Авторизация

Рыцари Аутремера


Мирских возжаждал я услад,
Мирских утех.
Соблазнам всяким был я рад,
Впадал я в грех.
Улыбкой мир меня влечет.
Он так хорош!

Колючкам потерял я счет.
Все в мире — ложь.
Спаси меня, Господь,
Чтоб мир мне побороть.
Мой путь — в Святую Землю.
С Твоим крестом Тебя приемлю.
Гартман фон Ауэ. Перевод В. Микушевича

Была у нас такая тема: Саладин - меч Аллаха, давайте продолжим.

За почти девяносто лет, прошедших между основанием Иерусалимского королевства и поражением христианской армии в Хаттине в июле 1187 г., армии Аутремера были единственной силой, которая помогала европейцам удерживаться в Палестине. При этом их состав был несколько иным, чем в традиционных феодальных войсках того времени. Прежде всего, в них входили «вооруженные паломники», например, воинствующие монахи (т.е. рыцари-тамплиеры и госпитальеры). Самым необычным однако было то, что в них были совершенно неизвестные на Западе типы бойцов: сержанты и туркопулы. Необычной была и система «арьер бан», в то время в Европе не применявшаяся!

Познакомимся же с войсками европейцев в Палестине более подробно.



Совет баронов Иерусалимского королевства. Себастьян Мамерот и Джордж Кастеллиан «История Аутремера», написанный в 1474-1475 гг. (Бурж, Франция). Национальная библиотека, Париж.


Бароны и рыцари

Как и на Западе, костяк армии Иерусалима состоял из рыцарей, которые жили и вооружались за счет доходов с пожалованных им поместий. Это могли быть как светские лорды (бароны) так и церковные (епископы и независимые аббаты). Последние выставляли около 100 рыцарей каждый, причем, судя по записям Джона Д'Ибелина, епископ Назарета должен был выставить шесть рыцарей, Лидде 10 рыцарей соответственно.

Важно помнить, что термин «рыцарь» не относится к одному человеку, а описывает боевую единицу, состоящую из рыцаря на боевом коне плюс один или несколько оруженосцев, а также его верховой лошади (полфри) и нескольких вьючных лошадей. Рыцари должны были иметь доспехи и оружие. Оруженосцы - иметь все это по возможности.

Бароны поддерживались младшими братьями и своими взрослыми сыновьями, а также «домашними рыцарями», то есть людьми без земельных владений, служивших барону в обмен на годовую заработную плату (как правило, это были платежи в натуральной форме: стол, услуги и квартира, а также конь и оружие). Джон Д'Ибелин предполагает, что количество таких рыцарей имело место быть в пропорции от 1: 2 до 3: 2, что дает основание нам, по крайней мере, удвоить список выходящих на поле боя рыцарей Иерусалимского королевства. Но опять-таки это и затрудняет их подсчет. У кого-то они были, у кого-то не были совсем!

Удивительно, но экономические отношения, в которые все они при этом вступали, были часто совсем не похожи на европейские. Так, например, барон Рамле был обязан выставить четырех рыцарей в обмен на право сдавать в аренду пастбища бедуинам. Часто на них шли доходы от таможенных пошлин, тарифов и других королевских источников дохода. В процветающих прибрежных городах Аутремера было много таких «ленников», военнообязанных королю.

Часть рыцарей набирались из младших сыновей и братьев баронов или в войско из числа безземельных вооруженных паломников, желающих остаться в Святой Земле. При этом они приносили ленную присягу королю и становились его рыцарями, а он их кормил, вооружал и одевал. На Западе такое в то время только-только начиналось.


