Вчера в России вспоминали одну из трагических дат нашей истории. 2 ноября 1944 года началась депортация карачаевского народа. Высылка продолжалась три недели, за это время места своего проживания покинуло более 68 тыс. человек, которым было суждено провести долгие годы в спецпоселениях на территории Казахстана и Киргизии. Лишь после смерти Сталина отношение к ним начало смягчаться.
Окончательно же вопрос был закрыт в 1956 году, когда Президиум Верховного Совета СССР принял указ о снятии ограничений с чеченцев, ингушей и карачаевцев.
Я вспомнил свое посещение Карачаево-Черкесской республики пару лето назад, где и задавал риторический вопрос, могло ли это удовлетворить тех людей, которые провели столько лет на чужбине, или тех, кто при депортации потерял детей, братьев, родителей?
Разумеется нет. Операция по высылке целого народа уже априори является преступлением против человечности, тем более, что само обвинение в "тоталитарном коллаборационизме" было, мягко говоря, сомнительным учитывая, какое число карачаевцев воевало на фронтах Великой Отечественной войны. Другое дело, что сама эпоха диктовала определенные нормы. Сегодня они кажутся дикими, но тогда это была общемировая тенденция. Разве сталинские депортации сильно отличаются от концлагерей, которые американцы создавали для своих же сограждан японского происхождения?
Означает ли это, что о таких событиях следует как можно быстрее забыть? Ни в коем случае - напротив, подобные трагедии следует помнить и ни при каких обстоятельствах нельзя даже пытаться их оправдать. Однако нельзя допускать и обратной тенденции, когда черные страницы нашей истории (а они есть у любой страны) пытаются использовать для разжигания сепаратизма, национализма и русофобии.
К сожалению такие попытки периодически предпринимаются, и не только в отношении карачаевцев. Достаточно вспомнить, как во времена Первой Чеченской войны дудаевский "министр пропаганды" Мовлади Удугов убеждал своих соплеменников, что за восстановлением конституционного порядка последует новая депортация.
Что же касается карачаевского народа, то еще в "нулевые годы" информационные ресурсы исламистов (тот же "КавказЦентр") активно муссировали тему депортации для разжигания антироссийских настроений и призывов "выходить на Джихад", чтобы "отомстить русским". Сегодня подобная риторика встречается реже, но сама тема по прежнему используется силами, которые не оставляют надежд однажды все же разжечь на Кавказе полномасштабную войну.
Сами по себе такие попытки кощунственны, поскольку прежде всего они оскорбляют память самих карачаевцев, которые пережили те страшные годы вовсе не для того, чтобы на их костях разжигали пламя, которое поглотит их внуков и правнуков. Но, понятно, что моральные вопросы мало интересуют людей, которые пытаются разрушить межнациональное спокойствие в мирной республике, поэтому лучше просто перечислю несколько фактов и посмотрим, как они сочетаются с риторикой зарубежных кураторов.
Во-первых, сегодняшняя Россия решительно и безоговорочно осуждает любые сталинские преступления, в том числе депортацию карачаевцев. Еще в 1991 году был принят закон "О реабилитации репрессированных народов", который в числе прочих декларирует, что лица, оправдывающие подобные преступления, должны привлекаться к ответственности. Иными словами Российское Государство без какого-либо вмешательства, внешнего или внутреннего, само раз и навсегда обозначило свою позицию, объявив себя не только союзником, но и защитником всех тех, кто пострадал от сталинской политики.
Во-вторых, сам концепт об "исторической вине русских" является абсолютно ложным. Достаточно посмотреть на тех людей в советском руководстве, которые разрабатывали и осуществляли депортацию 1943-1944 г. Так уж совпало, что самые кровавые преступления большевизма совершали люди, которые не были русскими ни по крови, ни по духу. Более того, именно русский народ с первых же дней революции подвергался самому мощному и деструктивному давлению, направленному на его территориальную дезинтеграцию, культурное расчленение и выкашивание самых образованных слоев.
Ну, и в-третьих, сталинские репрессии были настолько масштабными, что по сути, в стране вообще не осталось ни одной этнической группы, которую миновала чаша сия. Невозможно сопоставить трагедии тех или иных народов, каждая из них бесконечна по своему ужасу, но давайте говорить откровенно - разве депортация карачаевцев лучше или хуже подавления тамбовского восстания, геноцида казаков на Тереке, голода в Поволжье? Это все преступления одной цепи и мы можем лишь выбирать, что следует делать с этой памятью - хранить ее как наше общее горе, как то, что должно нас объединять, или же позволить использовать ее против нас, чтобы абсолютно чуждые силы реализовывали таким образом свои преступные амбиции.
А еще больше политики мы обсуждаем тут -
https://t.me/citizen_opinion