Беляна- несамоходное речное деревянное грузовое судно типа речной барки одноразового использования . Название произошло от белого цвета неокрашенной древесины корпуса. В XIX веке это были самые большие речные суда, которые кроме этого имели уникальную характеристику- их грузоподъёмность составляла практически 100 % от водоизмещения!
Применялась вплоть до 20-х годов XX века для сплава их с грузом леса уложенным в трюм и поверх него по течению рек Кама, Вятка, Унжа, Ветлуга и др. до низовых безлесных районов Волги. Наиболее распространены они были во второй половине XIX века, когда бурное развитие парового судоходства привело к огромной потребности в дровах, составлявших до конца столетия (когда в качестве топлива стали применять нефть) основное топливо для пароходных котлов.
После разгрузки беляны её корпус продавался на слом, поэтому строилась она с применением металлических изделий и крепежа по упрощенной технологии, обеспечивающей достаточную для сплава прочность и удобство разборки. Управление при сплаве осуществляли при помощи лота-груза, волочившегося по дну реки за беляной и стабилизировавшего движение по фарватеру, и руля выполненного из брёвен длиной до 10 м.
Длина белян могла достигать 100 м и более, ширина- до 25 м, осадка- до 4.5 м, а грузоподъёмность могла достигать 8000-13000 т.
Литература:
1. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том 1. Под редакцией В.В.Дмитриева.- Л.: Судостроение, 1991.
2. История отечественного судостроения. В пяти томах. Том 2: Паровое и металлическое судостроение во второй половине XIX века.- СПб.: Судостроение, 1996.
3. Л.Б.Жданов. Полная энциклопедия кораблей и судов. Справочное издание.- М.: Моркнига, 2009.
Статья с сайта «-Русская DARPA»- (rusdarpa.ru)
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |