С.В. Бене: «Из любой другой могилы я, восстав, уйду.
Схороните мое сердце здесь, у Вундед-Ни.»
 -
Мы как то с вами уже обсуждали
 -
Из статьи в газете «Revolutionary Worker», США
35 лет назад, весной 1973 года, сотни индейцев и их сторонников приехали в деревню Вундед-Ни (буквально – «-Раненое Колено»-) в резервации Пайн-Ридж, что в штате Южная Дакота. Они требовали покончить с убийствами и нападениями со стороны полиции и правительственных агентов, и чтобы правительство США соблюдало договора, предоставлящие коренным американцам землю и самоуправление.
На следующий день после того, как они собрались в Вундед-Ни, их окружили более трехсот агентов ФБР и Бюро по делам индейцев, полицейских, маршалов США. Индейцы отступить отказались, использовали для самозащиты оружие и 71 день выдерживали осаду правительственных цепных псов. Отвага и боевитость борцов из Вундед-Ни привлекли внимание людей всего мира – и помогли создать мощную поддержку борьбы коренных народов против несправедливости этой системы.
Давайте узнаем как это было …-
 -
Предыстория:
 -
Холодным зимним днем 29 декабря 1890 года в местечке у ручья Вундед-Ни (ныне — посёлок в резервации Пайн Ридж, Южная Дакота), солдаты Седьмого кавалерийского полка армии Соединенных Штатов расстреляли из полевых орудий и недавно принятых на вооружение крупнокалиберных пулемётов системы Гочкиса, стрелявших 37-ми миллимитровыми разрывными снарядами, следовавшую под белым флагом в свою резервацию группу индейцев мниконьжу-cиу вождя Большой Ноги, участников запрещённой властями Пляски Духов. В кровавой бойне полегло около 300 мужчин, женщин и детей из 350 бывших там.
Вождь Большая Нога тоже был убит. Многие отползли в сторону и позже умерли от ран, потери крови и начавшегося сильного мороза.
Погибло также 25 солдат, 39 получили ранения, но большинство из них пострадали от своих же пуль и шрапнели, попав под перекрестный огонь. Начинался буран, и армия покинула «поле боя», бросив трупы индейцев и оставив раненых умирать в метели. Через несколько дней, когда буран стих, туда вернулась похоронная команда. Приехал и какой-то фотограф, запечатлевший разгромленный лагерь и застывшие в гротескных позах тела убитых индейцев.
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
Солдаты побросали обнаженные трупы в вырытую наспех могилу и сфотографировались на их фоне. 20 кавалеристов получили за эту «битву» Медаль Славы Конгресса (Medal of Honor) – высшую награду Соединенных Штатов.
 -
 -
Война, нарушенные договора и бойня
Лакота (известные также как сиу) многие годы охотились в прериях Великих равнин, когда евроамериканские солдаты и поселенцы вторглись на эти земли. Лакота и их союзники арапахо и шайенны долго сопротивлялись. Под руководством вождя Красное Облако они в 1866-67 годах разбили американскую кавалерию. Американское правительство было вынуждено подписать в 1868 году «-договор в Форт-Ларами»-, признав право лакота навсегда владеть большой территорией вокруг Черных холмов – между реками Миссури и Норт-Платт.
Однако «-бледнолицые»- быстро нарушили этот договор. В Черных холмах было найдено золото. И туда, для защиты разведпартий, вторгшихся в индейские земли, прибыла кавалерия генерала Кастера. Тем временем, евроамериканцы систематически и массово истребляли бизонов – и уничтожили основу традиционной жизни лакота. В 1876 году снова вспыхнула война, в которой индейцы Равнин были, в конечном счете, побеждены. Два великих военных вождя лакота – Неистовый Конь и Сидящий Бык – были убиты.
А холодным днем 29 декабря 1890 года, в местности под названием Вундед-Ни, 500 американских солдат из 7-го кавалерийского полка, при четырех пушках, под командованием бригадного генерала Форсайта, окружили и расстреляли триста сиу из фратрии миниконжу во главе с вождем Большой Ногой (Си Танка). Эти индейцы сложили оружие и под белым флагом шли в резервацию Пайн-Ридж, пытаясь спастись от холодной зимы. Около двух сотен погибших составляли женщины, дети и старики. 20 кавалеристов получили за этот «-подвиг»- медаль славы Конгресса.
В том же году последние из лакота были загнаны в концлагеря, называемые «-резервациями»-.
 -
 -
Сто лет «-индейской политики»-
За последующую сотню с лишним лет федеральные власти постоянно старались вынудить индейцев забыть свой язык и культуру, считать себя «-американскими гражданами»- и ассимилироваться. Детей отнимали у родителей и запрещали говорить на родных языках. Христианские церкви финансировали миссионеров для обращения коренных народов. Правительство создало «-племенные советы»-, чтобы проводить свою политику в резервациях.
Результаты столетия вооруженной оккупации индейских земель и угнетения коренных народов были разрушительными для последних. В 1970-е годы продолжительность жизни лакота составляла 46 лет, а уровень самоубийств и алкоголизма были очень высоки. Кстати, в 2007 году продолжительность жизни составляла и того меньше – 44 года. При этом уже в 1973 году только в резервации Пайн-Ридж было 137 церквей – по одной на сто жителей.
Коренные американцы – одни из самых больших бедняков в США. В 1960-е годы безработица в Пайн-Ридж составляла 54%, и рабочие места прямо зависели от финансированных правительством агентств и племенных властей. В 2007 году безработных было 85%, а детская смертность – в пять раз выше, чем в среднем по США. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В резервациях крадут детей и продают их на органы. В школах процветают физические наказания.
К 1970-м индейцам принадлежала в Пайн-Ридж только половина земли, и федеральное правительство собиралось отнять у них и остальное – потому что в резервации были найдены крупные залежи урана. Армии США требовалось ядерное оружие.
Но в конце 1960-х среди коренных народов поднялось мощное движение сопротивления. И его высшей точкой был вооруженный захват Вундед-Ни в 1973 году.
 -
 -
Рождение Движения американских индейцев
Осада Вундед-Ни произошла в то время, когда протесты против Вьетнамской войны и усилившееся освободительное движение чернокожих сотрясали всю страну. Движение американских индейцев (ДАИ) было создано в 1968 году индейцами, жившими вне резерваций, в гетто больших городов.
Вдохновившись борьбой партии «-Черные пантеры»-, они организовали уличные патрули для защиты народа от расистской полиции и судов. Они верили в объединение индейцев из различных народов и племен в одно движение, выступали против племенного правительства и ранчеро, эксплуатировавших индейскую бедноту.
Активисты ДАИ повели за собой новое поколение индейской молодежи на борьбу с властями. Они помогли организовать 19-месячный захват острова Алькатрас в заливе Сан-Франциско, «-Траурный день благодарения»- возле Плимута и, в ноябре 1972 года, акцию «-Тропа нарушенных договоров»- в столицу, которая, после того, как правительство отказалось разговаривать с индейцами, закончилась семидневным захватом здания национального управления Бюро по делам индейцев.
В январе 1972 года пожилой сиу по имени Рэймонд Желтый Гром был похищен двумя белокожими расистами в Гордоне, штат Небраска. Они затащили его в помещение танцклуба «-Американского легиона»- и забили до смерти. Искалеченное тело Желтого Грома было обнаружено два дня спустя. Подобные нападения белых расистов и полиции на индейцев были в окрестностях Пайн-Ридж в порядке вещей. ДАИ привело в Гордон караван из двухсот автомашин и заставило власти выдвинуть против убийц серьезные обвинения и уволить шефа местной полиции.
Правительство было очень встревожено из-за роста влияния ДАИ среди народа. Весной 1972 года Бюро по делам индейцев поддержало избрание Дика Уилсона в председатели племенного совета. Уилсон был ультрапатриотичным реакционером, который ненавидел ДАИ. Он использовал бюджет резервации, чтобы нанять головорезов, и начал террориризировать на подвластной ему территории членов и сторонников ДАИ. Сотни людей были избиты, во многих стреляли или поджигали их жилища.
Организация защиты гражданских прав оглала-сиу возглавила тех жителей резервации, которые пытались добиться отставки Уилсона. Но тот позвонил в ФБР и попросил ему помочь. Агенты начали следить за каждым шагом членов ДАИ и Организации а Уилсон запретил в Пайн-Ридж все публичные митинги и демонстрации.
К февралю 1973 года назрела большая конфронтация.
 -
 -
Осада Вундед-Ни
Ночью 27 февраля целый караван индейцев и их сторонников на 200 автомобилях добрался до Вундед-Ни. Лидер ДАИ так писал о том, почему они прибыли именно сюда: «-Поначалу мы думали силой сбросить правительство резервации. Но быстро поняли, что это невозможно – потому что враги сильно укрепились, понастроив фортификационные сооружения, выставив пулеметы и нагнав полно федеральных маршалов и полицейских свиней. Поэтому мы и решили прибыть в Вундед-Ни – из-за исторического значения этого места для нашего народа и потому, что оно фактически расположено прямо в сердце резервации. Мы чувствовали, что, находясь здесь, заняв Вундед-Ни, мы скажем всем сиу, что у них есть кто-то, кто борется за их интересы, помогает им бороться и защищает их»-.
Захватив Вундед-Ни, бойцы ДАИ выпустили заявление, требуя слушаний по договору 1868 года и расследования злоупотреблений Бюро по делам индейцев и племенного правительства резервации.
Правительство ответило индейцам, прислав небольшую армию из вооруженных автоматами, гранатометами и слезоточивым газом 300 ФБРовцев и полицейских, усиленных 17 броневиками, вертолетами и даже реактивным истребителем. Те окружили деревню и блокировали дороги. Никому не разрешали входить, а всех выходящих арестовывали. Руководил операцией советник Никсона генерал Александр Хэйг.
Индейцы вырыли окопы и поставили на дорогах собственные блокпосты. Был создан эскадрон безопасности во главе с ветераном вьетнамской войны. Бойцы ДАИ были вооружены револьверами, дробовиками, несколькими снайперскими винтовками и одним АК-47, который упомянутый ветеран упер у государства. Люди проползали через правительственную блокаду, чтобы доставить окруженным продовольствие, медикаменты и боеприпасы.
За семь десятков дней осады почти каждый день вспыхивали перестрелки. Правительственные агенты выпустили по деревне десятки тысяч пуль, тоннами закачивали слезоточивый газ, пытаясь вынудить индейских бойцов сдать оружие и сдаться. Все требования индейцев правительством отклонялись. Индейцы стойко держались в Вундед-Ни, там, где некогда земля уже была полита индейской кровью.
 -
 -
Смелая позиция, широкая поддержка
 -
10 марта власти сняли свои блокпосты, надеясь, что индейцы уберутся сами. Вместо этого, индейцы воспользовались возможностью, чтобы укрепить свои позиции. Сотни новых сторонников прибыли в Вундед-Ни, привезя с собой припасы.
На следующий день ДАИ и старейшины сиу-оглала провозгласили возрождение «-Независимой нации Оглала»- (ННО). Несколько сот сиу, индейцев из других племен и даже семеро «-бледнолицых»- объявили себя гражданами ННО. Они требовали отношений с правительством США на условиях договора 1868 года. Впервые за многие годы лакота были свободны.
Миллионы людей были вдохновлены происходящим в Вундед-Ни. Другие индейские племена отменили арендные договора на добычу ископаемых, которые они заключили с крупными корпорациями. Индейцы из 60 различных племен проникали сквозь блокаду, чтобы присоединиться и помочь своим братья и сестрам. Телеграммы поддержки шли со всех континентов. Десятки тысяч людей участвовали в демонстрациях поддержки в городах разных концов США и планеты.
Эта широкая поддержка борьбы индейцев мешала правительству начать полномасштабное военное нападение на Вундед-Ни.
Однако правительство подтянуло подкрепления и ввело усиленные патрули, чтобы прекратить поставки в независимую деревню продовольствия, припасов и новых бойцов. Они решили заморить защитников голодом. После 11 марта все меньше и меньше припасов проходило через правительственную блокаду.
Ночью 26 марта правительство начало масштабный обстрел деревни. На следующий день против ее защитников были выдвинуты юридические обвинения. Было начато масштабное наступление и против сторонников захвата Вундед-Ни в других городах. Так, на организацию чикано в Денвере совершила набег полиция. Многих активистов арестовывали за сбор продовольствия и медикаментов для Вундед-Ни.
17 апреля защитник деревни чероки Фрэнк Чистая Вода был убит пулей правительственного агента. 27 апреля голову другого защитника Вундед-Ни, оглала Бадди Лэмонта, в куски разорвала пулеметная очередь.
4 мая Белый дом прислал индейцам письмо, в котором обещал, что его представители встретятся с лидерами сиу, чтобы поговорить о договоре 1868 года, – при условии, что индейцы сложат оружие. Те согласились прекратить свой захват. В последующие три ночи бойцы скрытно покинули Вундед-Ни, взяв оружие с собой.
Никсоновский Белый дом тут же нарушил соглашение. 31 мая помощник Никсона публично заявил: «-Дни заключения договоров с индейцами закончились в 1871-м, 102 года назад…»-
Несмотря на обещания, правительство никогда не расследовало злоупотребления Бюро по делам индейцев. Уилсон и его убийцы никогда не были под судом. Вместо этого против индейцев Пайн-Ридж был развязан новый террор. Федеральные власти в связи с захватом Вундед-Ни предъявили почти 700 обвинений.
За последующие три года в резервации и ее округе были убиты 69 членов и сторонников ДАИ. Еще более, чем на 300 человек нападали (даже на беременных женщин и маленьких детей), причем во многих стреляли. ДАИ упорно боролось, чтобы защитить народ и добиться своих справедливых требований. В этой борьбе лидер ДАИ Леонард Пелтиер был обвинен в убийстве двух агентов ФБР и угодил в тюрьму, где пребывает по сю пору, получив два пожизенных заключения.
Многие годы о Вундед-Ни помнили, как о продуваемом ветрами месте на Равнинах, где сотни беззащитных сиу были вырезаны американскими кавалеристами. Но в 1973 году к этому добавилась и другая память – более 70 дней Вундед-Ни был освобожденной территорией.
И сегодня, 35 лет спустя, этот героический вооруженный захват остается мощным символом надежды и борьбы. Храбрые дни свободы и жертвенности в Вундед-Ни 1973 года не забудутся никогда. «-В наши дни существует двойная система правосудия: для белого общества одна, для индейцев – другая. Индейцев преследуют и убивают в резервациях и на улицах городов США и Канады, но никто не был осужден за эти преступления. Потому что их совершает само расистское общество. Когда колониальные белые власти вторглись на наши земли и захватили их, никто не назвал эти действия преступными. Но когда индейцы поднялись на борьбу, это сочли преступлением. Но это не преступление. Это политическая борьба, в которой наш народ отстаивает свои права на самоопределение и человеческое достоинство, сопротивляясь жестокому угнетению»-.
/Леонард Пелтиер/
 -
 -
 -
 -
источники
http://www.mywebs.su/blog/history/11103.html
http://revbel.org/2013/02/vosstanie-indejtsev-krasny-j-tomagavk-35-let-vooruzhennogo-zahvata-vunded-ni/
 -
И еще немного про индейцев: давайте вспомним, кто такой
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |