-
Помните, мы не давно
Корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению.
Этот корабль можно считать уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.).
24 июля 2012 года кораблю исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке, в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.
Давайте узнаем подробнее историю этого корабля.
 -
Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.
Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов —- история симбиоза космического и морского флотов.
 -
 -
1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля —- командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК – Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.
Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» —- Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).
 -
 -
Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР-
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты-
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства-
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта-
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов-
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.
Первые корабли проекта 1128 – Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название —- «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.
 -
 -
Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были – радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.
 -
 -
Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.
Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года-
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года-
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года-
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года-
После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия – ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260
 -
 -
Боевые работы и задания КИК
Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей —- конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты —- конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.
 -
Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом-
- «Чутотка» порезан на металлолом-
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов-
- «Сахалин» продали КНР-
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов-
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов-
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
- хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.
 -
Проект 1914.1 «Маршал Крылов»
 -
На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.
Главный разработчик —- «-Балсудопроект»-. Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.
 -
 -
Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта-
- грот-мачта с внутренними помещениями-
- бизань-мачта с внутренними помещениями-
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале-
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов-
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»-
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля-
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра-
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра-
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра-
- бульб с резонатором ГАС-
- автомобиль ЗИЛ-131-
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла-
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов-
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»
 -
 -
Корабли проекта 1914 и 1914.1 —- это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов-
- клубное помещение со сценой и балконом-
- спортивный зал с душевыми-
- вместительная баня-
- библиотека-
- ленкомната-
- канцелярия-
- парикмахерская-
- судовой магазинчик-
- столовая и две кают-компании-
 -
 -
Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами-
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами-
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем-
- офицеры – одноместные каюты-
- командование – блок-каюты-
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.
 -
 -
Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» -
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите-
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами-
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений-
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире-
- пеленгатор-радиометр «Куница» —- аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте-
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик-
 -
 -
Основные характеристики «Маршала Крылов»:
- тип – стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков-
- водоизмещение —- 23.7 тысячи тонн-
- длина – 211 метров-
- ширина 27.5 метров-
- осадка – 8 метров-
- полезная нагрузка – 7 тысяч тонн-
- скорость до 22 узлов-
- силовая – дизельный ДГЗА-6У-
- два палубных вертолета Ка-27-
- запасы: топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн, воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн-
- автономное плавание до 3-х месяцев-
- экипаж корабля – 339 человек.
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
А вот еще интересный кораблик
 -
 -
 -
-
-
-
-
 -
Обратите внимание еще вот на такие интересные корабли:
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |