На тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРК) «-Адмирал Нахимов»-, который проходит на Севмаше ремонт и модернизацию, начались активные работы, сообщила пресс-служба ОАО «-ПО «-Севмаш»-.
График работ на 2014 год уже составлен. Технический проект готовит ОАО «-Северное ПКБ»-. Модернизация крейсера «-Адмирал Нахимов»- началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия.
На текущий момент в одном из цехов предприятия идут работы по изготовлению понтонов специально для перевода «-Адмирала Нахимова»- через порог батопорта. Эта операция – основная задача на 2014 год. Перед ее проведением необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое (ТОС). Работы планируются на весну 2014 года.
«-Это будет очень сложный и интересный проект, – отметил ответственный сдатчик ТАРК «-Адмирал Нахимов»- Владимир Павлов. – Мы учли опыт по ремонту и модернизации «-Викрамадитьи»-, безусловно, нам удастся избежать многих ошибок. Конечно, проекты разные. На авианосце было минимальное количество вооружения – назначение корабля другое, главная задача – обеспечение взлета и посадки самолета, Нахимов – тяжелый атомный ракетный крейсер, в этом смысле работа будет сложнее. Но мы к ней готовы»-.
Давайте узнаем подробнее об этом корабле …-
К исследованиям по определению облика атомных надводных кораблей, прекращенных ранее постановлением правительства (в марте 1959 года), кораблестроители вернулись в 1960 году, а после Карибского кризиса и политическое руководство страны осознало необходимость в высокоавтономных боевых кораблях. При той небольшой доле военного бюджета, который отводился на долю ВМФ, естественно было желание иметь «недорогой» океанский и эскортный, и противолодочный корабль неограниченной дальности плавания, способный не только сопровождать конвои, но непрерывно отслеживать и уничтожать в нужный момент атомные ракетоносцы противника, поэтому в первых же вариантах было проработано дальнейшее развитие БПК на корпусе проекта 1134, но уже с атомной энергоустановкой. Это должен был быть корабль водоизмещением 9000 тонн, с универсальным ракетным комплексом, ЗРК самообороны, 57-мм артиллерией и вертолетом. Затем на нём разместили комплекс ПЛУР «Вихрь» с восемью ракетами 82-Р, снабженными ядерным спецбоеприпасом, восемь ракето-торпед 85-Р, зенитный комплекс самообороны, артиллерию калибра 75 мм, поисковые беспилотные вертолеты. Сохранялись РБУ и торпедные аппараты.
Предполагалось построить по одному такому кораблю на каждую атомную ракетную лодку вероятного противника, то есть порядка 35-40 кораблей. Новой разработке был присвоен номер 1144 (шифр «Орлан»). В 1969 году был рассмотрен эскизный проект атомного большого противолодочного корабля и одобрен для дальнейшего проектирования.
Нельзя было обойти вопрос боевой устойчивости корабля: все понимали, что просто так разгуливать по океану, искать и топить свои субмарины никакой противник не позволит. Поэтому для охраны противолодочного корабля было намечено иметь вначале по одному кораблю охранения и управления проекта 1126. Так как основная угроза исходила от авиации, это должен был быть крейсер противовоздушной обороны.
При стандартном водоизмещении в 10000 тонн он должен был нести два ЗРК большой дальности М-31, два ЗРК средней дальности М-11, две спаренные 57-мм артустановки, по два торпедных аппарата и РБУ. Эскизный проект был утверждён в июле 1960 г. Главным конструктором был П.П. Милованов (ЦКБ-17).
Поначалу, когда намечаемый корабль ПВО предполагался с атомной установкой, всё было нормально. Но когда проект 1126 по техзаданию стал рассматриваться с котлотурбинной энергоустановкой, он начал сам собой «умирать» —- ему не хватало дальности плавания и кроме того, он не «вписывался» в заданное водоизмещение. Идея о сохранении боевой устойчивости кораблей без авианосца не смогла реализоваться. Поэтому в каком-то смысле чрезмерная мощь, заложенная в комплексы оружия будущего крейсера, диктовалась именно слабой надеждой на устойчивое воздушное прикрытие.
