Повторяю свой давний пост дня новых читателей …-
За свой бульбообразный нос этот самолет-гигант получил имя одного из малых северных китов – «Белый кит», или «Белуха» (не путайте с белугой – обитающим на Волге и на Каспии представителем семейства осетровых).
Airbus A-300-600ST Beluga – самолет, который возит самолеты.
“Аэробус” построил 5 таких гигантов на базе широкофюзеляжного А-300 специально для перевозки частей фюзеляжей между своими заводами в Тулузе, Севилье и Гамбурге.
Первый полет новый супер-транспорт совершил осенью 1994, а осенью 1995 получил летный сертификат. С тех пор они без устали трудятся, перевозя различные крупногабаритные и деликатные грузы. За право использовать один из крупнейших в мире самолетов в качестве рекламной площадки велись нешуточные “войны”, но фирма твердо решила – пусть продукция Airbus рекламирует только Airbus.
 -
Кстати, название “Beluga” изначально не является фирменным – его придумали летчики-испытатели, потому что самолет сильно напоминает добродушную морду кита-белухи, а уже потом принял Airbus.
Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.
На объявление директора, что к взлету готовится самолет «-Белуга»-, почти никто не обратил внимания —- еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.
И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.
Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.
Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения —- «-Белуга»- одна из бесспорных звезд салона.
Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые «-Боинги»- и «-МакДоннелы Дугласы»-, «-Фоккеры»- и «-Аэробусы»- в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.
 -
«-Белуга»- не похожа ни на что, даже на своих предшественников «-Супер Гуппи»-. Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.
С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов —- секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков «-Эрбас Индастри»- в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года —- и в Гамбург)
Эту эффективную операцию «-джаст-интайм»- осуществлял флот из четырех самолетов «-Супер Гуппи»-, о которых рассказано в предыдущей главе.
К 1991 году интенсивность «-внутрезаводских»- перевозок была такова, что «-Гуппи»- налетывали по 1 900 000 км ежегодно.
Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни —- летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)
Новых «-Супер Гуппи»- уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.
 -
Конструкторы «-Эрбас Индастри»- пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра —- скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на «-Супер Гуппи»- проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.
После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 «-Руслан»-, Боинг-747, «-Геркулес»-, «-Белфаст»-) конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.
За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).
 -
Под эту программу было создано, так называемое, «-Объединение экономических интересов»- —- международная компания специального авиатранспорта —- SATIK. Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.
Основной задачей SATIK является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.
(Что-то подобное этой компании было создано и в России —- фирма «-Авиаспецтранс»-, имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т «-Атлант —- прим. авт.)
SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками «-Эрбас Индастри»- на транспортные перевозки.
Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище «-Белуга»-. Всмотритесь в боковую проекцию —- пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.
 -
Богатый опыт «-Эрбас Индастри»- позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.
Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности «-Белуги»- в сравнении с «-Супер Гуппи»-. Да к тому же скорость возросла почти вдвое.
На новом самолете отказались от фюзеляжа «-на застежках»-. Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.
Помимо основной грузовой кабины на «-Белуге»- имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры.
 -
 -
Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.
Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную «-кличку»-.
Изменилось и хвостовое оперение —- оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.
С появлением «-Белуги»- как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 «-Руслану»- и американскому С-5 «-Гэлакси»- присоединился отличный партнер.
Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.
Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.
 -
С двигателем для «-Белуги»- тоже особых проблем не было —- остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы «-Дженерал Электрик»-. Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.
Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы «-Прэтт энд Уитни»-?
Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.
Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 «-налетал»- почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.
Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.
Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.
 -
Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.
Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.
Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить «-Белугу»-: для выдающегося самолета —- выдающийся двигатель!
Распределители роли —- кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.
Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.
Британская фирма «-Аэростракчерз»- делала для гиганта основную грузовую дверь.
 -
Немецкая «-Дойче Аэроспейс Эрбус»- —- киль и переднюю часть от киля к форкилю.
Фирма «-Дорнье»- (тоже, естественно, немецкая) монтировала для «-Белуги»- гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.
Испанская «-КАСА»- —- монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.
Фирма «-Эльбе Флюгцойгверке»- —- верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.
Голандская «-Фоккер»- (уже отделение «-Дойче Аэроспейс АГ»-) монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.
Что осталось французам? Фирма «-Латекер»- сделала носовую секцию, «-Потельер»- —- систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма «-Фижеак»- —- систему управления самолетом.
 -
И наконец фирма «-Согерма-Сосеа»- (отделение «-Аэроспосьяля»-) осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.
Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний «-Белуги»-.
Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства «-Белуги»- выглядел так:
11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.
 -
30 июня того же года «-Белугу»- торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, «-Белуга»- не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.
И вот настал самый волнующий момент —- после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.
Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет —- труженик. Чистого неба тебе, «-Белуга»-!
Летная жизнь «-Белуги»- определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.
Международная кооперация дает свои плоды —- всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.
 -
 -
По грузоподъемности «Белуха» уступает конкурентам – C-5 Galaxy компании Lockheed Martin или Ан-124 «Руслан» могут поднять в воздух больше 120 тонн груза, что почти втрое превышает возможности Airbus A300–600ST. Зато по габаритам грузового отсека (7,7х7,7х38 м) «Белухе» нет равных – даже исполинская Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 тонн способна перевозить грузы габаритами не более чем 43х6,4х4,4 м. A300–600 Super Transport был разработан и построен консорциумом Airbus, объединяющим ведущие аэрокосмические компании четырех стран, в первую очередь для своих собственных задач.
Производство деталей и компонентов самолетов Airbus разбросано по всей Европе – крылья делают на заводах Великобритании, хвостовую часть – в Испании, фюзеляж в Германии, а носовую часть во Франции. Окончательная сборка проводится в Тулузе или Гамбурге, и раньше все эти громоздкие детали доставлялись по земле или на старых Super Guppy – модифицированных версиях Boeing Strato-cruiser.
 -
 -
А еще вон какая штуковина есть
Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолёт для перевозки негабаритных грузов. Разработчик — Aero Spacelines. Разработан на основе предыдущей модификации Pregnant Guppy, выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полёт —- август 1965 г.
 -
 -
 -
 -
Про этот самолет
«-Белуга»- на 80% состоит из основных частей аэробуса А-300-600. Крыло, двигатели, кабина пилотов с приборной доской и шасси целиком взяты от последнего.
Основным структурным изменениям подвергся именно фюзеляж. Верхняя часть фюзеляжа была сконструирована заново, она имеет большую загрузочную дверь высотой 7,23 м. Дверь в открытом положении отклоняется на 67 градусов и в верхнем положении достигает высоты 11,77 м.
Длина цилиндрической части фюзеляжа составляет 21,3 м, а максимальный диаметр —- 7,4 м! Общий грузовой объем грузовой кабины составляет 1400 м3.
Длина перевозимого груза в фюзеляже «-Белуги»- может составлять 37,7 м. Из приведенной рядом схемы хорошо видны максимальные сечения грузовых кабин различных типов самолетов.
Для удобства погрузки и выгрузки груза кабина пилотов опущена вниз таким образом, что уровень пола имеет ровную поверхность и находится на высоте 5 метров от земли.
 -
Вход в кабину пилотов осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа- крышка люка служит одновременно и лестницей.
Аварийная и грузовая двери расположены по правому борту фюзеляжа. Все грузовые операции занимают не более 45 минут.
Нижний грузовой объем позволяет принимать на борт стандартные паллеты или контейнеры: 10LD- 10 или пять LD- 1, либо пять LD- 6.
Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.
Как и на обычном лайнере, на «-Белуге»- предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине —- на уровне стандарта.
Крыло на «-Белуге»- идентично крылу А-300-600R. Размах крыла —- 44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически «-чистым»-.
 -
Разработанные фирмой «-Эрбас Индастри»- уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.
Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для «-Белуги»- следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы —- самолет стал трехкилевым. Киль «-подрос»- до высоты 17,24 м, а размах горизонтального оперения стал 16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.
Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет 9,60 м.
 -
 -
На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы «-Дженерал Электрик»-, либо PW-4000 фирмы «-Прэтт энд Уитни»-. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.
Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.
Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.
Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость —- 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.
(с) К.Г. Удалов, М.А. Белощук
 -
 -
ЛТХ: |
Модификация | A300-600ST |
Размах крыла, м | 44.84 |
Длина самолета, м | 56.16 |
Высота самолета, м | 17.25 |
Площадь крыла,м2 | 260.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 86500 |
максимальная взлетная | 160000 |
топлива | 46900- 55000 |
Тип двигателя | 2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8 |
Тяга, кН | 2 х 2262.40 |
Максимальная скорость, км/ч | 820 |
Крейсерская скорость, км/ч | 765 |
Практическая дальность, км | 5200 |
Дальность действия, км | 1666 |
Практический потолок, м | 10700 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка | стандартно 45000 кг груза или максимально 47600 кг груза |
 -
 -
Кроме крупных деталей самолетов «Белуха» регулярно «глотает» и другие негабаритные грузы. Чего только не приходилось ей перевозить! И спутники, доставляемые из Европы на космодром во Французской Гвиане, и части Международной космической станции, построенные в Италии, на стартовую площадку шаттлов на мысе Канаверал в США, и даже, в одном из самых продолжительных полетов, полностью укомплектованные вертолеты из Франции в Австралию.
 -
«Белуха» оказалась идеальным транспортным средством и сейчас, когда нужно как можно скорее доставить помощь в пострадавшие районы. За один рейс она перевезла массу снаряжения – от 22 тонн палаток и походных кроватей до цельной 15-тонной передвижной больницы – системы TransHospital – со всеми ее рентгеновскими аппаратами и стерильной операционной. A300-600ST Beluga был построен на базе самолета А-300. Единственное что, был увеличен корпус верхней его части. Такой корпус имеет объем около1.400 м?, также сам грузовой отсек в длину 37.7 метров и в ширину 5.43 метра. В A300-600ST Beluga грузы помещаются через специальный люк впереди самолета над кабиной пилотов, т. е. через лоб. Для того чтобы доставлять грузы на такую высоту, в Airbus был разработан специальный погрузчик. A300-600ST Beluga способен перевозить грузы весом до 47 тонн. А при полной нагрузке и со скоростью 750 км/ч Beluga может доставлять грузы на расстояние до1700 км.
На A300-600ST Beluga установлены два двигателя General Electric CF6-80C2A8. Которые позволяют развивать скорость 750 км/ч.
 -
 -
Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.
Как и на обычном лайнере, на “Белуге” предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине – на уровне стандарта.
Крыло на “Белуге” идентично крылу А-300-600R. Размах крыла -44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически “чистым”.
Разработанные фирмой “Эрбас Индастри” уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.
Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для “Белуги” следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы – самолет стал трехкилевым. Киль “подрос” до высоты17,24 м, а размах горизонтального оперения стал16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.
 -
 -
Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет9,60 м.
На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”, либо PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.
Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.
Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.
Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость – 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.
 -
 -
 -
 -
 -
А вот и сам прототип …- Белуха :-)
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
Напомню вам дополнительно вот про такие интересные самолеты:
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |