Авторизация

Французская звезда русского радио

  • 18.10.2013, 00:07,
  • СССР
  • Просмотров: 0

Радиоприемник. Его функциональное назначение одно —- принимать радиосигнал и воспроизводить его низкочастотную составляющую. А что там будет, музыка, высокопарная речь политика, футбольный репортаж со знаменитым Озеровским: «-Гооолллл!!!!»-. Ему все равно. А вот как он выглядит, нам не все равно. Поэтому приемники всегда оформлялись с каким то непонятным сразу смыслом.

Глазу приятно, коснешься клавиши или ручки настройки и ты попадаешь в иной мир. Мир с инопланетными звуками, человеческими голосами и прекрасной музыкой. Одной из звезд советской радиопромышленности, но с французскими корнями был радиоприемник «-Звезда-54″-.

Ни один советский вещательный радиоприёмник не имеет такой интригующе-загадочной интимной истории, в которой смешалось всё —- политика, культура, идеология и, в не последнюю очередь, радиотехника, производство и происхождение. В начале 2004 года радиоприёмник Звезда-54 выставлялся на одной из самых известных антикварных аукционных продаж в Москве по цене US $ 1000 (!) и был успешно продан, разумеется неизвестному, но иностранному подданному, у которого изображение звезды на лицевой панели вызывало если не историко-ностальгические чувства, то ощущение советского социалистического кича точно.

С радиотехнической точки зрения «-Звезда-54″- являлась ординарным бытовым радиоприёмником и по существующему тогда ГОСТ,у относилась к 2 классу, то есть занимала промежуточную качественную нишу. Однако, по внешнему виду она выделялась среди всех современников так, как отличаются топ модели на подиуме от рядовых подружек, одевающихся в предложенные от кутюр, но уже серийно адаптированные для производства наряды.

Основным вызывающим, если не шокирующим ощущением от радиоприёмника был советский пятиконечный краснозвёздный символ на абсолютно роскошном буржуазно-капиталистическом фоне, не говоря уже о наименовании. И тогда, в далёкие времена пятидесятых годов, и сегодня Звезда-54 не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы мельком, случайно, увидел этот, безусловно по своей сути предмет эпохи или, как профессионально выражаются археологи, элемент культурного слоя.

Итак, прежде чем окунуться в 27 подлинных рукописных листов архивного фонда 35 (ИРПА), описи 1-1, дела №88 от 25.12.1953 года под заглавием: «-Протокол заседания экспертно-художественного совета по обсуждению приёмника Звезда-54 и др.»- кратко коснёмся исторических особенностей той эпохи, вернее, её социалистической специфики.

Начало пятидесятых годов прошлого века обозначило некую властно-административную стагнацию. Высшему руководству стало ясным, что физические дни лидера Иосифа Виссарионовича Сталина сочтены.

Тем не менее, дряхлеющий великий вождь не оставил попыток выискивать врагов социализма внутри страны, велись крупные дела по еврейскому космополитизму в искусстве и науке, разноэтническим врачам-вредителям и прочие, в том числе и по уголовному наказанию слушателей вражеских радиоголосов. Все выжидали, а по сути выживали, включая ближайших соратников, и заканчивая обыкновенным народом, стихийные стремления последнего к хорошей и красивой жизни были всегда: эти перманентные мечты остались и сегодня, может быть, ещё в большем размере. Надежду, конечно неосознанную, дала смерть лидера 5 марта 1953 года.
Капиталистическая красивая жизнь была тайным вожделением у всех, включая самых закоренелых ортодоксов, и сегодня нет исторического смысла, да и документальных данных о том, кто первый увидел роскошный и экстравагантно модный французский радиоприёмник «-Эксельсиор»- и далее дал команду на его воспроизводство в СССР.

Великолепный SNR Excelsior 55 на первый взгляд совершенно оригинален:

Такой посыл мог идти только с самого верха, от членов высшего партийного руководства (в том числе и по подсказке собственных модных и по тем временам весьма обеспеченных детей). Радиоприёмник также мог замечен во время зарубежной командировки, либо при просмотре зарубежных образцов в Торгово-промышленной палате. В любом случае очередным вождям надо было чем-то компенсировать народную скорбь, а так же выказать свою пострепрессивную демократическую направленность, и исторически достаточно быстро.

