Средние и северные Курилы можно смело называть необитаемыми. Эти туманные, вулканические острова абсолютно безлюдны. Ни души сегодня нет на Харимкотане,Чиринкотане, Экарме, Шиашкотане, Матуа и Расшуа. А по рассказам местных, нет никого и далее к югу —- на островах Ушишир, Кетой и вот этого уникального острова Симушир. Сотни километров побережий русских островов совершенно не обжиты, хотя мы владеем Курилами с 1945 года. Здесь нет рыболовных баз, поэтому в прилегающих акваториях не ловят рыбу.
Здесь нет населения, поэтому нет охотников, геологов, горняков, нет даже туристов. Даже в эфире —- полный покой. Странно, что, держась за острова, мы их не обживаем, практически бросили сразу же, как только освободили от японцев. Уходят пограничники. А между тем, Курильские острова кишат живностью —- как водной, так и сухопутной. Черпать бы и черпать. Богаты Курилы и историей. Условно ее можно разделить на 3 этапа: раннюю, японскую и советскую (российскую).
Советскую и раннюю мы более-менее знаем. А вот о японской —- до невозможности мало.
Поэтому самым загадочным и неизведанным островом Курильской гряды до сих пор остаётся небольшой о. Матуа
 -
Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.
Первое упоминание об острове Матуа найдено у Ивана Козыревского, который был на самых северных островах Шумшу и Парамушире в 1711-м и 1713-м годах и собрал много сведений о всей гряде. Матуа он называл островом Мотого. Казачий сотник Иван Черный, доходивший в 1766–1769 годах до Итурупа, называл Матуа островом Мутова.
В своем отчете он писал о нем:
«-Мутова — на нем сопка, коя по объявлению курильцев в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными поубивало. Коренье все выгорело и заметано камнем«-.
 -
 -
До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия. Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.
 -
 -
Мало того, что остров был надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, на нем еще дополнительно построили целую сеть различных военных укреплений. Много пришлось потрудиться над их возведением как самим японцам, так и военнопленным из Китая. Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и целых галерей. К этому времени остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. Но русским посчастливилось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах, — Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без боя. В этом ряду и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26–27 августа 1945 года. С тех пор остров стал русским, но до настоящего времени продолжает хранить в себе много японских тайн.
 -
Церемония сдачи в плен военнослужащих 41-го отдельного пехотного полка, входившего в гарнизон острова Матуа. Японский офицер — командир полка, полковник Уэда.
 -
После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Сравните это с трофеями, взятыми на внезапно атакованном 18 августа острове Шумшу, где одних только танков оказалось более 60 штук.
Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…
После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял. Почему? Это станет понятно, если найти цитаты из переписки Сталина и Трумэна по вопросам капитуляции Японии. По предварительной договоренности, японцы обязательно должны были капитулировать на Курилах и северной части Хоккайдо перед советскими войсками. Но Трумэн «-забыл»- об этом и в своем приказе для генерала Макартура оговорил всю капитуляцию японцев только перед американскими войсками. Сталин тут же напомнил об этом, но Трумэн стал ломаться и в конце концов выразил желание «-располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе»-. Таким островом с готовым, прекрасным аэродромом был только Матуа. Сталин в ответ попросил для своей базы один из островов Алеутской гряды. С тех пор вопросов подобного рода не возникало. Так что, в 1944-45 годах американцы, сдается, положили на Матуа глаз и по большому счету щадили его уникальные оборонительные сооружения.
О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.
Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.
Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».
Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.
На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.
В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?
Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…
В войну остров Матуа и его лётчики несли особую, стратегическую миссию по охране базы на о. Симушир. И, если бы не капитуляция Японии, объявленная императором Хирохито 14 августа и заставившая многие японские островные гарнизоны сдаться без боя, неизвестно, сколько времени наши десанты штурмовали бы Матуа, сколько бы пролилось крови с обеих сторон, особенно —- со стороны наступавших. Думаю, немалую роль в капитуляции сыграло применение американцами атомных бомб. Демонстрация всесокрушительной мощи, перед которыми не устояли бы даже гарнизоны этих островов, тоже сделала своё дело.
 -
 -
Похоже, что остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники.
 -
 -
Cеверную часть острова Матуа занимает горный массив, венчает который пик Сарычева (вулкан Фуё). Подступы и склоны густо заросли малопроходимым ольховым стлаником, выше начинаются свежие шлаковые осыпи крутизной в 60–70 градусов. Вулкан жив: последнее извержение произошло всего два года назад.
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
Практически все наземные военные объекты имеют единую соединяющую подземную галерею. Почти везде по верхней линии обороны идет узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Также на острове есть противотанковые рвы, береговая полоса на всем протяжении — в окопах и противопехотных заграждениях.
 -
 -
Все доты располагаются в определенной последовательности для эффективного использования перекрестного огня. Все ДОТы находятся в прекрасном состоянии, со стеклами в бронедверях и прекрасно сохранившейся отделкой на стенах и потолке (что-то наподобие ДВП, только из смеси морской капусты с цементом).
 -
 -
Тайн здесь очень много, и одна из них — возможная работа японцев на Курилах над химическим и бактериологическим оружием. Подводные лодки и рейдеры вермахта приходили на Курилы, косвенно это могут подтвердить даже пустые немецкие бочки тех лет, которые находят на Матуа.
 -
Аэродром расположен таким образом, что ветра, которые господствуют на Матуа (восточный, либо юго-западный) не могли помешать ни взлету, ни посадке самолетов. Если ветер вдруг изменится —- есть третья полоса, отходящая от первых под 145 градусов. Две параллельные полосы длиной по 1570 метров и шириной по 35 метров —- бетонированы. Причем качество бетона и сегодня впечатляет: на нем практически нет трещин. Надо отметить одну очень интересную деталь, которая сразу бросается в глаза: взлетные поля подогревались местной термальной водой. Она подводилась по специальной забетонированной канаве (желобу) от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева. Канавка идет между двумя параллельными взлетными полосами, а под каждой из этих полос проложены трубы — по ним вода и циркулировала. И так — на всю длину, после чего вода уходила под третью полосу, а затем разворачивалась в обратку. Таким образом, зимой с уборкой снега на взлетно-посадочных полосах у японцев проблем не было — они всегда были чистыми.
Аэродром был настоящей гордостью командующего островным гарнизоном полковника Уэда и всех старших офицеров, хотя именно он, являясь стратегическим для Курил, словно мух, привлекал к себе американских бомбардировщиков. Они почти не бомбили другие объекты на Матуа, но взлетные полосы перепахивали настолько основательно, что их ремонт занимал много времени.
Это видно на фото по многочисленным заплаткам в бетоне. Но какое качество заплаток!
(Бочки – от нашего времени.)
 -
 -
Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25. Главной целью бомбардировок было оттянуть часть японских сил, в том числе авиации, от основных ударов американцев. Надо сказать, что это американцам удалось: если в 1943 году Япония держала на Хоккайдо и Курилах в общей сложности 262 самолета, то летом 1944 года их было уже около 500. Правда, к весне 1945 года японцы забрали с Курильских островов практически всю авиацию, оставив лишь 18 истребителей на Парамушире и 12 морских бомбардировщиков на Шумшу.
То же и с людьми. Если до 1943 года на Курилах находились в общей сложности 14-15 тысяч человек, то в конце года их стало уже 41 тысяча, а в 1945 году осталось 27 тысяч. При налетах на Курилы, в том числе остров Матуа, американцы сильно рисковали из-за большой дальности. Есть разные мнения об использовании ими баз «-подскока»-, но я не об этом. Только над Матуа было сбито 50 американских самолетов с экипажами в несколько человек. Это говорит о том, что японцы дрались очень умело и были готовы к обороне. И всё же американцы бомбили остров выборочно. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как ГСМ, другие же сооружения щадились.
 -
 -
Зато с тех пор на острове полным-полно останков раритетной военной техники, которая, к счастью, оказалась недоступной для любителей чёрных металлов.
 -
 -
Была у коменданта на острове и другая гордость — это огромная сопка с правильными округлыми очертаниями, возвышавшаяся над окрестностью и уступавшая лишь хозяину — вулкану Фуе. Но об этом объекте Уэда предпочитал не говорить, гордясь им молча, про себя, — ведь в сопке располагался целый подземный город со складами, жильем, госпиталем, штабом. Это высота 124,8 метров, по предварительной информации, искусственно созданная руками японцев — проще говоря насыпная. Сейчас все входы в сопку взорваны, и лишь дороги и тщательная отделка из камня говорит о том, что здесь был важный объект. Причем камни подтесаны и тщательно пригнаны друг к другу. Цемент между ними блестел, как стекло.
 -
 -
Что интересно.
У японского гарнизона на острове Матуа, после объявления капитуляции Японии было предостаточно времени, чтобы решить все вопросы либо с уничтожением всего имеющегося там военного имущества, либо очень профессионально спрятать его на всякий случай. Единственное, что могли сделать японцы, это утопить технику и секретное оборудование в море, либо спрятать под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. До сих пор на острове встречаются замаскированные узлы и агрегаты военной техники, странные номерные стержни с резьбой, о предназначении которых можно только догадываться.Исследуя остров, можно найти много вещей и предметов, принадлежащих японским солдатам.
 -
имперская ваза
жетон солдата
мотнета Хирохито в 10 сэн
полоскательница для бритвы
 -
…В конце 1970-х годов здесь пропали трое пограничников. Сержант и двое рядовых бойцов из любопытства спустились в японские сооружения, и больше никто их не видел. Потом вычислили, что спускались они в одну из вентиляционных шахт сопки круглой. Тогда вышел приказ, строго запрещающий всякое лазание по японским выработкам. Кстати, из-за этого запрета многие пограничники, проходившие срочную на островах, за всю службу не покидали расположения части.
 -
Лаз, в котором пропали погранцы
 -
Ещё на Матуа находятся искусственно вырубленные японцами бухточки для укрытия катеров и подводных мини-лодок. Выше некоторых бухточек имеются подземные укрытия в виде штолен. Туда могли уходить экипажи кораблей в случае тревоги. Сами же корабли стояли в бухточках под маскировочными сетками.
После вывода японской армии на острове осталось очень много боеприпасов. Их вывозили в район аэродрома, складывали в штабеля и взрывали.
Этот дот — самый известный на Матуа. Говорят, это единственный дот, не связанный подземным переходом с общей подземной системой острова. У него вообще нет подземного выхода. Поэтому наши пограничники называли его дотом смертников.
 -
 -
Связана с дотом и одна интересная история, которую рассказал житель Петропавловска служивший в 1967–68 годах на пограничной заставе Матуа. Летом 1968 года специальная группа саперов из Петропавловска привезла на остров грузовую машину и собирала по всему побережью японские патроны и снаряды. Их вывозили в район аэродрома, складывали в штабеля и взрывали. -»-Взрывали, взрывали, пока не кончились бикфордовы шнуры и запалы. Тогда решили взорвать остатки в доте. Стаскали туда снаряды, закрыли металлические двери и взорвали. У дота крыша поднялась на полтора метра, а затем легла на место. Две входные двери скрутило, покорежило. На заставе, в полутора километрах, все стекла повылетали. Мы лазили в дот после взрыва, смотрели. Там, где лежала на полу куча снарядов, образовалась рваная дыра, арматура торчит. А в стенах и потолке — хоть бы трещинка образовалась. Мы брали осколки снарядов и пытались ими царапать на стенах буквы «ДМБ», но как только напишешь букву «М» — осколок выбрасывай, истерся. А затем проведешь по надписи рукой — и ее нет. Вот такой в доте бетон — железо не берет! А рядом с дотом, справа, если смотреть на Топорковый, стояла японская пушка с заклинившим снарядом в стволе«-.
…-Поражает объем выполненных здесь строительных работ. Это сколько же военнопленных потребовалось, чтобы построить фортификации Матуа? Пленных китайцев держали в земляных норах на соседнем островке Топорковом, а на этот остров привозили на работу.
Если исходить из разговоров о том, что все сооружения на Курильских островах строили китайские и корейские военнопленные, а затем японцы их казнили, то должны быть на Матуа захоронения военнопленных. Или их действительно топили в море? Но мы вообще не нашли следов пребывания на острове военнопленных —- ни развалин лагерей, ни вышек, ни могил и прочего. Всюду виден лишь конечный результат их работы —- фортификации.
Командующий Уэда умер в Японии в 1984 году, как впоследствии и его жена. Детей у них не осталось. Они жили в городе Широяма в префектуре Ишикава, которая —
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |