Авторизация

Правящие династии Дальнего Востока

--- EDITORS NOTE -- RESTRICTED TO EDITORIAL USE - MANDATORY CREDIT  "- AFP PHOTO / KCNA via KNS "-  -  NO MARKETING NO ADVERTISING CAMPAIGNS   -   DISTRIBUTED AS A SERVICE TO CLIENTS<-br />-<br />(FILES) This picture released by North Korea’-s official Korean Central News Agency on September 10, 2011 via the Tokyo-based Korean News Service (KNS) shows North Korean leader Kim Jong-Il (R) and his son Kim Jong-un (2nd L) appearing at a military parade to celebrate the 63rd founding anniversary of the Democratic People’-s Republic of Korea in Pyongyang on September 9, 2011.  North North Korean leader Kim Jong-Il has died aged 69 of a heart attack, state media announced on December 19, 2011, plunging the impoverished but nuclear-armed nation into uncertainty amid a second dynastic succession.       »- width=»-600″- height=»-400″- /></p><div><div><div id=Фото: AFP / KCNA / East News

С незапамятных времен люди склонны передавать власть по наследству. Старая советская шутка о том, что сын генерала не может стать маршалом, потому что у маршала тоже есть сын, вполне отражает логику большинства человеческих обществ. Спору нет, отход от сословной системы отчасти изменил ситуацию, но куда меньше, чем хотелось бы многим. В общем и целом у кормила и политической, и особенно корпоративной власти куда чаще, чем следовало бы в соответствии с теорией вероятности, оказываются те, чьи отцы и деды стояли у тех же самых кормил. В этом отношении интересна ситуация, сложившаяся в регионе, который его обитатели привыкли называть Северо-Восточной Азией, а в России обычно именуют Дальним Востоком. В четырех государствах — Китае, Японии, Северной и Южной Кореях — сейчас у власти находятся люди, чьи родители либо сами были правителями, либо входили в их ближайшее окружение.

Как то мы уже с вами читали РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЛЕГЕНДЫ про КимЧен Ира, а вот интересная информация в продолжении этой темы …-

Товарищ Си — сын товарища Си

Начнем с Китая, во главе которого находится товарищ Си Цзиньпин — Председатель Китайской Народной Республики и Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая. Нынешний лидер КНР — представитель «принцев». Так называют состоящую примерно из 200 человек группу детей близких соратников Мао Цзэдуна, играющую сегодня заметную роль в китайской политике и полу-частном бизнесе.

Отец Си Цзиньпина — Си Чжунсюнь, выходец из помещичьей семьи, вступил в Компартию в 1928 году и вскоре стал одним из ведущих командиров Китайской Красной Армии. Именно силы Си Чжунсюня в начале 1930-х заняли и удержали городок Яньань, в который после Великого Похода пришли части Мао Цзэдуна и который потом, вплоть до победы коммунистов в 1949-м, оставался ставкой руководства Компартии — «красной столицей страны». После образования КНР Си Чжунсюнь продолжил карьеру, стал членом ЦК и вице-премьером, но затем попал в опалу и оказался в тюрьме, откуда его вызволил уже Дэн Сяопин. При Дэне Си-старший дослужился до члена Политбюро и был назначен губернатором важнейшей и богатейшей провинции Гуандун. В этом качестве Си стал одним из главных сторонников развития специальных экономических зон и максимального привлечения иностранного капитала в страну. Кстати, последние годы своей долгой жизни он, уже будучи персональным пенсионером, провел в Шэньчжене, самой известной и успешной из таких зон.

Ветеран гражданских войн и близкий соратник реформатора Дэн Сяопина имел немало возможностей для того, чтобы помочь карьере своего сына, который сразу после вуза стал секретарем одного из близких друзей отца в Канцелярии Госсовета и Центральном военном совете. Правда, после этого Си-младший покинул столицу и начал восхождение по карьерной лестнице с низовых должностей в провинции Хэбэй, постепенно поднимаясь все выше и выше, дослужившись со временем до члена Политбюро, а затем и руководителя страны.