Вооруженные паломники

Святая Земля, в отличие от Запада, извлекала выгоду из того, что в любой момент, но чаще с апреля по октябрь, привлекала десятки тысяч паломников, как мужчин, так и женщин, приносивших королевству большие доходы, часть из которых шла на «покупку» рыцарей и прочих наемников, способных в случае чрезвычайной ситуации встать в строй и сражаться. Иногда бароны приводили с собой небольшие частные армии из слуг и примкнувших к ним добровольцев, и эти силы тоже можно было использовать для защиты Святой Земли. Хорошим примером является граф Филипп Фландрский, который прибыл в Акку в 1177 году во главе «ощутимой армии». В его армию входили даже английские графы Эссекс и Мит. Но чаще отдельные рыцари были именно паломниками и шли воевать только по необходимости. Одним из таких примеров является Хьюг VIII де Лузиньян, граф де ла Марш, который оказался в Палестине в 1165 году, но в конечном счете умер в сарацинской тюрьме. Другим примером является Уильям Маршал, который прибыл в Святую Землю в 1184 году, чтобы выполнить обет крестоносца, данный его молодым королем. Вот даже как бывало! Поэтому невозможно знать точно, сколько «вооруженных паломников» – и не только рыцарей – принимали участие в сражениях между военными силами Иерусалимского королевства и его противниками мусульманами.


Рыцари-монахи

Еще одной «аномалией» армий Аутремера были, конечно, большие отряды боевых монахов – среди которых наиболее известными были тамплиеры и госпитальеры, рыцари святого Лазаря, а несколько позже тевтоны. Дэвид Николь в своей книге о битве при Хаттине предполагает, что к 1180 году тамплиеров было около 300 человек (только рыцарей!), а госпитальеров 500 рыцарей, но многие из них были разбросаны по своим замкам и все вместе единой силой собраться не могли. Бесспорным является тот факт, что 230 тамплиеров и госпитальеров пережили битву при Хаттине 6 июля 1187 г. Учитывая то, что битва продолжалась два дня, представляется разумным предположить, что оба ордена понесли серьезные потери, прежде чем сражение закончилось. Вполне вероятно поэтому, что их могло быть около 400 человек, как госпитальеров, так и тамплиеров, а еще там были рыцари св. Лазаря, вооруженные паломники из Европы и рыцари Иерусалимского короля, то есть армия впечатляющей силы.


Рыцари Аутремера XIII в. История Аутремера Гильома де Тира. Коллекция Уайта Томпсона. Британская библиотека.


Пехота

В современных изображениях средневековой войны часто упускается из вида, что рыцари в средневековых армиях были самым малочисленным контингентом. Пехота же составляла основную часть любой феодальной армии и была далеко не лишним ее компонентом, хотя и сражалась она совсем не так, как это многие сейчас себе представляют. Причем, если на Западе пехота в XII – XIII в. состояла в основном из крестьян (плюс наемники), то в государствах крестоносцев пехота набиралась из свободных «бюргеров», получивших землю в ходе крестовых походов, ну и плюс наемники, разумеется.



Саладин встречается с Бальяном II Д'Ибелином. Себастьян Мамерот и Джордж Кастеллиан «История Аутремера», написанный в 1474-1475 гг. (Бурж, Франция). Национальная библиотека, Париж.


Наемники

Если проституция является древнейшей профессией на земле, то наемники должны принадлежать ко второй древнейшей профессии. Наемники были известны еще в Древней Греции и в Древнем Египте. В феодальное время ленники обязаны были служить сюзерену в течение 40 дней подряд, и кто-то же должен был служить вместо них, когда их очередь заканчивалась?! Кроме того, некоторые военные навыки, такие как стрельба из лука и обслуживание осадных машин, требовали большого опыта и практики, которых не было ни у рыцарских слуг, ни у крестьян. Наемники на средневековых полях сражений были повсюду. Они были и в Аутремере, и, вероятно, были распространены там даже более, чем на Западе. Но без цифр в руках этого не докажешь.



Государства крестоносцев в Аутремере.