Так как корабль охранения всё-таки был нужен, работы продолжили по новому проекту 1165 (шифр «Фугас»). Это уже был корабль с атомной энергоустановкой, вооруженный планировавшимся новейшим противокорабельным комплексом «Малахит» (48 ракет), который заменили потом на «Гранит» (32 ракеты) и также новейшим ЗРК «Форт» (на базе сухопутного комплекса С-300).
Откровенно говоря, по тем временам данная ударно-противолодочная группа была бы трудноуязвимой: даже у США тогда практически не было противокорабельных средств, кроме самолетов с управляемыми бомбами на борту. Дальность действия авиационных ракет типа «Буллпап» (не более 17 км), предназначенных для поражения кораблей, с лихвой «перекрывалась» бы зенитным комплексом, а наши ракеты (даже «Прогресс» П-35 с дальностью более 300 км) не позволяли подойти близко надводным кораблям. Единственное слабое место у этой группы —- гидроакустика, так как ограничение водоизмещения не позволяло ставить гидроакустическую станцию дальнего действия «Орион» (как на ПКР типа «Москва»).
 -
 -
Вот эта гидроакустика и поставила под сомнение необходимость постройки двух кораблей. «Боевое столкновение» показывало, что при слабом ГАК (дальность действия ГАС перекрывалась дальностью хода американских торпед) и невозможности использования вертолета (погода, авиационное противодействие) наши корабли легко отвлекались от основной цели и становились мишенями для наведенных на них многоцелевых лодок. Даже ценой 60-70 сбитых самолетов (в идеале) наши корабли всё равно не смогли бы выполнить свою основную задачу —- потопление атомного подводного ракетоносца.
Но перед глазами наших моряков уже маячили и «дразнились» американские многоцелевые атомные крейсера «Лонг Бич», «Бейнбридж», строился «Тракстан» и проектировались новые атомные фрегаты с объединенными задачами и как раз такого водоизмещения, как планировалось у нас: 8000-9000 тонн.
Вот почему проекты 1144 и 1165 решено было, согласно тактико-техническому заданию, утвержденному 25 мая 1971 г, объединить в один, с приданием атомному большому противолодочному кораблю ударных функций и переименованием его в «атомный противолодочный крейсер». Разработка проекта была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро, которое имело опыт создания и БПК, и ракетных крейсеров. Главным конструктором был назначен Б.И. Купенский, ранее работавший над проектами 50,
На стадии начала проектирования планировалась атомная паропроизводящая установка второго поколения, типа ВМ-4, как на подводных лодках. Два реактора по 75 мегаватт давали пар для турбин ТВ-12, которые при мощности в 91000 л.с. могли сообщить скорость кораблю в 31 узел.
Но с установкой ГАК дальнего действия выросло водоизмещение и мощности стало не хватать. Поскольку трехреакторная установка ледокола «Ленин» по габаритам, целому ряду требований и весу «не вписывалась», было принято решение на создание специальной двухреакторной ППУ, в четыре раза мощнее, чем предполагалось вначале. Проектирование АЭУ третьего поколения проходило с учетом накопленного опыта, уже с новым подходом к атомным установкам, как к объектам повышенной опасности. Была разработана концепция по созданию систем безопасности, включая системы аварийного расхолаживания и локализации аварии. Системы рассчитывались на проектную аварию «разрыв трубопровода теплоносителя на максимальном диаметре». Была применена также блочная схема компоновки, которая имела режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности реактора (это очень важно для недопущения теплового взрыва реакторов при обесточивании корабля), автоматическая система расхолаживания, способная «заглушить» реактор даже при опрокидывании корабля, импульсная аппаратура контроля реакторов, которая держит «руку на пульсе» у реактора, находящегося в подкритическом состоянии. Блочная компоновка позволила уменьшить габариты и улучшить эксплуатационные параметры.
В добавление к двухреакторной ППУ лично Главком ВМФ С.Г. Горшков потребовал размещения резервных паровых котлов, которые бы могли дать крейсеру ход в 17 узлов. Возможно, особенной необходимости в этом и не было, но перед С.Г. Горшковым маячила гибель атомной подводной лодки К-8 в 1970 году, а также наличие резервной ППУ на американских атомных фрегатах. Ведь в случае аварии срабатывает аварийная защита и корабли остаются, как правило, без хода и энергии.
