Авторизация

Деревянные рыбки Монтуриоля

s9rNabk

Была у нас уже тема про Самодельные подводные лодки и даже про первую в мире подводную лодку, успешно примененную в бою, а вот теперь мне попался отличный пост блогера VIKOND65 . Даже не догадываешься, что в те времена были попытки создания таких устройств. Да, они были не совершенны и не функциональны, но это была творческая и техническая идея, двигающая технологии мира вперед.

155 лет назад, 7 февраля 1861 года, в Барселоне состоялся первый публичный показ с погружением первой испанской подводной лодки «-Иктинео»-, разработанной изобретателем Нарсисом Монтуриолем. Небольшой трехместный подводный аппарат водоизмещением 10 тонн и длиной семь метров по форме напоминал рыбу и был сделан из дуба и оливкового дерева. Он приводился в движение мускульной силой двух матросов, вращавших винт. Запас сжатого воздуха и система поглощения углекислого газа —- отсутствовали, поэтому время безопасного пребывания под водой было недолгим.

Лодка не предназначалась для практического применения и была чисто экспериментальным изделием, а также —- демонстратором технологий. На первый взгляд, она не содержала ничего авангардного, подобные субмарины с ручным приводом строились и ранее. Однако новторство Монтуриоля заключалось в том, что он сделал свой аппарат двухкорпусным. Между легким наружным корпусом и прочным внутренним располагались цистерны водяного балласта. Такая схема была применена впервые, а через несколько десятилетий она стала классической. Прочный корпус представлял собой дубовый цилиндр с толщиной стенок 15 сантиметров и диаметром всего в один метр, так что, экипаж в нем наверняка чувствовал себя не очень комфортно.

Деревянные рыбки Монтуриоля

 -

«-Иктинео»- был сделан качественно и выдерживал погружения на глубину до 20 метров, что для тех времен являлось рекордом. Изобретатель считал, что он может опускаться и на 50 метров, но проверить это на практике не рискнул. Правда, скорость аппарата, как и у большинства «-ручных»- субмарин была очень низкой: всего два узла на поверхности и еще меньше —- под водой. В 1862 году, после примерно полусотни успешных испытательных погружений, «-Иктинео»-, стоявший у причала, был раздавлен налетевшим на него пароходом. Но Монтуриоль не очень жалел об этом, так как у него уже родился проект гораздо более крупной и совершенной субмарины с двигателем.

На заставке —- артист, изображающий Монтуриоля в макете «-Иктинео»- на параде в честь для культуры Каталонии.

Деревянные рыбки Монтуриоля
Деревянные рыбки Монтуриоля

Полноразмерный макет «-Иктинео»-, выставленный в Барселоне. Обращает на себя внимание оригинальный «-сдвоеннный»- винт. Очевидно, Монтуриоль считал, что такая конструкция более эффективна.

Деревянные рыбки Монтуриоля

Вторая субмарина Нарсиса Монтуриоля строилась методом краудфандинга. Изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет. Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. А Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название «-Иктинео-II»-. При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным.

Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работваший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.

«-Иктинео-II»- имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а «-химической»- —- всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато. Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило. Поэтому «-Иктинео-II»-, как и его предшественник, получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами. И он так же был чисто экспериментальным, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.

Субмарину спустили на воду в Барселоне весной 1865 года, а 22 мая она успешно совершила погружение на 30 метров, побив тем самым рекорд «-Иктинео-I»-. Однако двигатель при этом не включался. Потом в испытаниях почему-то наступил длительный перерыв. Возможно, изобретатель занимался доводкой силовой установки и внесением каких-то изменений в конструкцию. В 1867 году «-Иктинео-II»- уже ходил по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла. Той же осенью предпринимались попытки задействовать химический парогенератор для подводного хода, но об их результатах ничего не известно. Можно лишь предположить, что они оказались не очень успешными.

Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались. Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом. Субмарину конфисковали в погашение задолженнности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили «-Иктинео-II»- на слом. Так закончились первые в Испании опыты по созданию подводных лодок.

 -

Деревянные рыбки Монтуриоля
Деревянные рыбки Монтуриоля

Чертежи «-Иктинео-II»-, на которых можно рассмотреть ее устройство. Хорошо видна двухкорпусная схема лодки.

Деревянные рыбки Монтуриоля
Деревянные рыбки Монтуриоля

Полноразмерный макет «-Иктинео-II»-, выставленный в морском порту Барселоны.

Деревянные рыбки Монтуриоля

Детали конструкции.

 -

А вот еще что  нибудь интересное про подводные лодки: вот невероятная Атомная глубоководная станция «-Лошарик»-, а вот еще немного интересного про подводные лодки:  вот посмотрите что это за Подводная двустволка, а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире. Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка» и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М»

Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930