Сержанты

Гораздо более интересная и необычная особенность армий крестоносцев государств были «сержанты». Потому что «крестьяне» в Аутремере в основном состояли из говорящих на арабском языке мусульман, и короли Иерусалима не были склонны полагаться на этих людей, чтобы заставлять сражаться против единоверцев. С другой стороны, лишь одна пятая часть населения (ок. 140000 жителей) была христианами. Все поселенцы были общинниками и селились ли они в городах, как купцы и торговцы, или в сельскохозяйственных районах на королевских и церковных землях, все они классифицировались как «бюргеры» - то есть не крепостные. Эти общинники, которые добровольно прибыли в государство крестоносцев, автоматически становились свободными и должны были идти на военную службу в случае необходимости, и вот тогда-то их и классифицировали как «сержантов».

Термин «сержант» в контексте военной практики Аутремера похож на термин «человека с оружием» эпохи Столетней войны. Это означает, что финансовые средства для приобретения доспехов: стеганых гамбезонов и прошитых акетонов или в редких случаях доспехов из кожи или кольчуг, а также шлем и какое-то пехотное оружие, копье, короткий меч, топор или моргенштерн, он получал от представителей королевской власти.



Битва при Аль-Бугайа (1163). Себастьян Мамерот и Джордж Кастеллиан «История Аутремера», написанный в 1474-1475 гг. (Бурж, Франция). Национальная библиотека, Париж.

Не удивительно, что сержанты были бременем для городов, но и тамплиеры и госпитальеры содержали значительные силы «сержантов». И хотя они не были так хорошо вооружены как рыцари, они имели право на двух лошадей и одного оруженосца! Не ясно, однако, распространялись ли подобные установления на сержантов короля и церковных владык.



Битва при Тире 1187 г. Себастьян Мамерот и Джордж Кастеллиан «История Аутремера», написанный в 1474-1475 гг. (Бурж, Франция). Национальная библиотека, Париж.

Туркопулы

Пожалуй, самый экзотический компонент армий Аутремера - это так называемые туркопулы. Есть множество ссылок на эти войска в записях того времени, и они явно играли значительную роль в вооруженных силах крестоносцев, хотя нет однозначного определение того, кто и что они собой представляли. Это были явно «родные» для тех мест войска, и можно предполагать, что это были наемники из мусульман. Примерно половина населения в государствах крестоносцев были, кстати говоря, христианами не латинского толка, и несомненно, что из этого сегмента общества можно было также набирать войска, ненавидевшие мусульман. Армяне, к примеру, составляли значительную часть населения в Иерусалимском королевстве, имели там свои кварталы и свои собственные соборы. Сирийские христиане говорили на арабском языке и выглядели как «арабы» и «турки», но как христиане это были надежные войска. Были также греческие, коптские, эфиопские и маронитские христиане, и все теоретически подлежали призыву на военную службу, и как христиане, живущие в этом регионе, вероятно, давали латинянам готовых воинов. Они хорошо помнили оскорбления и притеснения со стороны мусульман, а тут им предоставлялась возможность с ними поквитаться.



Рыцарь Аутремера. Рисунок А. МакБрайда. Обратите внимание, насколько детально проработана каждая мелочь. Причем, мечи нарисованы по реальным образцам, описанным Э. Оакшоттом.

Арьер бан

Короли Иерусалима имели также право объявить «арьер бан»», по которому свободный человек должен был встать на защиту королевства. Говоря языком современности, это означало тотальную мобилизацию. Примечательно, что король Иерусалима мог держать своих вассалов на службе в течение года, а не только 40 дней, как на Западе, но это было связано с угрозой самому существованию христиан в том или иной районе королевства, а то и угрозой всему королевству, и пока угроза не исчезала, войска не распускались! Но если король отправлял армию за пределы королевства для наступательной экспедиции, он должен был оплатить своим подданным оказанные ему услуги!

Автор Вячеслав Шпаковский
источник https://topwar.ru/97198-rycari-autremera.html



Давайте вспомним, Как Деникин Чечню усмирял, а вот что такое Боксерское Восстание и Восстание тайпинов
  • Нравится
  • 0
теги: История
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930