28 ноября 1971 года состоялось рассмотрение технического проекта 1144. Фактически противолодочный вариант был удлинен и перекомпонован за счёт включения 16 пусковых установок комплекса противокорабельных ракет «Гранит» (для двух залпов, на этапе техпроекта).
Поскольку сухопутный аналог зенитного комплекса «Форт» запускался вертикально, то конструкторам пришла в голову оригинальная мысль «утопить» пусковые установки ЗУР под палубу. То же самое решение применили и для комплекса противокорабельных ракет.
Если при проектировании сторожевого корабля и даже большого противолодочного корабля ещё можно было пренебречь защитой и смириться с определением «корабль для одной ракеты», то крейсер терять таким образом было жаль.
 -
К этому времени кадров кораблестроителей, занимавшихся конструктивной защитой кораблей, практически не осталось, производство корабельной брони шло в мизерных масштабах, в основном для броневой защиты отдельных помещений, артиллерийских башен. Пришлось поднимать конструктивные чертежи проекта 68-бис, линкора «Советский Союз» и даже крейсера «Лютцов».
Было предложено и с порога отметено сплошное или даже цитадельное «линкорное» бронирование: это на 10-12 тысяч тонн увеличивало водоизмещение корабля. Было принято «соломоново» решение —- обоснована и разработана система локальной защиты наиболее важных объектов корабля.
В эскизном проекте конструктивной защиты как таковой не было: для большого противолодочного корабля это считалось излишним. Предполагалось, что стенки реактора представляют из себя настолько толстостенную конструкцию, что удар ракеты, ослабленный бортами и переборками, не представит опасности. В трубы и арматуру паропроизводящей установки были заложены дополнительные толщины.
В первоначальном техническом проекте крейсера появилась подводная конструктивная защита из системы отсеков с газоотражающей броневой стенкой. С появлением у американцев мощных противокорабельных крылатых ракет в проект была внесена и надводная конструктивная защита. Поначалу предусматривался шестидюймовый главный броневой пояс по ватерлинии, однако в процессе проектирования он был «съеден» появляющимися объёмами и весами на то или иное оборудование, которое как правило, всегда оказывается тяжелее заявленного.
Комплекс носовых зенитных ракет «Форт» было решено оставить без бортовой броневой защиты (только крышки), так как они находятся в подпалубных автономных барабанах, внутри которых находятся ещё и пусковые контейнеры. Таким образом, хотя зенитная установка получалась более громоздкая, исключался объёмный пожар в опасных для корабля масштабах. Зато противокорабельные ракеты «Гранит» с жидкотопливными двигателями и мощными боевыми частями было признано целесообразным защитить наклонной броней, которая в районе выше ватерлинии равна 100 мм, по палубе и ниже ватерлинии —- 70 мм. Имеется конструктивное прикрытие и с днища корабля, в случае возгорания ракет шахты могут быть быстро заполнены водой, кроме этого имеется система различных отсеков, сконструированных по ячеистой системе. Аналогичным «ящиком» прикрыт ангар для хранения противолодочных ракето-торпед «Метель» (на последующих крейсерах этот отсек не защищен).
Следующие объёмы, подвергнутые бронированию —- помещение главного командного пункта и боевого информационного поста, которые находятся внутри корпуса на уровне ватерлинии. Броневые бортовые стенки —- 100 мм, траверзы и крыша —- 75 мм. Броня со скосами прикрывает помещение вспомогательных паровых котлов, а также реакторный отсек. В кормовой части легкая противоосколочная броневая защита имеется по бортам (70 мм) и на крыше (50 мм) для защиты вертолетного ангара, керосинохранилища, вертолетного боезапаса и румпельных отделений, над которыми также размещено «локальное» броневое прикрытие. Бортовой брони как таковой нет, но выше ватерлинии на 2,5 метра и ниже на 1 м от носа до кормы «вставлен» утолщенный пояс. Локальное броневое прикрытие имеют также артиллерийские установки, погреба и другие комплексы оружия.
