Авторизация

Морская дуэль орла и дракона… откладывается

  • 19.12.2013, 00:07,
  • Просмотров: 0

 -

Целью военно-стратегического сдерживания Китая является сохранение под американским силовым контролем островных дуг, отделяющих прибрежные районы КНР от открытого океана, и недопущение прорыва на тихоокеанский оперативный простор ВМФ Поднебесной. При этом, судя по действиям США в связи с японо-китайским территориальным конфликтом вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), Вашингтон взял курс, который можно назвать «-Ни шагу назад!»-, и не собирается уступать Пекину ни одной морской мили.

Впрочем, выходить в Мировой океан Китаю пока что не на чем. Военно-морские силы КНР и Соединенных Штатов просто-напросто несопоставимы. И по качественному, и по количественному составу.

Так, Америке принадлежит практически половина (10 из 21) всех имеющихся в мире авианосцев. Столько их по состоянию на февраль 2013 год находилось в строю. Еще один авианосец новейшего класса «-Джеральд Форд»- был спущен на воду совсем недавно – 9 ноября 2013 года. Предполагается, что в состав ВМС он войдет в 2016 году.

Как известно, американские авианосцы действуют в составе либо авианосных ударных групп (АУГ), включающих 1 авианосец и корабли сопровождения, либо авианосного ударного соединения (АУС) – это несколько авианосцев с сопровождением. Начиная со времен Второй Мировой такого рода оперативно-тактические единицы являются основой ударной мощи ВМС США. И именно они позволяют решать широкий спектр военно-политических задач и обеспечивают комплексное и эффективное военное присутствие Америки в различных уголках мира.

Ни о каких авианосных ударных группах КНР, тем более во множественном числе, в настоящее время и речи идти не может.

Единственный китайский авианосец «-Ляонин»- официально принят в состав ВМФ НОАК 25 сентября 2012 года. Так Китай стал десятой страной в мире, имеющей военные корабли данного типа. Через два месяца было объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15, являющихся «-творческим воспроизведением»- советского Су-33. Таким образом, в области внедрения авианосцев в структуру своего ВМФ КНР делает лишь первые шаги, накапливая весьма необходимый, но всего лишь начальный опыт.

«-Ляонин»- рассчитан на то, чтобы нести три десятка J-15, а его вооружение является сравнительно слабым и ориентированным исключительно на самооборону. Основная задача корабля – служить учебной и экспериментальной платформой для постройки будущих авианосцев Поднебесной, а главная его военно-политическая функция – «-демонстрация флага»-. Китайские военные подчеркивают, что данный авианосец будет использоваться не столько как боевая единица, сколько как учебно-тренировочная база по подготовке летчиков палубной авиации.

Конечно, АУГ можно сформировать и вокруг «-Ляонина»-, но он пока не имеет достаточного количества палубной авиации и не пригоден для полноценной боевой работы. Китайский авианосец полностью укомплектуется самолетами в лучшем случае в 2016 году.

Но даже после этого АУГ на основе «-Ляонина»- будет по всем статьям проигрывать одной-единственной АУГ ВМС США, не говоря об американском военном флоте в целом.

Судите сами. Авиационная группа спущенного на воду аж в 1972 году. «-Нимица»- представлена 90 самолетами и вертолетами. Это втрое больше китайского показателя чисто количественно. Кроме того, необходимо учесть, что J-15 (он же СУ-33) – авиационный комплекс конца 80-х годов, он качественно уступает F/A-18 последних модификаций, составляющих основу американской палубной авиации.

Кстати говоря, именно «-Нимицу»- и его напарнику сейчас символически противостоит авианосец КНР в водах, омывающих берега Поднебесной. По сообщениям китайских СМИ, в конце ноября в Южно-Китайском море находились две АУГ ВМС США, включающие помимо «-Нимица»- авианосец «-Джордж Вашингтон»-. Туда же направился боевой корабль авианесущего класса ВМС Японии «-Исе»- водоизмещением 18 тысяч тонн. Станции слежения КНР зафиксировали также подход атомной подводной лодки класса «-Лос-Анджелес»- с базы ВМС США на Гуаме. Американцы с японцами планировали провести в этом регионе совместные учения, после чего одна АУГ должна отправиться в Восточно-Китайское море.

Разумеется, китайцы не сидят сложа руки, так что положение дел меняется в пользу КНР, и меняется очень быстро. Оборонный бюджет Китая в 2012 году, по данным SIPRE, составил 166 миллиардов долларов. А по оценкам IHSGlobal Insight, он удвоится за период с 2011 по 2015 годы, превысив совокупные военные расходы всех остальных стран АТР.

У Поднебесной далеко идущие планы по усилению своих морских сил, включая атомный подводный и надводный флот. И она, конечно же, не намерена останавливаться на одном авианосце. Об этом заявил официальный представитель министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь.

По сведениям China Daily, Китай уже приступил к строительству нового авианосца – исключительно китайского производства[1]. Он будет располагать бóльшим числом самолетов, нежели «-Ляонин»- – не менее двух авиационных полков, включающих истребители, самолеты-разведчики, противолодочные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы и вертолеты.

Однако перед Поднебесной стоят очень серьезные проблемы военно-технического характера.

«-Ляонин»- оснащен паротурбинной энергетической установкой, а это – вчерашний день. Разработка для авианосцев ядерной энергоустановки займет немалое время. Поэтому китайские авианосцы первых проектов, оснащенные двигателями предыдущих поколений, будут иметь ограничения по дальности хода и не смогут нести более 40 летательных аппаратов, что существенно меньше соответствующего показателя американских кораблей данного класса.

Кроме того, даже морально устаревший J-15, впервые поднявшийся с палубы в воздух в 2009 году, примут на вооружение не раньше 2014 года. Следовательно, в ближайшие годы, если не десятилетия (учитывая время, необходимое для разработки, доводки и начала серийного производства новых авиакомплексов) у Китая не будет палубного истребителя, способного на равных бороться с аналогичными летательными аппаратами морской авиации Штатов.

 -

 -

По данным известного военно-морского эксперта Ю.В. Ведерникова, до 2007 года осредненное стандартное водоизмещение единицы корабельного состава ВМС НОАК составляло порядка 1000 тонн, а средняя численность экипажа – 68 человек, что свидетельствовало о «-прибрежном»- характере китайского флота в целом. В структуре боевого состава количественно преобладали малые надводные корабли, ракетные и патрульные катера. Их удельный вес составлял 51.9%, на их долю приходилось примерно 20% противокорабельного ракетного потенциала ВМФ. Корабли морской зоны – эсминцы, фрегаты и подводные лодки – составляли 4.7, 7.9 и 13.8%, соответственно. Кроме того, китайский флот был обеспечен кораблями современных конструкций всего на 19.4%. Боевой авиационный состав ВМС НОАК на 82.7% был представлен самолетами устаревших моделей.

В целом к концу 2006 года китайский флот сохранял боевую структуру, ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах (до 500 миль). Но уже за 6 следующих лет ВМС КНР существенно увеличили свою оперативно-тактическую дальность – от 500 до 1000 миль.

В настоящее время АУГ американского флота создают реальную угрозу для прибрежной территории Китая. В случае конфликта США может нанести массированный удар палубной авиацией и крылатыми ракетами морского базирования из акваторий восточнее Лусона и островов Рюкю, при этом надежно прикрывая Тайвань. У Китая нет тактического ядерного оружия, поэтому при отражении потенциальной угрозы со стороны авианосных групп США он силами всех своих ВМС может в лучшем случае сорвать удар одной-единственной АУГ.

Китай обладает достаточно мощными противокорабельными системами наземного базирования, однако флоту, прижатому к береговой линии, они серьезно помочь не смогут.

К 2020 году ВМФ НОАК пополнится 70-ю обычными и атомными ударными подводными лодками, 84-ю эсминцами и фрегатами, двумя авианосцами и большим количеством менее крупных кораблей.

Однако новопостроенным кораблям и их вооружению следует пройти проверку на многочисленных учениях и стрельбах. Моряки должны часто выходить в море, нарабатывая необходимые навыки и умения. Но если для их американских коллег напряженный график тренировок и походов давно стал привычным делом, то китайцы проводят такого рода действия лишь спорадически. Длительное пребывание на базах, прерываемое редкими и непродолжительными походами, не обеспечивает должного уровня тактической и технической выучки. Первое в истории ВМС КНР кругосветное плавание по морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов китайская эскадра совершила лишь однажды, в 2002 году.

Тем не менее, как считает профессор Военно-морского колледжа в Ньюпорте Джеймс Холмс, если в следующем десятилетии Китай будет действовать более активно, а корабли и оперативные соединения ВМФ НОАК станут выходить в море на недели и месяцы, то они превратятся в мощную силу, тем более, что в наступившем тысячелетии в КНР строятся корабли преимущественно морского и океанского классов.

 -

 -

 -

С учетом темпов военного строительства КНР, можно предположить, что уже к 2020 году в западной части Тихого океана китайский флот будет уступать только американскому. Создание нескольких авианосцев существенно поднимет его боевой потенциал в целом. Благодаря им Китай может стать региональной сверхдержавой.

По поводу того, сколько авианосцев в конечном итоге нужно Китаю, существует несколько мнений. Наиболее популярна точка зрения, что 5–6 кораблей данного класса КНР будет вполне достаточно.

Военно-морская доктрина КНР разрабатывается с конца 1980-х годов и официально принята в 1995 г. В ее основе лежит «-Стратегия активной обороны»-, которая предусматривает создание ВМФ и поддерживающих его военно-воздушных сил, способных отразить агрессию со стороны моря и нанести превентивные удары, в т.ч. на океанском театре военных действий. На 1-м этапе, до начала XXI века, предполагалось создать группировки, способные поддерживать благоприятный оперативный режим в пределах зоны, ограниченной так называемой «-первой цепью островов»-. Это острова в акватории Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей, а также Рюкю и северные острова Филиппинского архипелага. На 2-м этапе, до 2020 года, планируется усилить флот так, чтобы он мог осуществлять оперативные действия в пределах «-второй цепи островов»-. Это Хоккайдо, Курилы, острова Нампо, Марианские и Каролинские, Новая Гвинея, а также акватории Индонезийского архипелага, Японского и Филиппинского морей. На 3-м этапе, до 2050 года, КНР намеревается создать флот, способный решать задачи в любом районе Мирового океана. При этом ВМС Китая должны еще эффективно обеспечивать интересы страны, связанные с безопасностью судоходства и разработкой морских и океанских ресурсов.

Отметим, что 1-й этап подготовки к осуществлению «-Стратегии активной обороны»- был Китаем успешно выполнен.

В настоящее время китайский военный флот не способен оказать серьезное сопротивление американским ВМС. Однако со временем он будет в состоянии нанести им серьезный и даже критический для продолжения конфликта урон. Не будем забывать, что США никогда, по крайней мере, за своими границами, не станут сражаться «-до последнего солдата»-.

Наращивание военно-морской мощи позволит Китаю обозначить свое присутствие не только в Тихом, но и в Индийском океане, через который из Персидского залива идут поставки углеводородных ресурсов. Пока Пекин не видит необходимости выходить за пределы Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. То, что интересует Китай, по словам Си Цзиньпина, находится в Азии. Но не будем забывать о 3-м этапе «-Стратегии активной обороны»-. Не будем также забывать об интересах Пекина в Африке, Латинской Америке и в Арктике.

Однако для того, чтобы сделать свои ВМС флотом мирового уровня, Китаю необходимо добиться в АТР существенных геополитических изменений. Речь, прежде всего, идет о возвращении себе острова Тайвань. Это стратегическая цель китайской дипломатии. Подчеркиваю – именно дипломатии. Военным путем тайваньскую проблему надлежащим образом не решить. Усилия китайской дипломатии на данном направлении вряд ли увенчаются успехом ранее середины века.

При сохранении позитивных тенденций в социально-экономическом развитии КНР можно предположить, что в 2030-е годы китайский флот достигнет паритета с американским в морской оперативной зоне, а в 2040-е сможет побороться с ним уже на просторах западной части Тихого океана. И только к середине века, если к этому времени будет решена проблема Тайваня, ВМС Китая смогут бросить военно-морским силам США глобальный вызов.

 -

Станислав Хатунцев

От редакции: Портал Terra America продолжает исследование тихоокеанского разворота (Pacific Pivot) во внешней политике США. Высвободив в результате ближневосточной разрядки значительные силы и средства, Вашингтон может теперь успешно сдерживать Китай, сосредоточив основное внимание в регионе Юго-Восточной Азии. Однако эксперт Центра стратегических и международных исследований (CSISСтефан Соэсанто в интервью нашему корреспонденту высказал мнение, что никакой явной стратегии по сдерживанию Китая у США нет. Тем временем, Китай делает значительные успехи в космических исследованиях и все более настойчиво заявляет о своих интересах в Арктике.

Тем не менее, как показали последние события в регионе, одна очевидная составляющая у сдерживания Китая все же есть – военная. Каково соотношение сил «-орла»- и «-дракона»-? Может ли сегодня Китай на равных играть с гегемоном в мировом океане? Как разница в мощи ВМС двух держав будет меняться со временем? Об этом – статья нашего постоянного автора Станислава Хатунцева.

теги: Китай
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031