В Североморске закончен первый этап восстановления одного из самых уникальных в мире кораблей. Это единственный транспортный корабль с атомной силовой установкой — лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
В доке 82-го Судоремонтного завода он прошёл процедуру восстановления и покраски корпуса. И теперь «Севморпуть» готовится к полномасштабному ремонту и вводу в эксплуатацию.
Операция по выведению лихтеровоза из дока началась в понедельник днем. Ремонтные работы на судне «-Росатомфлота»- проводились с 1 октября этого года. По информации «-Росатомфлота»-, в них были задействованы 154 производственных рабочих и 50 инженерно-технических специалистов ОАО «-82 судоремонтный завод»-. «-Лучшей оценкой результатов трудового коллектива предприятия стала лицензия Российского морского регистра судоходства, выданная ФГУП «-Атомфлот»- сроком на пять лет»-, — отмечают в компании.
«-Качество и оперативность работы, исполненной коллективом «-82 судоремонтного завода»-, приятно удивили. Судоремонтники показали, что как и раньше работают на высоком уровне»-, — приводятся в сообщении слова первого заместителя генерального директора ФГУП «-Атомфлот»- Мустафы Кашки. Он уточнил, что последнее докование «-Севморпути»- на судоремонтном заводе было в 2005 году, и на предприятии были опасения, не растеряли ли навыки специалисты.
По мнению судоремонтников, выполненный комплекс работ является сложнейшим, а по объемам может сравниться только с операциями на тяжелом авианесущем крейсере «-Адмирал Кузнецов»- и тяжелом атомном ракетном крейсере «-Петр Великий»-. С января будущего года на атомном лихтеровозе-контейнеровозе «-Севморпуть»- продолжится заводской ремонт. Ходовые испытания судна запланированы на начало 2016 года.
Ледокольно-транспортное судно «-Севморпуть»- находилось в эксплуатации с декабря 1988 года. В связи с выработкой назначенного ресурса реакторной установки (свыше 100 тысяч часов) и отсутствием востребованности лихтеровоз в марте 2007 года переведен в режим отстоя, а установка — в режим длительного хранения с возможностью последующего использования. В конце 2013 года генеральный директор Росатома Сергей Кириенко подписал приказ о восстановлении атомохода «-Севморпуть»-.
А мы с вами давайте вспомним историю этого корабля …-
Фото 2.
 -
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» —- единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.
Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:
Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.
С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «-Севморпуть»- прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива
 -
Фото 3.
 -
Восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «-Севморпуть»- запланировано к 1 марта 2016 года
В конце декабря 2013 года Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть».
Задачи, которые будут стоять перед контейнеровозом - это традиционное обеспечение Северного завоза, участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.
В настоящее время начинаются ремонтные работы, связанные с восстановлением судна. Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт судна на класс Регистра, выполнить работы по продлению ресурса ЯЭУ, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ – 1,5 года.
Ранее в соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. Данные работы приостановлены.
 -
Фото 4.
 -
Назначение
Судно предназначено для перевозки:
-лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном-
-контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.
«Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м.
Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.
 -
Фото 5.
 -
 -
Основные характеристики
Тип судна —- одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.
Длина наибольшая, м | 260 |
Длина между перпендикулярами, м | 228,8 |
Ширина наибольшая, м | 32,2 |
Высота борта у миделя, м | 18,3 |
Осадка по летнюю грузовую марку, м | 11,8 |
Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м | 10,65 |
Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3 при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т | 61880 |
Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т | 33980 |
Дедвейт судна при спецификационной осадке, т | 26480 |
Размер грузовых люков в свету: | |
- длина, м | 20,6 |
- ширина, м | 19,05 |
Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8
 -
Фото 6.
 -
Энергетическая установка
Энергетическая установка состоит из:
- Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
- Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290оС.
- Вспомогательной установки:
- 3 турбогенераторов по 1700 кВт
- 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
- 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
- Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.
Характеристика кранов
На лихтеровозе установлены подъемные краны:
1.Кран «КОНЕ»:
Грузоподъемность, т | 500 |
Скорость подъема, опускания, м/мин | 0.5¸80 |
Скорость передвижения крана, м/мин | 0.3¸50 |
Высота подъема: | |
- полная, м | 27 |
- от головки рельса, м | 12 |
Колея подкранового пути, мм | 21336 |
На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.
2. Два крана грузоподъемностью 16 тонн .
3. Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.
 -
Фото 7.
 -
Лихтеровоз был специально спроектирован для работы на Крайнем Севере. Он самостоятельно может преодолевать лёд толщиной до 1 метра. Его основным назначением в мирное время был северный завоз. Но, как и многие советские сугубо гражданские суда, он имел и военное предназначение. Имея ядерную энергетическую установку, «Севморпуть» обладает практически неограниченной дальностью хода. Он способен доставлять различные грузы в том числе и на необорудованное побережье. Для этого «Севморпуть» может транспортировать лихтеры (баржи) или самоходные транспортные и десантные средства, а также катера и гусеничные плавающие транспортёры.
 -
Фото 8.
 -
В принципе, двойное назначение советских гражданских судов — не новость. Так, атомные ледоколы типа «Арктика» при необходимости могут быть оборудованы двумя 76-мм артустановками АК-726 и четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами АК-630. Справочник «Джейнс файтинг шипс» несколько десятков крупных транспортных судов советского Минморфлота относил к вспомогательным десантным силам ВМФ СССР. Таким же образом «Севморпуть» без существенного дооборудования мог быть использован для перевозки войск, боевой техники и материальных средств в интересах вооружённых сил.
И сегодня одной из главных причин спасения этого уникального корабля стала острая потребность в создании Арктической группировки войск и восстановлении военной инфраструктуры на крайнем севере.
 -
Фото 9.
 -
В ближайшее время база на острове Котельный должна быть расширена, а новые базы появятся в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, а затем ещё в ряде пунктов, расположенных вдоль Северного морского пути. Масштаб работ и объём грузоперевозок, который потребуется для создания сети новых военных баз, требует существенного увеличения транспортных возможностей флота. И такой уникальный корабль, как «Севморпуть», подходит для этих задач как нельзя лучше.
Восстановление и ремонт атомного лихтеровоза продлится до весны 2016 года. В настоящий момент завершается формирование его экипажа. Легендарному советскому кораблю ещё предстоит поработать для восстановления мощи страны.
 -
 -
источники
http://m.ria.ru/atomtec_news/20141229/1040754189.html
http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=34
http://www.odnako.org/blogs/vozvrashchenie-atomnogo-lihterovoza-sevmorput-zavershyon-dokoviy-remont/
 -
А я вам в продолжении темы напомню еще про