Впервые в практике отечественного кораблестроения была разработана и реализована принципиально новая схема размагничивающего устройства и способ магнитной обработки такого большого корабля.
Для головного корабля в рабочем проекте был установлен следующий список вооружения: ударные ракеты «Гранит» размещались в 20 подпалубных наклонных пусковых установках, с углом возвышения 47 градусов. Противолодочный комплекс состоял из спаренной наводящейся пусковой установки комплекса «Метель», с возможностью перезарядки (всего 5 залпов), двух 5-трубных торпедных аппаратов калибра 533 мм, одной 12-ствольной РБУ-6000, двух 6-ствольных РБУ-1000. Реактивные глубинные бомбометы создавали эшелонированную оборону и от торпед, где «на добивание» работала РБУ-1000, менее дальнобойная, но с более мощным (в четыре раза) зарядом.
Гидроакустический комплекс дальнего действия МГК-355 «Полином» (с подкильной и буксируемой антеннами, обеспечивающими обнаружение подводных лодок на дистанции до 40-50 км) и два противолодочных вертолета нового крейсера превосходили поисковые возможности БПК проекта 1134Б в 2,5 раза. Буксируемая ГАС может эффективно обнаруживать подводные цели на высоких (до 25 узлов) скоростях. Главный конструктор гидроакустического комплекса —- Д.Д. Миронов.
Артиллерийское вооружение состояло из двух одноствольных артустановок АК-100, восьми установок АК-630, а также зенитного комплекса самообороны «Оса-М», которое в будущем планировалось заменить перспективным ЗРК «Кинжал» (в этом же погребе и с этих же ПУ).
Почти все основное вооружение корабля замыкалось на боевую информационную систему «Аллея-2М», использующей информацию от внешних источников или автономно. В небоевой обстановке за БИУС сохраняются функции информационного обеспечения и решения задач управления кораблем или соединением. Для обнаружения воздушных и надводных целей на крейсере устанавливался радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг» в составе двух РЛС- «Восход» (дециметрового диапазона) и «Фрегат» (сантиметрового диапазона) с единой первичной обработкой данных. При этом РЛС «Восход» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 500 км. «Фрегат» имеет возможности освещения общей обстановки —- по надводным целям до 40 км, по воздушным —- до 400 км. Средства связи объединены в комплекс «Цунами-БМ». Специально для этих кораблей в ЦНИИ «Дельфин» был создан уникальный навигационный комплекс.
В процессе создания корабля для принятия новых технических решений был построен специальный отсек-плавучий стенд, на котором и отрабатывались вопросы залповости, воздействия пламени на старте ракет, схема обслуживания, системы пожаробезопасности, выбор оптимальной траектории пуска. На специальном полигоне проводились испытания натурных отсеков, на которых и были отработаны наиболее оптимальные схемы бронирования.
Особое внимание было уделено и отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещалась в трёх отсеках и включала два атомных реактора общей мощностью 600 мВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту.
Проводились обычные в этих случаях работы по оптимизации обводов корпуса с целью увеличения пропульсивных качеств и снижения собственных шумов (в основном за счёт снижения частоты оборотов винтов) для уменьшения помех работе ГАК.
В 1972 году состоялось утверждение технического проекта и началось рабочее проектирование с выдачей документации строителю —- Балтийскому заводу имени С. Орджоникидзе (№189) в Ленинграде. Уже во время строительства головного корабля, в июне 1977 года, приказом С.Г. Горшкова корабли проекта 1144 (вместе со строящимися лодками типа «Тайфун») были переклассифицированы в тяжелые атомные ракетные крейсера.
Для постройки нового типа корабля специально была построена поточная линия первичной обработки листовой стали. Для гибки и правки брони применялся двухплунжерный гидравлический пресс усилием 1250 тс. Значительные трудности представляли работы по освоению обработки брони и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, связанные с необходимостью получения особой чистоты поверхности и кромок. Была внедрена также новая линия плазменной резки этих сталей на машинах «Кристалл» с программным управлением.
Всего для корпуса крейсера необходимо было собрать и сварить свыше 300 объёмных секций с массой до 80 тонн. Надстройка с 70% насыщением формировалась отдельно. С целью обеспечения безопасных условий спуска корабля на воду были изготовлены специальные понтоны.
Наибольшие трудности составляли работы по организации производства и технологии сборки и монтажа агрегатов атомной паропроизводящей установки: сборка осуществлялась в цехе, откуда вывозилась вместе с баками железоводной защиты по специальному рельсовому пути в зону действия плавучего крана, затем доставлялась к достроечной набережной, где с соблюдением требований высокой точности производилась их установка и монтаж.
6 октября 1973 года новая боевая единица была зачислена в списки ВМФ СССР, то есть на него открыли штаты и 15 декабря 1975 был сформирован экипаж. 27 марта 1974 года атомный ракетный крейсер «Киров» в торжественной обстановке заложили на Балтийском заводе под строительным №800. Строительство его велось достаточно быстрыми темпами, если учесть сложность атомной энергоустановки и высокую насыщенность системами вооружения и электроники. «Киров» был спущен на воду также в торжественной обстановке 27 декабря 1977 года.
 -
Приемный акт передачи головного корабля от промышленности ВМФ был подписан 30 декабря 1980 года и после проведения всесторонних испытаний 6 марта 1981 года «Киров» был включен в состав Краснознаменного Северного флота. По традиции вместе с именем предшественника на новый корабль перешел и Краснознаменный военно-морской флаг, спущенный на первом «Кирове» в 1974 г.
22 апреля 1992 года Краснознаменный крейсер «Киров» (почетное звание присвоено 25 июля 1977 года) был переименован в «Адмирала Ушакова».
25 февраля 1978 г. были открыты штаты на второй крейсер типа «Киров», который получил название «Фрунзе». Некоторый перерыв в строительстве объясняется тем, что на вооружении ВМФ СССР появились новые высокоэффективные комплексы ракетного, артиллерийского, радиоэлектронного оружия, которое решено было устанавливать на серийные корабли. Корректировка проекта проводилась главным конструктором В.А. Переваловым, уже под новым индексом 11442.
«Фрунзе» был заложен 27 июля 1978 года под заводским №801, на Балтийском заводе, спущен на воду 26 мая 1981 года, по приказу Главкома от 7 декабря 1983 г. зачислен в состав ВМФ.
30 октября 1984 года, после окончания испытаний, вместе с подписанием приёмного акта корабль был допущен к эксплуатации и боевому применению ядерного оружия. Первый подъём Военно-Морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 года, в честь 100-летия со дня рождения М.В. Фрунзе. Эта дата приказам Министра обороны СССР была установлена как день корабля.
27 мая 1992 года «Фрунзе» получил новое имя —- «Адмирал Лазарев».
Третий корпус этого проекта —- «Калинин» (заводской №802) был зачислен в списки ВМФ 21 июля 1983 года. Закладка была произведена 17 мая 1983 года, спуск на воду —- 25 апреля 1986 года, приемный акт подписан 30 декабря 1988 года. В состав Северного флота новый крейсер вступил 21 апреля 1989 года.
27 мая 1992 года «Калинин» был переименован в «Адмирал Нахимов».
Четвертый крейсер серии был зачислен в списки 11 марта 1984 года под именем «Юрий Андропов» (планировалось название «Максим Горький»), заложен сразу же после спуска на воду «Калинина» —- 25 апреля 1986 года. С 27 мая 1992 года он стал называться «Петр Великий».
26 июля 1992 года на крейсере был поднят Андреевский флаг.
По состоянию на 2010 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКр «Пётр Великий», находится в строю.
 -
 -
Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.
Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.
Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.
В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».
Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.
Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.
Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта – целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.
Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации – перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.
Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.
Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.
Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.
В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.
 -
источники
http://army.lv/ru/proekt-1144/istorija/1142/364
http://topwar.ru/29518-modernizaciya-kreysera-admiral-nahimov-kontrakt-podpisan.html
http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2014/0124/101522275/detail.shtml
 -
Предлагаю вам еще интересную информацию о таких кораблях: вот например
 -
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |