По задумке этот танк мог стрелять электрическими разрядами тока (от сотен до нескольких тысяч ампер), поражающая дальность 4500 метров. Единственный прототип был создан СССР в 1951 году и разобран в 1955.
Уникальная разработка танка Т-34-85 "Э" (1949-1952), единственный собранный прототип, к сожалению, не сохранился.
В конце 1948 года конструкторскому бюро Жозефа Котина (после войны переехавшему из Челябинска в Ленинград) наравне с проектами тяжелого танка ИС-4 и плавающего ПТ-76 была поручена разработка уникальной машины получившей индекс "Э" - "электрический".
ЦК партии поставило следующую задачу: создать на базе одного из серийных танков машину, способную на большом расстоянии поражать бронетехнику противника мощными направленными электрическими разрядами с целью уничтожения экипажа (сам вражеский танк остается практически невредимым, остается лишь заменить проводку).
В качестве шасси был выбран надежный и полностью зарекомендовавший себя Т-34-85, боевая энергетическая установка разрабатывалась под руководством Первого Главного Управления при Совмине СССР (начальник ПГУ - Б.Л. Ванников) и с непосредственным участием академика И. В. Курчатова (Обнинск). На основе промышленного реактора Ф-2 был создан портативный реактор Ф-7-П с графитовыми замедлителями, топливо - изотопы урана 235 и 233. Энергетическая установка размером 2,1 метра на 1,35 метра и массой 2,15 тонны устанавливалась на корме танка. Мощность - 0,7 МВТ.
Вооружение: спаренное высоковольтное импульсное концевое устройство с блоком электронного преобразователя напряжения, дополнительно - импульсные трансформаторы с устройством предионизации. Радиус прямого поражения - до 4,5 километров, в зависимости от действий экипажа ионизированный канал молнии характеризуется токами от сотен, до нескольких тысяч ампер.
Характеристики машины:
- Боевая масса 33,8 тонны.
- Экипаж - 5.
- Бронирование - лоб корпуса, борт, корма 45 мм; лоб башни 90 мм, защита реактора - 75 мм.
- Двигатели: два электродвигателя с питанием от портативного реактора Ф-7-П.
Единственный построенный экземпляр испытывался в 1951-54 годах на полигоне НИИ БТВТ в Кубинке, но после закрытия проекта в 1955 году (личное распоряжение Н. С. Хрущева) машина была разобрана. В настоящий момент ее можно увидеть только в виде моделей.