ние и мощ­но­сти ста­ло не хва­тать. По­сколь­ку трех­ре­ак­тор­ная ус­та­нов­ка ле­до­ко­ла «Ле­нин» по га­ба­ри­там, це­ло­му ря­ду тре­бо­ва­ний и ве­су «не впи­сы­ва­лась», бы­ло при­ня­то ре­ше­ние на соз­да­ние спе­ци­аль­ной двух­ре­ак­тор­ной ППУ, в че­ты­ре раза мощ­нее, чем пред­по­ла­га­лось вна­ча­ле. Про­ек­ти­ро­ва­ние АЭУ третье­го по­ко­ле­ния про­хо­ди­ло с уче­том на­ко­п­лен­но­го опы­та, уже с но­вым под­хо­дом к атом­ным ус­та­нов­кам, как к объ­ек­там по­вы­шен­ной опас­но­сти. Бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция по соз­да­нию сис­тем безо­пас­но­сти, вклю­чая сис­те­мы ава­рий­но­го рас­хо­ла­жи­ва­ния и ло­ка­ли­за­ции ава­рии. Сис­те­мы рас­счи­ты­ва­лись на про­ект­ную ава­рию «раз­рыв тру­бо­про­во­да те­п­ло­но­си­те­ля на мак­си­маль­ном диа­мет­ре». Бы­ла при­ме­не­на так­же блоч­ная схе­ма ком­по­нов­ки, ко­то­рая име­ла ре­жим ес­те­ст­вен­ной цир­ку­ля­ции по пер­во­му кон­ту­ру на вы­со­ких уров­нях мощ­но­сти ре­ак­то­ра (это очень важ­но для не­до­пу­ще­ния те­п­ло­во­го взры­ва ре­ак­то­ров при обес­то­чи­ва­нии ко­раб­ля), ав­то­ма­ти­че­ская сис­те­ма рас­хо­ла­жи­ва­ния, спо­соб­ная «за­глу­шить» ре­ак­тор да­же при оп­ро­ки­ды­ва­нии ко­раб­ля, им­пульс­ная ап­па­ра­ту­ра кон­тро­ля ре­ак­то­ров, ко­то­рая дер­жит «ру­ку на пуль­се» у ре­ак­то­ра, на­хо­дя­ще­го­ся в под­кри­ти­че­ском со­стоя­нии. Блоч­ная ком­по­нов­ка по­зво­ли­ла умень­шить га­ба­ри­ты и улуч­шить экс­плуа­та­ци­он­ные па­ра­мет­ры.

В до­бав­ле­ние к двух­ре­ак­тор­ной ППУ лич­но Глав­ком ВМФ С.Г. Горш­ков по­тре­бо­вал раз­ме­ще­ния ре­зерв­ных па­ро­вых кот­лов, ко­то­рые бы мог­ли дать крей­се­ру ход в 17 уз­лов. Воз­мож­но, осо­бен­ной не­об­хо­ди­мо­сти в этом и не бы­ло, но пе­ред С.Г. Горш­ко­вым мая­чи­ла ги­бель атом­ной под­вод­ной лод­ки К-8 в 1970 го­ду, а так­же на­ли­чие ре­зерв­ной ППУ на аме­ри­кан­ских атом­ных фре­га­тах. Ведь в слу­чае ава­рии сра­ба­ты­ва­ет ава­рий­ная за­щи­та и ко­раб­ли ос­та­ют­ся, как пра­ви­ло, без хо­да и энер­гии.

28 но­яб­ря 1971 го­да со­стоя­лось рас­смот­ре­ние тех­ни­че­ско­го про­ек­та 1144. Фак­ти­че­ски про­ти­во­ло­доч­ный ва­ри­ант был уд­ли­нен и пе­ре­ком­по­но­ван за счёт вклю­че­ния 16 пус­ко­вых ус­та­но­вок ком­плек­са про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет «Гра­нит» (для двух зал­пов, на эта­пе тех­про­ек­та).

По­сколь­ку су­хо­пут­ный ана­лог зе­нит­но­го ком­плек­са «Форт» за­пус­кал­ся вер­ти­каль­но, то кон­ст­рук­то­рам при­шла в го­ло­ву ори­ги­наль­ная мысль «уто­пить» пус­ко­вые ус­та­нов­ки ЗУР под па­лу­бу. То же са­мое ре­ше­ние при­ме­ни­ли и для ком­плек­са про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет.

Ес­ли при про­ек­ти­ро­ва­нии сто­ро­же­во­го ко­раб­ля и да­же боль­шо­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля ещё мож­но бы­ло пре­неб­речь за­щи­той и сми­рить­ся с оп­ре­де­ле­ни­ем «ко­рабль для од­ной ра­ке­ты», то крей­сер те­рять та­ким об­ра­зом бы­ло жаль.

 -

К это­му вре­ме­ни кад­ров ко­раб­ле­строи­те­лей, за­ни­мав­ших­ся кон­ст­рук­тив­ной за­щи­той ко­раб­лей, прак­ти­че­ски не ос­та­лось, про­из­вод­ст­во ко­ра­бель­ной бро­ни шло в ми­зер­ных мас­шта­бах, в ос­нов­ном для бро­не­вой за­щи­ты от­дель­ных по­ме­ще­ний, ар­тил­ле­рий­ских ба­шен. При­шлось под­ни­мать кон­ст­рук­тив­ные чер­те­жи про­ек­та 68-бис, лин­ко­ра «Со­вет­ский Со­юз» и да­же крей­се­ра «Лют­цов».

Бы­ло пред­ло­же­но и с по­ро­га от­ме­те­но сплош­ное или да­же ци­та­дель­ное «лин­кор­ное» бро­ни­ро­ва­ние: это на 10-12 ты­сяч тонн уве­ли­чи­ва­ло во­до­из­ме­ще­ние ко­раб­ля. Бы­ло при­ня­то «со­ло­мо­но­во» ре­ше­ние —- обос­но­ва­на и раз­ра­бо­та­на сис­те­ма ло­каль­ной за­щи­ты наи­бо­лее важ­ных объ­ек­тов ко­раб­ля.

В эс­киз­ном про­ек­те кон­ст­рук­тив­ной за­щи­ты как та­ко­вой не бы­ло: для боль­шо­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля это счи­та­лось из­лиш­ним. Пред­по­ла­га­лось, что стен­ки ре­ак­то­ра пред­став­ля­ют из се­бя на­столь­ко тол­сто­стен­ную кон­ст­рук­цию, что удар ра­ке­ты, ос­лаб­лен­ный бор­та­ми и пе­ре­бор­ка­ми, не пред­ста­вит опас­но­сти. В тру­бы и ар­ма­ту­ру па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки бы­ли за­ло­же­ны до­пол­ни­тель­ные тол­щи­ны.

В пер­во­на­чаль­ном тех­ни­че­ском про­ек­те крей­се­ра поя­ви­лась под­вод­ная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та из сис­те­мы от­се­ков с га­зо­от­ра­жаю­щей бро­не­вой стен­кой. С по­яв­ле­ни­ем у аме­ри­кан­цев мощ­ных про­ти­во­ко­ра­бель­ных кры­ла­тых ра­кет в про­ект бы­ла вне­се­на и над­вод­ная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та. По­на­ча­лу пре­ду­смат­ри­вал­ся шес­ти­дюй­мо­вый глав­ный бро­не­вой по­яс по ва­тер­ли­нии, од­на­ко в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния он был «съе­ден» по­яв­ляю­щи­ми­ся объ­ё­ма­ми и ве­са­ми на то или иное обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рое как пра­ви­ло, все­гда ока­зы­ва­ет­ся тя­же­лее за­яв­лен­но­го.

Ком­плекс но­со­вых зе­нит­ных ра­кет «Форт» бы­ло ре­ше­но ос­та­вить без бор­то­вой бро­не­вой за­щи­ты (толь­ко крыш­ки), так как они на­хо­дят­ся в под­па­луб­ных ав­то­ном­ных ба­ра­ба­нах, внут­ри ко­то­рых на­хо­дят­ся ещё и пус­ко­вые кон­тей­не­ры. Та­ким об­ра­зом, хо­тя зе­нит­ная ус­та­нов­ка по­лу­ча­лась бо­лее гро­мозд­кая, ис­клю­чал­ся объ­ём­ный по­жар в опас­ных для ко­раб­ля мас­шта­бах. За­то про­ти­во­ко­ра­бель­ные ра­ке­ты «Гра­нит» с жид­ко­то­п­лив­ны­ми дви­га­те­ля­ми и мощ­ны­ми бое­вы­ми час­тя­ми бы­ло при­зна­но це­ле­со­об­раз­ным за­щи­тить на­клон­ной бро­ней, ко­то­рая в рай­оне вы­ше ва­тер­ли­нии рав­на 100 мм, по па­лу­бе и ни­же ва­тер­ли­нии —- 70 мм. Име­ет­ся кон­ст­рук­тив­ное при­кры­тие и с дни­ща ко­раб­ля, в слу­чае воз­го­ра­ния ра­кет шах­ты мо­гут быть бы­ст­ро за­пол­не­ны во­дой, кро­ме это­го име­ет­ся сис­те­ма раз­лич­ных от­се­ков, скон­ст­руи­ро­ван­ных по ячеи­стой сис­те­ме. Ана­ло­гич­ным «ящи­ком» при­крыт ан­гар для хра­не­ния про­ти­во­ло­доч­ных ра­ке­то-тор­пед «Ме­тель» (на по­сле­дую­щих крей­се­рах этот от­сек не за­щи­щен).

Сле­дую­щие объ­ё­мы, под­верг­ну­тые бро­ни­ро­ва­нию —- по­ме­ще­ние глав­но­го ко­манд­но­го пунк­та и бое­во­го ин­фор­ма­ци­он­но­го по­ста, ко­то­рые на­хо­дят­ся внут­ри кор­пу­са на уров­не ва­тер­ли­нии. Бро­не­вые бор­то­вые стен­ки —- 100 мм, тра­вер­зы и кры­ша —- 75 мм. Бро­ня со ско­са­ми при­кры­ва­ет по­ме­ще­ние вспо­мо­га­тель­ных па­ро­вых кот­лов, а так­же ре­ак­тор­ный от­сек. В кор­мо­вой час­ти лег­кая про­ти­во­ос­ко­лоч­ная бро­не­вая за­щи­та име­ет­ся по бор­там (70 мм) и на кры­ше (50 мм) для за­щи­ты вер­то­лет­но­го ан­га­ра, ке­ро­си­но­хра­ни­ли­ща, вер­то­лет­но­го бое­за­па­са и рум­пель­ных от­де­ле­ний, над ко­то­ры­ми так­же раз­ме­ще­но «ло­каль­ное» бро­не­вое при­кры­тие. Бор­то­вой бро­ни как та­ко­вой нет, но вы­ше ва­тер­ли­нии на 2,5 мет­ра и ни­же на 1 м от но­са до кор­мы «встав­лен» утол­щен­ный по­яс. Ло­каль­ное бро­не­вое при­кры­тие име­ют так­же ар­тил­ле­рий­ские ус­та­нов­ки, по­гре­ба и дру­гие ком­плек­сы ору­жия.

Впер­вые в прак­ти­ке оте­че­ст­вен­но­го ко­раб­ле­строе­ния бы­ла раз­ра­бо­та­на и реа­ли­зо­ва­на прин­ци­пи­аль­но но­вая схе­ма раз­маг­ни­чи­ваю­ще­го уст­рой­ст­ва и спо­соб маг­нит­ной об­ра­бот­ки та­ко­го боль­шо­го ко­раб­ля.