 -

Отец нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина — близкий соратник Великого кормчего Си Чжунсюнь. 1987 год
Отец нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина — близкий соратник Великого кормчего Си Чжунсюнь. 1987 год
Фото: Xinhua News Agency / eyevine / East News

Мажор в квадрате

В Японии у власти сейчас находится ровесник Си Цзиньпина — Синдзо Абэ (Си родился в 1953, а Абэ — в 1954-м). Но, в отличие от семейства Си, высокопоставленные политики были в роду Абэ не только по отцовской, но и по материнской линии.

Его дед по отцу, Кан Абэ, выходец из семьи помещиков и производителей саке, впервые избрался в парламент в 1937-м и оставался депутатом до своей смерти в 1946 году. Кан Абэ умер в молодом для японского политика возрасте 52 лет, и поэтому так и не успел занять заметных должностей, но его сын (и отец нынешнего премьер-министра) Синтаро Абэ дослужился до министра иностранных дел. Правда, и его карьеру оборвала смерть: Синтаро скончался в 1991-м, когда многие полагали, что он станет следующим премьер-министром.

 -

Синтаро Абэ держит на коленях своего сына Синдзо. 1956 год
Синтаро Абэ держит на коленях своего сына Синдзо. 1956 год
Фото: The Asahi Shimbun / Getty Images

Дед Синдзо Абэ по материнской линии, Нобусукэ Киси, так же был влиятельным политиком — в 1957-60 годах он занимал пост премьер-министра. А до этого Нобусукэ Киси занимал министерское кресло еще во время войны, в печально знаменитом правительстве Тодзио, и чудом избежал Токийского трибунала. Кстати, родной брат Нобусукэ Киси, который, впрочем, вырос в другой семье и имел другую фамилию, тоже побывал премьер-министром. Так что по, так сказать, «аристократичности» происхождения у Синдзо Абэ нет равных среди восточноазиатских руководителей.

Между тем принадлежность к столь известному семейству создает для Синдзо Абэ имиджевые проблемы. Для большинства жителей соседних стран он — потомок военных преступников или по крайней мере выходец из семьи, которая сыграла важную роль в развертывании японской агрессии в регионе. Понятно, что сейчас, когда антияпонские настроения — как вполне искренние, так и искусственно нагнетаемые местными элитами — играют важную роль в соседних странах, такое родство не слишком помогает в решении дипломатических задач. Впрочем, сами японцы, которым уже порядком надоело каяться за прегрешения предков, не видят проблемы в том, что главой их правительства является человек, предки которого руководили страной в годы войны.

 -

 -

Папина дочка

Прошлое, связанное со Второй мировой и японской агрессией, считается одним из «скелетов в шкафу» другого правящего семейства — корейского. Нынешний президент Кореи Пак Кын Хе — первая женщина, занявшая этот пост, однако ни для кого не секрет, что ее выбрали главой государства в первую очередь благодаря известной фамилии. Проще говоря, на руку Пак Кын Хе сыграло то, что она — дочь президента Пак Чон Хи, его, так сказать, реинкарнация. Любопытно, что Пак Кын Хе почти сверстница Си и Абэ — родилась она в 1952 году.

 -

Молодая Пак Кын Хе и ее отец — президент Пак Чон Хи
Молодая Пак Кын Хе и ее отец — президент Пак Чон Хи
Фото: Reuters

Пак Чон Хи, выходец из бедной крестьянской семьи, сначала получил педагогическое образование, а потом пошел служить в японскую армию (точнее — в контролируемую японцами армию марионеточного государства Маньчжоу-го). Многочисленные противники Пак Чон Хи часто вспоминают об этом, описывая покойного президента как идейного коллаборациониста и предателя нации. Впрочем, с теми же основаниями его можно считать и коммунистом: после падения Японии Пак был одним из руководителей коммунистического подполья в южнокорейских вооруженных силах, но потом разочаровался в учении Ленина-Сталина, воевал на стороне Юга в Корейской войне, а в 1961-м, совершив военный переворот, стал диктатором страны. Удивляться тут нечему: подобные причудливые идеологические метания были очень характерны для корейского общества середины XX века.

Правил Пак Чон Хи с 1961 по 1979 год. В памяти одних корейцев этот период остался временем подавления свобод и авторитаризма, а в памяти других — эпохой невероятного экономического роста, благодаря которому Южная Корея из бедной развивающейся страны превратилась в одного из «азиатских тигров». Первая точка зрения на роль Пака в истории распространена в основном среди интеллигенции, вторая разделяется большинством населения государства. Именно поэтому в декабре 2012-го Пак Кын Хе победила на выборах. Впрочем, на ней политическая династия прервется: детей у Пак Кын Хе нет, а переизбираться на второй срок южнокорейский президент не может.

 -

 -

Наследный принц коммунистической династии

Наиболее наглядно тезис о том, что государственная власть имеет свойство переходить по наследству, можно проиллюстрировать ситуацией, сложившейся в Северной Корее. В 2011-м, после смерти маршала (посмертно — генералиссимуса) Ким Чен Ира, руководителем страны стал его сын — Ким Чен Ын, третий представитель единственной в мире «коммунистической династии» (впрочем, от коммунизма, что бы ни имелось в виду под этим термином, в КНДР остались, пожалуй, только флаги и риторика).

 -

Основатель «коммунистической династии» Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир на футбольном стадионе в Пхеньяне. 1992 год
Основатель «коммунистической династии» Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир на футбольном стадионе в Пхеньяне. 1992 год
Фото: AFP / KCNA / East News
Дед Ким Чен Ына, сын богатого крестьянина и школьного учителя, Ким Ир Сен, в молодые годы ушел сражаться с японскими захватчиками. Воевал он геройски, но не слишком успешно, потом укрылся в СССР, где стал капитаном Красной Армии. Именно в таком качестве в 1945-м Ким Ир Сен вернулся в Пхеньян, где с помощью советских военных превратился в высшего руководителя страны. На протяжении своего почти полувекового правления, он не только искусно лавировал между Москвой и Пекином, но и создал в стране по-своему уникальный культ личности.

После смерти Ким Ир Сена в 1994-м главой государства стал его старший сын Ким Чен Ир, а после его кончины власть опять перешла по наследству — Ким Чен Ыну, третьему сыну Ким Чен Ира, назначенному наследником только за год до неожиданной смерти последнего. Ким Чен Ын, как говорится, попал в тренд: все его коллеги в соседних странах, как мы видели, тоже наследственные руководители. Впрочем, Ким Чен Ын много моложе других лидеров: он родился в 1984-м, а не в начале 1950-х. Ограничений на срок правления в КНДР не существует, оппозиции — тоже, так что у него есть шансы руководить страной даже в то время, когда и Си, и Абэ, и Пак уже покинут свои посты.

Какой же урок можно извлечь из всего вышесказанного? Пожалуй, грустный: страна может считать себя демократической или коммунистической, но старая полуфеодальная логика семейных связей не исчезает. Нравится это кому-то или нет, но монархия — явление довольно естественное. Хоть и не обязательно разумное.

 -

источник Андрей Ланьков профессор университета Кукмин (Сеул)

Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Рецепты для мультиварки Авиация Авто Англия Война Вопрос Древности Еда Живая природа Загадка Интересно Интернет История Как это делается Кино Китай Компьютер Корабли Космос Литература Медицина Мои фото Море Наука Оружие Перлы Персона Политика Происшествие Разоблачаем Россия Рыба СССР США СамыйСамый Сооружение Творчество Техника Технологии Традиции Юмор
Опрос
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031