Выскажем гипотезу, что предложение о копировании радиоприёмника исходило от Л.П.Берии, после смерти И.В.Сталина одной из ключевых политических фигур, и вероятному претенденту на высший государственный пост. Подготовка к серийному производству и сам выпуск не случайно были возложены на предприятие п/я 3371 Министерства электростанций и электротехнической промышленности (МЭСЭП), куда вошла радиотехническая промышленность после кратковременного объединения министерств после смерти И.В.Сталина.

Предприятие п/я 3371 (гражданское наименование предприятия завод «-ИШ»-, оно было организовано на базе бывшего Московского велосипедного завода имени Н.М.Шверника и во время войны занималось выпуском зенитных артиллерийских комплексов) являлось базовым для экспериментального производства радиотехнических средств по первому морскому зенитно-ракетному комплексу «-Комета»-, в доработанном наземном варианте «-Беркут»-, позднее известном как зенитно-ракетная система ПВО С-25. Там же выпускался и народный приемник «-Москвич»- (тоже скомбинированный из западных образцов. (http://omega.gorod.tomsk.ru/index-1275909564.php). Сын Л.П.Берии С.Л.Берия являлся главным конструктором, а видный советский радиоспециалист П.Н.Куксенко, руководитель диссертационной работы С.Л.Берия, был в проекте главным конструктором систем наведения и радиотехнического обеспечения.

В силу политических изменений в СССР 1953 года, смерть Сталина, попытка Берии прибрать власть к своим рукам, продвигаемый Берией к производству приемник «-Звезда»- стал абсолютно никому не нужным, и можно было поставить на нём крест. Но уже запущенная производственная программа остановиться просто так не могла —- слишком велика была сила административной инерции, и с политической точки зрения сверху не всё было очевидным. Под наименованием Звезда-54 (цифры обозначают дату начала планового серийного выпуска) радиоприёмник всё же был доработан и представлен для утверждения в ИРПА.

С радиотехнической и технологической точек зрения французский радиоприёмник был крайне неудобен, и без волевого решения сверху никогда не имел ни малейшей производственной перспективы. Во-первых, сотрудничество с французской радиотехникой закончилось ещё в конце 20-х годов, когда была исполнена программа по первой советской радиолампе «-Микро»-. Во-вторых, французская радиотехника по схемно-конструкторским и дизайнерским решениям принадлежала к европейской радиотехнической школе, отличной от американизированной по элементной и схемной основе советской. В-третьих, для радиоинженеров КБ завода приёмник был просто неинтересен, поскольку по схеме не содержал в себе (за исключением дизайнерских изысков) чего-либо нового, и что можно было в последующем использовать. И, наконец, сделать копию в чистом виде было невозможно, даже в силу технологических позиций, и мог быть выпущен только похожий внешне аппарат, с совершенно иной внутренней радиотехнической начинкой, что было более отягощающим моментом, чем просто разработка совершенно нового радиоприёмника аналогичного класса. Мнение ИРПА, который вырабатывал тактику и стратегию бытовой радиотехнической аппаратуры, было проигнорировано, что вело к вполне определённым внутриведомственным обидам, и не могло не оказать влияние на рекомендации экспертного совета.

Итак, по протоколу заседания совета. Присутствовало 24 чел. Председатель А.Т.Прохоров, недавно назначенный директор ИРПА. Секретарь В.М.Кузнецова. Повестка дня, пункт 2. Обсуждение радиовещательного приёмника Звезда-54.

Е.Н.Матанцева (ИРПА, лаборатория акустики). «-Приёмник подлежит доработке по акустическим параметрам. Не укладываются (параметры-прим.наше) в нормы особенно на частоте 2000 Гц, частотная характеристика с провалами.»-

Это, пожалуй, самый существенный в потребительском плане провал нового радиоприёмника. Несмотря на всякие схемные ухищрения с введением частотных развязок и ступенчатой регулировки тембра, достичь требуемой 2-м классом ГОСТ, а частотной характеристики так и не удалось.

Причин было две. Первая, это совершенно неакустический корпус приёмника. Он был штампованным из металла. Такие корпуса применялись в СССР, но только в самых дешёвых (народных) радиоприёмниках 4-го, самого низшего класса, типа сетевого АРЗ, батарейной Тулы и некоторых 3-го класса (Рига Т-755, Рига-6 ). Их характерной акустической особенностью был провал частотной характеристики в средней части, от 1000 Гц и до 3000 Гц, связанный с резонансными свойствами тонкого металла. Эффект металлической вибрации на высоких частотах удалось несколько снизить наклейкой с внутренних боковин корпуса войлочных пластин: как здесь удержаться от подходящего сравнения —- обули французскую красотку в сибирские валенки! Деталям и лампам при этом стало теплее, так как ухудшился температурный режим функционирования элементов схемы, и это отражалось на длительности работы комплектующих и приёмника в целом. Вторым было, конечно, низкое качество советских громкоговорителей. Оно не было связано с их конструктивными решениями, а порождалось низкой технологической дисциплиной и просто игнорированием качества исходных полуфабрикатов, таких как бумажная масса для диффузоров, или магнитные свойства сплавов для кернов и кольцевых магнитов. ИРПА по многочисленным жалобам радиослушателей проводил ежегодные проверки предприятий, выпускающих громкоговорители, но всё было бесполезным и политически не нужным, так как бас диктора центрального радио выслушивался отчётливо на всех частотах.

При абсолютно идентичных схемных параметрах советских и зарубежных бытовых радиоприёмников качество звучания у первых всегда было хуже, более того, уступающие в схемном отношении на целый класс довоенные германские приёмники зачастую превосходили послевоенные советские следующего потребительского уровня.

Схема Эксельсиора была достаточно современной и, самое важное, выполнена на пальчиковых лампах, в Европе уже вытеснивших традиционные крупногабаритные стеклянные и металлические лампы. В СССР их выпуск только начинался, ассортимент был крайне ограничен, а пальчиковые многосеточные частотно-преобразовательные лампы и оптические индикаторы настройки вообще не производились. Поэтому схема советского варианта включала металлическую преобразовательную лампу «-RCA»- 6SА7(советская 6А7) и стеклянный оптический индикатор настройки 6Е5С. УПЧ и предварительный УНЧ выполнены на пальчиковой лампе 6Ж3П, детектор и АРУ на 6Х2П, оконечный УНЧ на 6П1П, выпрямитель на пальчиковом кенотроне 6Ц4П. Звезда-54 первый советский радиоприёмник с сетевым питанием, в котором применены пальчиковые радиолампы. С другой стороны, применение разнородных ламп вызвало изменение компоновочной схемы с вертикальной во французском прототипе на смешанную вертикально-горизонтальную в советском образце.

Теперь немного о спорах о дизайне советской «-Звезды»-. Как известно слово дизайнер в тот политически непонятный период было опасным как и фамилия оканчивавшияся на «-ер»-, обтекаемый вариант «-техническая эстетика»- еще не был придуман, особой школы, а именно собственной, советские техникодизайнероэстеты не имели, поэтому на обсуждении художественного оформления приемника были и такие реплики:

«-Тов. (представитель худ. пром. училища). «-Вид приёмника портит шкала, суживающаяся к низу. Решётку бы следовало сделать скромнее. Надо полавировать с окраской. Общее впечатление дешёвки.»- Заводчанин Дорофеев, видя, что дискуссия принимает весьма опасный для приёмника характер, начинает применять тяжёлое вооружение. «-Когда мы приготовили два образца, они были представлены в министерство во 2 ГУ, показали министру, он пригласил министра торговли. В результате обсуждения решено этот приёмник выпустить в свет, что бы дать новое направление конструкторам в создании новой формы приёмников.»-

Очень значимая реплика. Во-первых, без ведома министра ни одно изделие не могло быть запущено даже в разработку, не говоря о выпуске пробных образцов. Но министры, по понятным причинам, сами свою инициативу проявляли в исключительные и очень редкие моменты. Был некто, выше обоих министров, кто директивно указал вельможным пальчиком на понравившийся экстравагантный образец зарубежной радиотехники. И ответственность была уже межминистерская, если вопрос о производстве решался между двумя министрами. А разговоры конструкторско-технологического свойства уже имели вторичный характер.

Точку в дискуссии поставил А.Т.Прохоров. Художественным мальчикам дали понять, что их внимательно выслушали, но судьбу Звезды-54 решать не им. «-С этим приёмником мы находимся в особом положении. Если можно так выразиться, он имеет большую историю, которая начинается сверху. (Вот она, уже высокая политика! —- прим.наше). В силу этого мы приёмник вынесли на обсуждение художественно-промышленного совета с той целью, что бы послушать критику (Л.П.Берия был расстрелян два дня назад, 23 декабря, последние опасения исчезли-прим.наше), которая могла быть последующей базой для изменения приёмника., не требующая капитальной переделки. На эту сторону надо обратить внимание. В отношении приёмника «-Октябрь»- он (разбирался перед «-Звездой-54″-).

и других приёмников, которые представлены впервые даже в качестве макетов, положение другое: «-В отношении расцветок можно рекомендовать зеленоватый, синий, коричневый цвет —- латунь это позволяет. Решение об утверждении выносить не будем»-.

Приёмник выпускался с тремя расцветками корпуса, красный, наиболее частый, зелёный и синий (более редкие). Соответственно и тон зеркальной шкалы был в цвет окраски корпуса. Первые два года приёмник имел определённый, и не очень высокий спрос. Его цена приближалась к приёмникам первого класса, а по акустическим, да и электрическим параметрам он был ближе к приёмникам третьего класса. В 1957 году были запущены в серию приёмники 2-го класса с клавишным переключателем диапазонов (Маяк, Харьков и др.),

которые по своим качественным показателям существенно превосходили «-Звезду-54″-. Она никогда не была модной, чего пугались партийные художественные эксперты. Но в одном они оказались правы. «-Звезда-54″- всегда была, есть и будет кричащей. Плохо это, или хорошо, судить не нам —- истории. Но она никогда не была безвкусной! Потому что была вызывающе озорной, также, как и любая девчонка, ещё не ставшая красавицей, но уже заявившая о себе искрящимися лучиками звёздного рубинового перстенька на мизинчике.

А теперь о других аналогах.
На некоторых экзеплярах «-Звезды»- обнаружены такие ручки.

Clarville Melody

Возможно, SNR придумала оригинальный металлический корпус и вертикальную компоновку? А вот, например, приемник Arena —- чем не маленькая «-Звезда»-? Плюс знаменитая «-змеиная кожа»-…- правда, сами французы называют её «-кожа ящерицы»-.

Ну и табличка с французской «-Звезды- Excelsior»-.

В коллекционном аспекте «-Звезда-54″- не является редким радиоприёмником. Благодаря своей внешней экстраординарности она сохранилась в количестве, достаточном для удовлетворения коллекционных потребностей.
Однако, в историческом смысле Звезда-54 уникальна. Это первая и единственная ласточка, прилёт которой дал надежду на незначительную, но свободу. Пусть из Франции. Слегка революционную. И буржуазную, без лишающей человека внутреннего мира общественной Парижской коммуны. В таком восприятии «-Звезда-54″- советская легенда! А легенды всегда сказки, или нет?

Источники:

1. ЦГАНТД СПБ, ф. 35, оп. 1-1, д. 88, л. 1-27.

2. Первов М. Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны./М.: АВИАРУС-ХХI, 2001г., с.60-61.

3. Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы./М.: МФД, 1999г., док. №6, с.72-75.

4. ЦГАНТД СПБ, ф. 35, оп. 1-1, д. 85, л.5.

5. Левитин Е.А. Справочник по радиовещательным приёмникам./М.:ГЭИ, 1959, с. 94-96.

6. Архивный и библиотечный фонды Музея Радио.

 -

Давайте вспомним еще из тех времен История Дворца Советов в Москве и Боевые лазерные комплексы СССР

теги: СССР
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031