Для го­лов­но­го ко­раб­ля в ра­бо­чем про­ек­те был ус­та­нов­лен сле­дую­щий спи­сок воо­ру­же­ния: удар­ные ра­ке­ты «Гра­нит» раз­ме­ща­лись в 20 под­па­луб­ных на­клон­ных пус­ко­вых ус­та­нов­ках, с уг­лом воз­вы­ше­ния 47 гра­ду­сов. Про­ти­во­ло­доч­ный ком­плекс со­сто­ял из спа­рен­ной на­во­дя­щей­ся пус­ко­вой ус­та­нов­ки ком­плек­са «Ме­тель», с воз­мож­но­стью пе­ре­за­ряд­ки (все­го 5 зал­пов), двух 5-трубных тор­пед­ных ап­па­ра­тов ка­либ­ра 533 мм, од­ной 12-ствольной РБУ-6000, двух 6-ствольных РБУ-1000. Ре­ак­тив­ные глу­бин­ные бом­бо­ме­ты соз­да­ва­ли эше­ло­ни­ро­ван­ную обо­ро­ну и от тор­пед, где «на до­би­ва­ние» ра­бо­та­ла РБУ-1000, ме­нее даль­но­бой­ная, но с бо­лее мощ­ным (в че­ты­ре раза) за­ря­дом.

Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс даль­не­го дей­ст­вия МГК-355 «По­ли­ном» (с под­киль­ной и бук­си­руе­мой ан­тен­на­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми об­на­ру­же­ние под­вод­ных ло­док на дис­тан­ции до 40-50 км) и два про­ти­во­ло­доч­ных вер­то­ле­та но­во­го крей­се­ра пре­вос­хо­ди­ли по­ис­ко­вые воз­мож­но­сти БПК про­ек­та 1134Б в 2,5 раза. Бук­си­руе­мая ГАС мо­жет эф­фек­тив­но об­на­ру­жи­вать под­вод­ные це­ли на вы­со­ких (до 25 уз­лов) ско­ро­стях. Глав­ный кон­ст­рук­тор гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са —- Д.Д. Ми­ро­нов.

Ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние со­стоя­ло из двух од­но­стволь­ных ар­ту­ста­но­вок АК-100, вось­ми ус­та­но­вок АК-630, а так­же зе­нит­но­го ком­плек­са са­мо­обо­ро­ны «Оса-М», ко­то­рое в бу­ду­щем пла­ни­ро­ва­лось за­ме­нить пер­спек­тив­ным ЗРК «Кин­жал» (в этом же по­гре­бе и с этих же ПУ).

Поч­ти все ос­нов­ное воо­ру­же­ние ко­раб­ля за­мы­ка­лось на бое­вую ин­фор­ма­ци­он­ную сис­те­му «Аллея-2М», ис­поль­зую­щей ин­фор­ма­цию от внеш­них ис­точ­ни­ков или ав­то­ном­но. В не­бое­вой об­ста­нов­ке за БИ­УС со­хра­ня­ют­ся функ­ции ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния и ре­ше­ния за­дач управ­ле­ния ко­раб­лем или со­еди­не­ни­ем. Для об­на­ру­же­ния воз­душ­ных и над­вод­ных це­лей на крей­се­ре ус­та­нав­ли­вал­ся ра­дио­ло­ка­ци­он­ный ком­плекс МР-800 «Флаг» в со­ста­ве двух РЛС- «Вос­ход» (де­ци­мет­ро­во­го диа­па­зо­на) и «Фре­гат» (сан­ти­мет­ро­во­го диа­па­зо­на) с еди­ной пер­вич­ной об­ра­бот­кой дан­ных. При этом РЛС «Вос­ход» спо­соб­на об­на­ру­жи­вать воз­душ­ные це­ли на рас­стоя­нии до 500 км. «Фре­гат» име­ет воз­мож­но­сти ос­ве­ще­ния об­щей об­ста­нов­ки —- по над­вод­ным це­лям до 40 км, по воз­душ­ным —- до 400 км. Сред­ст­ва свя­зи объ­е­ди­не­ны в ком­плекс «Цу­на­ми-БМ». Спе­ци­аль­но для этих ко­раб­лей в ЦНИИ «Дель­фин» был соз­дан уни­каль­ный на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс.

В про­цес­се соз­да­ния ко­раб­ля для при­ня­тия но­вых тех­ни­че­ских ре­ше­ний был по­стро­ен спе­ци­аль­ный от­се­к-пла­ву­чий стенд, на ко­то­ром и от­ра­ба­ты­ва­лись во­про­сы зал­по­во­сти, воз­дей­ст­вия пла­ме­ни на стар­те ра­кет, схе­ма об­слу­жи­ва­ния, сис­те­мы по­жа­ро­бе­зо­пас­но­сти, вы­бор оп­ти­маль­ной тра­ек­то­рии пус­ка. На спе­ци­аль­ном по­ли­го­не про­во­ди­лись ис­пы­та­ния на­тур­ных от­се­ков, на ко­то­рых и бы­ли от­ра­бо­та­ны наи­бо­лее оп­ти­маль­ные схе­мы бро­ни­ро­ва­ния.

Осо­бое вни­ма­ние бы­ло уде­ле­но и от­ра­бот­ке схе­мы при­ме­не­ния энер­ге­ти­че­ской ус­та­нов­ки ко­раб­ля, мощ­ность на ва­лу у ко­то­рой дос­тиг­ла 70000 л.с. Ком­плекс­но-ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная АЭУ раз­ме­ща­лась в трёх от­се­ках и вклю­ча­ла два атом­ных ре­ак­то­ра об­щей мощ­но­стью 600 мВт, два тур­бо­зуб­ча­тых аг­ре­га­та (рас­по­ло­же­ны в нос и в кор­му от ре­ак­тор­но­го от­се­ка) и два ре­зерв­ных ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных кот­ла КВГ-2, ус­та­нов­лен­ных в тур­бин­ных от­де­ле­ни­ях. Сис­те­ма па­ро­снаб­же­ния по­зво­ля­ет по­да­вать пар к лю­бой ус­та­нов­ке по лю­бо­му бор­ту.

Про­во­ди­лись обыч­ные в этих слу­ча­ях ра­бо­ты по оп­ти­ми­за­ции об­во­дов кор­пу­са с це­лью уве­ли­че­ния про­пуль­сив­ных ка­честв и сни­же­ния соб­ст­вен­ных шу­мов (в ос­нов­ном за счёт сни­же­ния час­то­ты обо­ро­тов вин­тов) для умень­ше­ния по­мех ра­бо­те ГАК.

В 1972 го­ду со­стоя­лось ут­вер­жде­ние тех­ни­че­ско­го про­ек­та и на­ча­лось ра­бо­чее про­ек­ти­ро­ва­ние с вы­да­чей до­ку­мен­та­ции строи­те­лю —- Бал­тий­ско­му за­во­ду име­ни С. Орд­жо­ни­кид­зе (№189) в Ле­нин­гра­де. Уже во вре­мя строи­тель­ст­ва го­лов­но­го ко­раб­ля, в ию­не 1977 го­да, при­ка­зом С.Г. Горш­ко­ва ко­раб­ли про­ек­та 1144 (вме­сте со строя­щи­ми­ся лод­ка­ми ти­па «Тай­фун») бы­ли пе­ре­клас­си­фи­ци­ро­ва­ны в тя­же­лые атом­ные ра­кет­ные крей­се­ра.

Для по­строй­ки но­во­го ти­па ко­раб­ля спе­ци­аль­но бы­ла по­строе­на по­точ­ная ли­ния пер­вич­ной об­ра­бот­ки лис­то­вой ста­ли. Для гиб­ки и прав­ки бро­ни при­ме­нял­ся двух­плун­жер­ный гид­рав­ли­че­ский пресс уси­ли­ем 1250 тс. Зна­чи­тель­ные труд­но­сти пред­став­ля­ли ра­бо­ты по ос­вое­нию об­ра­бот­ки бро­ни и тол­стых лис­тов не­ржа­вею­щей ста­ли для ба­ков же­ле­зо­вод­ной за­щи­ты, свя­зан­ные с не­об­хо­ди­мо­стью по­лу­че­ния осо­бой чис­то­ты по­верх­но­сти и кро­мок. Бы­ла вне­дре­на так­же но­вая ли­ния плаз­мен­ной рез­ки этих ста­лей на ма­ши­нах «Кри­сталл» с про­грамм­ным управ­ле­ни­ем.

Все­го для кор­пу­са крей­се­ра не­об­хо­ди­мо бы­ло со­брать и сва­рить свы­ше 300 объ­ём­ных сек­ций с мас­сой до 80 тонн. Над­строй­ка с 70% на­сы­ще­ни­ем фор­ми­ро­ва­лась от­дель­но. С це­лью обес­пе­че­ния безо­пас­ных ус­ло­вий спус­ка ко­раб­ля на во­ду бы­ли из­го­тов­ле­ны спе­ци­аль­ные пон­то­ны.

Наи­боль­шие труд­но­сти со­став­ля­ли ра­бо­ты по ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва и тех­но­ло­гии сбор­ки и мон­та­жа аг­ре­га­тов атом­ной па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки: сбор­ка осу­ще­ст­в­ля­лась в це­хе, от­ку­да вы­во­зи­лась вме­сте с ба­ка­ми же­ле­зо­вод­ной за­щи­ты по спе­ци­аль­но­му рель­со­во­му пу­ти в зо­ну дей­ст­вия пла­ву­че­го кра­на, за­тем дос­тав­ля­лась к до­стро­еч­ной на­бе­реж­ной, где с со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний вы­со­кой точ­но­сти про­из­во­ди­лась их ус­та­нов­ка и мон­таж.

6 ок­тяб­ря 1973 го­да но­вая бое­вая еди­ни­ца бы­ла за­чис­ле­на в спи­ски ВМФ СССР, то есть на не­го от­кры­ли шта­ты и 15 де­каб­ря 1975 был сфор­ми­ро­ван эки­паж. 27 мар­та 1974 го­да атом­ный ра­кет­ный крей­сер «Ки­ров» в тор­же­ст­вен­ной об­ста­нов­ке за­ло­жи­ли на Бал­тий­ском за­во­де под строи­тель­ным №800. Строи­тель­ст­во его ве­лось дос­та­точ­но бы­ст­ры­ми тем­па­ми, ес­ли учесть слож­ность атом­ной энер­го­ус­та­нов­ки и вы­со­кую на­сы­щен­ность сис­те­ма­ми воо­ру­же­ния и элек­тро­ни­ки. «Ки­ров» был спу­щен на во­ду так­же в тор­же­ст­вен­ной об­ста­нов­ке 27 де­каб­ря 1977 го­да.

 -

При­ем­ный акт пе­ре­да­чи го­лов­но­го ко­раб­ля от про­мыш­лен­но­сти ВМФ был под­пи­сан 30 де­каб­ря 1980 го­да и по­сле про­ве­де­ния все­сто­рон­них ис­пы­та­ний 6 мар­та 1981 го­да «Ки­ров» был вклю­чен в со­став Крас­но­зна­мен­но­го Се­вер­но­го фло­та. По тра­ди­ции вме­сте с име­нем пред­ше­ст­вен­ни­ка на но­вый ко­рабль пе­ре­шел и Крас­но­зна­мен­ный во­ен­но-мор­ской флаг, спу­щен­ный на пер­вом «Ки­ро­ве» в 1974 г.

22 ап­ре­ля 1992 го­да Крас­но­зна­мен­ный крей­сер «Ки­ров» (по­чет­ное зва­ние при­свое­но 25 ию­ля 1977 го­да) был пе­ре­име­но­ван в «Ад­ми­ра­ла Уша­ко­ва».

