Даже в условиях максимального благоприятствования со стороны «-золотого миллиарда»- пришедшая к власти оппозиция не всегда может справиться с ситуацией, чему пример Украина. МВФ пошел на беспрецедентное изменение своих правил ради кредитования страны, однако его уступчивость не бесконечна. Фонд признал официальный статус долга Украины перед Россией и взял паузу перед выдачей следующего транша, прикрываясь требованием к Киеву утвердить бюджет и налоговую реформу. Все в месте вызвало определенные последствия для Кристин Лагард: ей грозит судьба Доминика Стросс-Кана. А также привело к бурлению в киевских политических сферах с драками в Раде и на совещаниях правительства. Утверждение бюджета и налоговой реформы по рецептам МВФ — в некотором смысле политическая смерть для любого из проголосовавших «-за»-.
ЕС готовится продлить антироссийские санкции до выполнения Москвой Минских договоренностей. Однако по инициативе Италии в этот раз это произойдет не совсем автоматически. ОБСЕ указывает, что перемирие на Донбассе по-прежнему очень хрупкое, Россия продолжает посылать гуманитарные конвои, внутри республик продолжается подковерная борьба за власть и влияние. Об этом всем можно почитать, например, здесь.
И на закуску данные опроса среди немцев-резидентов и немцев-экспатов, которые считают главными лжецами года Меркель, Обаму и Эрдогана. Источник можно упрекнуть в маргинальности, но не стоит недооценивать немцев, с их точки зрения, все политики — просто высокопоставленные актеры, которые отыгрывают роли в связи с предоставленными сценариями. Поэтому присутствие в списке честных госдеятелей Путина, Ципраса и Хасана Роухани отражает, скорее всего, то, что эти люди придерживаются собственноручно составленных сценариев.
ФРС США на этой неделе ожидаемо повысила ставку, что, как я неоднократно писала в прошлых обзорах, неминуемо отразится на азиатских рынках и во всем мире. Да и на европейских тоже, вряд ли инвесторы будут платить европейской финансовой системе за хранение своих депозитов, если появилась возможность выручить хоть полпроцента в Америке.
Американский средний класс сдает позиции в экономическом плане, да и в смысле свобод не все так однозначно. В Фергюссоне реформируют службу полиции, утверждается, что суды города превратились в «-станок печатания денег»- для казны города и в подразделение службы полиции, а не независимую ветвь власти. ФБР на этой неделе впервые призналось во взломах ПК, исключительно в антитеррористических целях, разумеется.
Любопытно, Минобороны США вновь вспомнило про АФРИКОМ и внесло на рассмотрение Белого дома план по созданию новых военных баз в Африке (и заодно Юго-Западной Азии и на Ближнем Востоке). Бороться на этих базах будут, вестимо, с ИГ, пока Бурунди пытается преодолеть последствиянедавнего мятежа и стоит на пороге гражданской войны, в Центральноафриканской Республике резвятся вооруженные оппозиционеры из мусульманской коалиции «-Селека»-.
На Ближнем Востоке продолжается война, в которой все более активное участие принимает Иран, избавившийся от ядерного досье. На этой неделе в Сирииубили еще одного иранского генерала, это уже четвертый. Сколько же там иранских военнослужащих? Идеолог сирийской кампании Сулеймани снова посетил Москву, а МИД Ирана вновь решительно заявило, что у обеих стран нет разногласий по Сирии. Похоже, России удалось сделать то, что не получается у США — найти организованную и идеологически единую пехоту для боевых действий.
И в завершение ближневосточной темы о рождественском чуде — Запад вспомнил про Ливию, даже Лавров намекнул, что Россия готова помочь. Чудесным образом совпали по времени переговоры о едином правительстве в Ливии в Италии и подписание мирного плана ООН обоими ливийскими «-правительствами»- в Марокко. В качестве подарка ливийцам западные СМИ преподнесли рождественскую историю о том, как возмущение простых граждан изгнало из страны американский спецназ. Слеза наворачивается…- Но интересно другое: пресловутое ИГ окопалось в бывшем оплоте Каддафи — городе Сирте и планирует захватывать нефтяные месторождения. Даже глава ИГ изволил перебраться в столь многообещающую местность. Я ли одна вижу здесь повторение иракской схемы: выход на военные кадры свергнутого режима, успешное завоевание умов и сердец и создание боеспособной группировки, которая в будущем создаст «-де-факто государственное образование«-?
Стоит вспомнить о талибах, которые до 11 сентября 2001 года успешно, хоть и своеобразно управляли довольно большим, хоть и никому не нужным государством. Тогда они были повстанцами, потом стали террористами, теперь они воюют с прозападным Кабулом от Кандагара до Кундуза и с развивающимся в стране ответвлением ИГ, которое создает новую базу на севере страны и ведет бои с талибами в восточной провинции Нангархар. Аналитики говорят, что здесь ИГ вербует сторонников с помощью идеи всемирного джихада в противовес сосредоточенности талибов в границах Афганистана. Но тогда то ли это ИГ, которое действует на территории Сирии, Ирака и Ливии? Запад обязательно проиграет войну ИГ, если не разберется в применяемых терминах.
В этом смысле подход России и Ирана в сирийском вопросе более выигрышный — все, что не сирийская правительственная армия и ее союзники, то враги. Другой вопрос, у кого сколько союзников в грядущей Третьей мировой войне.
Но поговорим теперь о мире. Fitch уверяет, что экономику России ждет стабилизация в 2016 году, хотя наши экономисты не столь оптимистичны. Я тоже в сомнениях, ибо подписанный Путиным бюджет-2016 исходит из весьма оптимистичной оценки цен на нефть. Тем не менее, российский нефтесервис снижает издержки, заменяя западное оборудование китайским, а правительство не теряет надежды запустить фьючерсы на Urals. За газовой истерикойУкраины, Восточной Европы и Еврокомиссии часто забывается, что основу нашего бюджета все же составляют нефтяные доходы.
Самые бурные события происходили в Туркмении, где с помпой отмечали 20-летие своего нейтралитета. К годовщине был приурочен торжественный запуск строительства газопровода ТАПИ на глазах у восхищенных зарубежных друзей — президентов Турции Эрдогана, Киргизии Атамбаева, Молдовы Николая Тимофти, Афганистана Мохаммад Ашраф Гани, Грузии Георгий Маргвелашвили и прочих, включая Валентину Матвиенко. Президент Гурбангулы Бердымухаммедов — воистину великий человек,