25 фев­ра­ля 1978 г. бы­ли от­кры­ты шта­ты на вто­рой крей­сер ти­па «Ки­ров», ко­то­рый по­лу­чил на­зва­ние «Фрун­зе». Не­ко­то­рый пе­ре­рыв в строи­тель­ст­ве объ­яс­ня­ет­ся тем, что на воо­ру­же­нии ВМФ СССР поя­ви­лись но­вые вы­со­ко­эф­фек­тив­ные ком­плек­сы ра­кет­но­го, ар­тил­ле­рий­ско­го, ра­дио­элек­трон­но­го ору­жия, ко­то­рое ре­ше­но бы­ло ус­та­нав­ли­вать на се­рий­ные ко­раб­ли. Кор­рек­ти­ров­ка про­ек­та про­во­ди­лась глав­ным кон­ст­рук­то­ром В.А. Пе­ре­ва­ло­вым, уже под но­вым ин­дек­сом 11442.

«Фрун­зе» был за­ло­жен 27 ию­ля 1978 го­да под за­во­дским №801, на Бал­тий­ском за­во­де, спу­щен на во­ду 26 мая 1981 го­да, по при­ка­зу Глав­ко­ма от 7 де­каб­ря 1983 г. за­чис­лен в со­став ВМФ.

30 ок­тяб­ря 1984 го­да, по­сле окон­ча­ния ис­пы­та­ний, вме­сте с под­пи­са­ни­ем при­ём­но­го ак­та ко­рабль был до­пу­щен к экс­плуа­та­ции и бое­во­му при­ме­не­нию ядер­но­го ору­жия. Пер­вый подъ­ём Во­ен­но-Мор­ско­го фла­га на ко­раб­ле был про­из­ве­ден 2 фев­ра­ля 1985 го­да, в честь 100-летия со дня ро­ж­де­ния М.В. Фрун­зе. Эта да­та при­ка­зам Ми­ни­ст­ра обо­ро­ны СССР бы­ла ус­та­нов­ле­на как день ко­раб­ля.

27 мая 1992 го­да «Фрун­зе» по­лу­чил но­вое имя —- «Ад­ми­рал Ла­за­рев».

Тре­тий кор­пус это­го про­ек­та —- «Ка­ли­нин» (за­во­дской №802) был за­чис­лен в спи­ски ВМФ 21 ию­ля 1983 го­да. За­клад­ка бы­ла про­из­ве­де­на 17 мая 1983 го­да, спуск на во­ду —- 25 ап­ре­ля 1986 го­да, при­ем­ный акт под­пи­сан 30 де­каб­ря 1988 го­да. В со­став Се­вер­но­го фло­та но­вый крей­сер всту­пил 21 ап­ре­ля 1989 го­да.

27 мая 1992 го­да «Ка­ли­нин» был пе­ре­име­но­ван в «Ад­ми­рал На­хи­мов».

Чет­вер­тый крей­сер се­рии был за­чис­лен в спи­ски 11 мар­та 1984 го­да под име­нем «Юрий Ан­д­ро­пов» (пла­ни­ро­ва­лось на­зва­ние «Мак­сим Горь­кий»), за­ло­жен сра­зу же по­сле спус­ка на во­ду «Ка­ли­ни­на» —- 25 ап­ре­ля 1986 го­да. С 27 мая 1992 го­да он стал на­зы­вать­ся «Петр Ве­ли­кий».

26 ию­ля 1992 го­да на крей­се­ре был под­нят Ан­д­ре­ев­ский флаг.

По со­стоя­нию на 2010 год толь­ко один из че­ты­рёх по­стро­ен­ных крей­се­ров, ТАРКр «Пётр Ве­ли­кий», на­хо­дит­ся в строю.

 -

 -

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.

Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.

Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта – целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации – перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

 -

источники

http://army.lv/ru/proekt-1144/istorija/1142/364

http://topwar.ru/29518-modernizaciya-kreysera-admiral-nahimov-kontrakt-podpisan.html

http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2014/0124/101522275/detail.shtml

 -

Предлагаю вам еще интересную информацию о таких кораблях:  вот например Атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал» ,а вот Улыбка «-Ямала»-. В прошлом году Заложен пятый фрегат проекта 11356 «-Адмирал Истомин»-

 -

теги: Корабли
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930